Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью(Вневедомственный (внешний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
Суть государственной регистрации ведомственных нормативных актов сводится к тому, что акт после подписания руководителем федерального министерства и ведомства представляется в Министерство юстиции РФ. Там он оценивается на предмет соответствия Конституции, действующему законодательству и ему присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Только после этого данный акт вступает в силу.
Если выявлены противоречия действующему законодательству, то нормативный акт возвращается на доработку.
Правительство имеет право отменять другие правовые акты министерств и ведомств, правомочных осуществлять ОРД, в тех случаях, когда они противоречат закону и выходят за пределы компетенции органов исполнительной власти.[14]
К компетенции Правительства РФ относится проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД. Такая проверка осуществляется Министерством финансов РФ через специально выделяемых для этих целей сотрудников.
Судья — должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти в России; гражданин России (достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет), в конституционном порядке наделенный полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий обязанности на профессиональной основе.
Согласно ст. 9 ФЗ об ОРД каждое оперативно-розыскное мероприятие, влекущее ограничение конституционных прав граждан, может быть проведено только по решению судьи.
Применительно к ОРД судья наделен широкими полномочиями. Так, предметом ведения судьи в ОРД является:
- рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ ( ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД). Следует отметить, что в ст. 9 ФЗ об ОРД изложен порядок санкционирования не всех ОРМ, ограничивающих конституционные права гражданина, а только их части. В этой статье приведены правила судебного рассмотрения материалов только тех ОРМ, которые еще не начаты, а также начатых по разрешению судьи, но которые необходимо продлить. Вместе с тем законодателем приведен закрытый (исключительный) перечень конституционных прав человека и гражданина, которые могут быть ограничены в ОРД. В перечень данных прав включены: тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (причем передаваемых только по сетям электрической и почтовой связи), а также право на неприкосновенность жилища;
- последующая проверка законности решений и действий ОРО и их должностных лиц (ч. 3, 4 ст. 8);
- рассмотрение жалоб на ОРО (ч. 2, 3 ст. 5);
- разрешение споров между судьей (нижестоящего суда) и ОРО в
связи с отказом в проведении ОРМ (ч. 6 ст. 9).[15]
Законодатель возложил на судью следующие обязанности (о них изложено в ст. 9 ФЗ об ОРД):
- судья не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления (ч. 1);
- судья рассматривает материалы незамедлительно (ч. 1);
- судья обязан вынести мотивированное постановление по своему решению о возможности проведения ОРМ (ч. 4);
- руководители суда создают условия, обеспечивающее защиту сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ч. 7).
Обеспечение защиты данных сведений подразумевает наличие системы организационных и иных мероприятий, важным звеном которых выступает создание условий для надежной защиты сведений. Законодатель возложил обязанность по созданию этих условий на руководителей судебных органов, т.е. прежде всего на председателей соответствующих судов (районного, областного и других судов и им равных). Председатель соответствующего суда обязан разъяснить судьям, которые должны рассматривать материалы, поступившие от ОРО, необходимость неразглашения сведений, ставших им известными, а также сохранения в тайне существа принятого ими решения.
Для реализации перечисленных в ст. 9 ФЗ об ОРД обязанностей судья наделен соответствующими правами (о них изложено в ряде статей ФЗ об ОРД):
- судья вправе разрешить или отказать проведение соответствующего ОРМ (ч. 4 ст. 9);
- судья вправе продлить срок действия постановления об ограничении прав лица ( ч. 5 ст. 9);
- по требованию судьи ему могут представляться дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9);
- судья вправе потребовать от ОРО предоставить оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (ч. 5 ст. 5).
2. Ведомственный (внутренний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Соответственно и ведомственный контроль не сводится только к тому, как субъекты ОРД соблюдают законодательство и подзаконные нормативные правовые акты.
Ведомственный контроль осуществляется на всех стадиях подготовки и проведения ОРМ и ОРД в целом, начиная от выяснения оснований и условий для проведения ОРМ и заканчивая использованием их результатов, а также начиная с решения задачи добывания информации и заканчивая предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, либо розыска без вести пропавших.
Ведомственный контроль за ОРД организуют руководители органов — субъектов ОРД на основании ФЗ об ОРД и ведомственных нормативных актов.
Руководителем органа, осуществляющего ОРД, является начальник государственного органа, оперативные подразделения которого уполномочены осуществлять ОРД, а равно его заместитель, курирующий работу оперативных подразделений, непосредственный руководитель оперативного подразделения (департамент, управление, оперативно-розыскное бюро, отдел, отделение).
