Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания и условия).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности. Основными целями ОРД являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством.
Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства. ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).
Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение формальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.
Совершенствование оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает выделение и тщательное исследование всех особенностей этого процесса, элементов его составляющих. Важнейшими структурными элементами оперативно-розыскной деятельности выступают оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).
Термин «оперативно-розыскные мероприятия» многократно упоминается в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» других федеральных законах и подзаконных нормативных актах. Однако законодатель не разъясняет его содержания, как это сделано в отношении ряда других юридических терминов.
К сожалению, по рассматриваемому вопросу нет достаточной ясности и точности в юридической литературе. Это обстоятельство не может не отразиться на восприятии практиками сущности и содержания ОРМ. С учетом того, что ОРМ в Российской Федерации полномочны осуществлять различные правоохранительные органы и спецслужбы, проблема единообразного понимания и толкования ОРМ и, следовательно, законности оперативно-розыскной деятельности перестает быть сугубо научной. Она актуальна не только для конкретного оперативного работника, но также для каждого, кто вольно или невольно вовлечен в сферу функционирования оперативно-розыскных органов (ОРО), кто становится субъектом оперативно-розыскных правоотношений.
Выделение и изучение ОРМ как определенного комплекса действий в системе ОРД обеспечивает возможность глубокого исследования их сущности и научной разработки общих положений проведения этих мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и решение других задач ОРД.
Поэтому можно с уверенностью говорить о непосредственном и существенном влиянии на эффективность ОРД широкого и правильного применения разрабатываемых теорией ОРД рекомендаций по проведению ОРМ, а также необходимости использования в ходе их осуществления накопленного практического опыта и современных достижений науки и техники.
Настоящее исследование предпринято в целях оценки развития оперативно-розыскного законодательства которое является важным условием и насущной практической задачей, от успешности решения которой зависит эффективность ОРД, поддержание режима законности и правопорядка в стране.
Объектом работы являются нормы законодательной регламентации ОРД и, в частности, институт ОРМ, направленный на получение, фиксацию и проверку фактических данных, имеющих значение для решения задач ОРД, является одной из актуальных научных проблем.
В качестве предмета исследования выступает оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Основными задачами исследования, в соответствии с поставленной выше целью, являются описание и анализ норм, осуществляющих правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.
Для достижения цели исследования решались следующие вопросы:
- изучение действующего законодательства России, связанного с оперативно-розыскной деятельностью.
- анализ различных видов оперативно-розыскных мероприятий;
- выявление и анализ проблем, при применении различных видов оперативно-розыскных мероприятий, связанных с защитой интересов граждан и государства.
В процессе работы использованы современные положения теории познания общественных процессов и явлений.
Теоретико-нормативной основой курсовой работы послужили: Конституция Российской Федерации, Международные правовые акты, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности», «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017), «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) (устанавливает базовые положения осуществления ОРД), «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017), Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции», Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О Федеральной службе Безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017, иные федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных юристов: Винокуров А. Ю., Гриненко А. В., Дубоносов Е. С., Егоров Н. Н., Есина А. С., Жук О. Д., Кехлеров С. Г., Лапин Е. С., Маркушин А. Г., Филиппов А. Г. и других авторов. Учебники вышеперечисленных авторов имеют Гриф УМО, изданы Издательством Юрайт в 2017 годах серии Профессиональное образование, Бакалавр и магистр. Академический курс. Научная школа: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (г. Москва), Ресурс электронной библиотеки представлен книгами издательства «Юрайт» в большинстве своем это учебники и учебные пособия от ведущих научных школ с соблюдением требований ФГОС. ЭБС «Юрайт» предоставляет доступ к учебникам по юриспруденции. Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/
1. Оперативно-розыскные мероприятия как объект изучения в теории оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий (общие положения)
Состояние преступности в Российской Федерации на современном этапе характеризуется, прежде всего, большим распространением преступлений, совершаемых организованными группами, тщательно спланированных, подготовленных и законспирированных. Правоохранительные органы постоянно сталкиваются с активным противодействием преступников, со все более изощренными приемами совершения преступлений и сокрытия их следов. Раскрыть такие преступления только традиционными методами трудно, а порой и невозможно [17 с. 12].
Поэтому в данной ситуации возрастает роль оперативно-розыскной деятельности.
Анализ литературных источников указанных в списке курсовой работы дает основание сделать вывод о том, что в период действия УПК РСФСР 1961 г. ОРМ отождествлялись с оперативно-розыскными действиями и мерами, всем этим терминам придавался равнозначный смысл. Эта позиция соответствовала положениям ст. 118 УПК РСФСР 1961 г., которая возлагала на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания возлагалась также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений.
13 марта 1992 г. впервые в истории нашего государства был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», который юридически закрепил существующую многие годы разведывательно-поисковую деятельность специально уполномоченных на то государственных органов, впервые определил систему допустимых ОРМ, применяемых для решения задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 6), основания и условия их проведения (ст.7, 8) [6].
Оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) - это закрепленные в оперативно-розыскном законе действия, в рамках осуществления которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на добывание и реализацию информации, служащей для достижения целей и задач ОРД.
По мнению Винокурова А. Ю. законодательное закрепление ОРМ обеспечивает, во-первых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД и, во- вторых, определяет правомерность действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, отличает действия этих субъектов ОРД от уголовно-наказуемых деяний [9 с. 177].
Условно всю правовую основу ОРД можно разделить на четыре раздела.
1) Конституционный раздел является ведущим регулятором отношений, возникающих в сфере ОРД. К нему относятся нормы, закрепленные Конституцией РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционных норм;
2) Международные правовые акты. К ним относятся акты общего характера, ратифицированные, РФ или акты, к которым РФ присоединилась.
К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, относятся:
а) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
б) Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;
в) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.;
г) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г., и др.
На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств-участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ, являющихся международными субъектами ОРД.
3) Законодательный раздел. В него входят:
а) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности»;
б) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017);
в) «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) (устанавливает базовые положения осуществления ОРД);
г) «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017);
д) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции»;
е) Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О Федеральной службе Безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017);
ж) иные федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД.
4) Подзаконный раздел. К нему относятся Указы Президента РФ, акты Правительства РФ, решения Верховного Суда РФ и акты Генеральной прокуратуры РФ, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Органы, осуществляющие ОРД, издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Каждое ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ.
ОРМ имеют ярко выраженный разведывательно-поисковый характер, т.е. в ходе их проведения: реализуются принципы конспирации, сочетание гласных (открытых), негласных и гласно-негланых (смешанных или зашифрованных) методов и средств; используются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; применяется преимущественно негласный режим работы оперативно-розыскных органов. Такие авторы как Гриненко А. В. считает, что зашифрованными ОРМ являются те, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается под видом гласных действий иного, отвлекающего характера и содержания [11 c. 130].
По утверждению Дубоносова Е. С. ОРМ организуются и проводятся только теми специальными субъектами, которые являются должностными лицами органов, полномочных осуществлять ОРД [12 c. 59]. Поэтому, например, участковые уполномоченные полиции, сотрудники ППС, ДПС и других гласных служб МВД России, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность не могут проводить ОРМ. При этом надо отметить, что вместе с лицами оперативно-розыскных органов, проводящих ОРМ, могут участвовать и сотрудники иных подразделений правоохранительного органа, не являющихся оперативными, а также специалисты, иные лица, оказывающие содействие в реализации задач ОРД, участвующие в подготовке и (или) проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по поручению оперативных работников.