Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью(Вневедомственный (внешний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из содержания комментируемой статьи следует, что правом надзора за ОРД наделены не все прокуроры, а только Генеральный прокурор РФ и прокуроры, на которых его приказом персонально возлагаются полномочия по осуществлению надзора за исполнением ФЗ об ОРД.

Уполномоченными являются прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов, округов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные для этой цели приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченные прокуроры, а в Генеральной прокуратуре РФ — заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники главных управлений, управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями.

Руководители прокуратур и уполномоченные прокуроры обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов.

На уполномоченных прокуроров возлагается персональная ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Одним из элементов предмета прокурорского надзора за ОРД является законность решений, принимаемых органами — субъектами ОРД. Решения в ОРД представляют собой правовые акты, влекущие наступление определенных правовых последствий, законность которых предопределяет и законность ОРД в целом.

В числе решений органов, осуществляющих ОРД, предметом внимания прокурора могут быть постановления о проведении ОРМ, решения об использовании результатов ОРД. При установлении фактов нарушения закона прокурором применяются меры по их устранению.

При оценке законности принимаемых органами, осуществляющими ОРД, решений об использовании результатов ОРД устанавливаются соответствие целям ОРД применения полученных при проведении ОРМ данных, полнота и своевременность использования собранной информации. Особое внимание обращается на законность и обоснованность постановлений органов, осуществляющих ОРД, на основе которых результаты ОРМ представляются в органы дознания, следователю или в суд. Поскольку практика принятия решений, равно как и проведения ОРМ, в значительной мере формируется под влиянием ведомственных нормативных правовых актов, оценка их соответствия закону также является прямой обязанностью прокурора.


Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств рассматриваются как воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимаются меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Заключение

Субъектами, контролирующими ОРД и надзирающими за ней, являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральной прокуратурой РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением ОРО законов Российской Федерации.

Реализуя специфические функции в ОРД (функции контроля и надзора), эти субъекты исполняют предусмотренные российским законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами. Классификация субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней происходит в зависимости от трех основных критериев:

Во-первых, их группируют по функциям. Таких групп две:

1) субъекты, контролирующие ОРД (реализующие функцию контроля); 2) субъекты, надзирающие за исполнением законов в ОРД (реализующие функцию прокурорского надзора); Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД» за реализацией законов в ОРД надзирают Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных «контролерам» полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль и надзор (иначе вневедомственный) и внутренний контроль (ведомственный).

В соответствии с ФЗ «Об ОРД» ведомственный контроль осуществляют руководители ОРО (ч. 3 ст. 19 и ст. 22 ФЗ «Об ОРД») и должностные лица специальных контролирующих подразделений ОРО (инспекторских, организационных, кадровых и др.).

В-третьих, всех субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней, делят на юридических и физических лиц. Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми - их должностные лица (например, руководители ОРО, прокурор).

Руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ (ст. 22 ФЗ «Об ОРД»).

Контроль и надзор необходимы для осуществления основной задачи современного демократического государства - защиты всей совокупности современных прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей ценностью, они - цель государственного развития, эта цель требует постоянной работы по ее достижению, следовательно, и контролю и надзору над этим процессом.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

4.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

6.Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

7.Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

8.Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 21.09.2011) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

9.Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

10. Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (ред. от 30.06.2012) «Об Администрации Президента Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

11. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». Вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность») // Законность. 2011. № 5.

12. Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. 16.05.2007.

13. Ахмедов А.Г. Соблюдение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Журнал правовых и экономических исследований. 2008. № 1. С. 5-9.