Иные должностные лица органа, осуществляющего ОРД, т. е. штатные сотрудники оперативного подразделения, наделенные правом осуществления организационно-распорядительных и (или) оперативно-розыскных функций при подготовке и проведении ОРМ, не являются субъектами ведомственного контроля.
По поручению руководителя органа, осуществляющего ОРД, контроль за ОРД вправе осуществлять должностные лица, не входящие в штаты оперативных подразделений, но реализующие в соответствии с занимаемой должностью контролирующие функции. Это могут быть имеющие соответствующие допуски работники аппарата министра, организационно-инспекторских подразделений, инспекций по личному составу, контрольно-ревизионных подразделений, подразделений собственной безопасности.
Предметом ведомственного контроля являются законность ОРД, эффективность решения ее задач, применения сил и средств ОРД, обеспечения прав и свобод граждан, конспирация и режим секретности.
Ведомственный контроль реализуется руководителями органов, осуществляющих ОРД, в целях своевременного, полного и эффективного принятия мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, решения иных задач ОРД, обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан, рационального и эффективного расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, правомерного проведения ОРМ.
Достижение поставленных перед ведомственным контролем целей требует реализации определенных задач (направлений), которые можно свести к следующему:
- проверка проведения ОРМ как главной составляющей ОРД, их организации и тактики;
- контроль за оперативностью и полнотой оперативной проверки заявлений и сообщений о преступлениях;
- проверка соблюдения правил конспирации;
- выявление внутренних резервов повышения эффективности проведения ОРМ, совершенствования организации и тактики ОРД, расходования материальных и денежных средств на ее обеспечение;
- превентивная задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений оперативно-розыскного законодательства;
- обеспечение безопасности участников ОРМ, контроль за выполнением конфидентами контрактных обязательств и реализацией мер их социальной и правовой защиты.
В порядке контроля руководители, наделенные правом его осуществления, изучают оперативные материалы, полученные в результате проведения ОРМ, отражающие основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения.
Поскольку ведомственный контроль есть и функция управления, руководители дают указания о проведении работы по осуществлению оперативной проверки, санкционируют заведение ДОУ, контролируют сроки, порядок, полноту их ведения, проверяют обоснованность их прекращения, утверждают планы мероприятий, дают задания на проведение ОРМ другими оперативными подразделениями либо санкционируют их, составляют постановления и выступают с ходатайством о проведении ОРМ, санкционируют выдачу денежных средств на оперативные расходы, заслушивают участников ОРМ, дают обязательные для них указания, заключают контракты о сотрудничестве с лицами, выразившими желание сотрудничать с оперативными подразделениями органов — субъектов ОРД, анализируют оперативную информацию, делают выводы по ней, дают указания на проведение мероприятий, рассматривают жалобы и заявления граждан, в том числе на незаконные действия должностных лиц.
Согласно положениям норм ФЗ об ОРД руководители субъектов ОРД наделены достаточно широкими полномочиями, посредством реализации которых осуществляется ведомственный контроль.
Так, руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы.
Они принимают решение об уничтожении полученных в результате проведения ОРМ материалов в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Они принимают меры по восстановлению прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в случаях нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц (ст. 5 ФЗ об ОРД ).
В соответствии со ст. 9 ФЗ об ОРД ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, могут проводиться лишь по мотивированному постановлению одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, и на основании судебного решения. По постановлению, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД, разрешается ПТП по заявлению или с согласия отдельных лиц в случае возникновения угрозы их жизни, здоровью, собственности.
На основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, проводятся проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие.
На основании постановления руководителя осуществляется представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд.
При реализации этих полномочий, как видно из положений ФЗ об ОРД, определяются законность проведения ОРМ и правомерность действий участников ОРМ, обеспечиваются безопасность отдельных лиц, конспирация и режим секретности, реализуются права граждан и участников ОРМ.
При установлении фактов нарушения законности, правил конспирации, допущенных в ходе ОРД, разглашения сведений ограниченного распространения и других нарушений ФЗ об ОРД назначается служебная проверка и по ее результатам принимаются соответствующие меры административного, дисциплинарного или иного воздействия. Должностные лица могут нести дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую ответственность на основании и в порядке, предусмотренных ФЗ.
3. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.