Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания и условия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению В. П. Лаврова прослушивание телефонных переговоров (далее - ПТП) - это ОРМ, заключающееся в негласном контроле за речевым общением (слуховом контроле) за обоими пользователями услуги телефонной связи и фиксации этих разговоров с использованием средств прослушивания и (или) фиксации телефонных переговоров [26 с. 108].

Следует заметить, что прослушивание телефонного разговора только одного пользователя услуги связи без вторжения в сети связи, в том числе с использованием специальных технических средств, не образует данного ОРМ, а представляет собой разновидность электронного наблюдения.

ПТП, согласно ч.ч. 2, 4, 10 ст. 8 ФЗ «Об ОРД», проводится на основании судебного решения при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия; либо на основании мотивированного постановления, вынесенного руководителем оперативно-розыскного органа, в случаях, не терпящих отлагательства, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, а также в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц - по их заявлению или с их согласия в письменной форме.

ПТП может проводиться в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости продления срока судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов (ч. 5 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»).

По мнению Б. Я. Гаврилова прослушиваться могут только переговоры, ведущихся с телефонов конкретных лиц, либо находящихся по определенному адресу, где постоянно или временно проживает, может скрываться, откуда-либо куда может звонить лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях [26 с. 101].

ПТП необходимо отличать от следственного действия, предусмотренного ст. 186 УПК РФ «Контроль и запись переговоров» утверждает А. Г. Маркушин, В. В. Казаков.

Телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом учреждений, исполняющих уголовное наказание (ч. 5 ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 года № 1-ФЗ в ред. от 2 января 2006 года № 8-ФЗ). Поэтому такой контроль телефонных разговоров не образует рассматриваемого ОРМ [24 с. 221].


В.В. Иванов обосновывает [36], что ПТП, как правило, сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Эти носители информации с оригиналами записей контролируемых переговоров в случае необходимости могут использоваться в процессе доказывания; могут передаваться следователю с разрешения исполнителя ОРМ, если при этом не будут разглашены сведения, составляющие государственную тайну. Фонограмма с такой записью направляется следователю с сопроводительным письмом или постановлением, утвержденным руководителем оперативно-розыскного органа. В целом, результаты данного ОРМ, как и его порядок проведения, регламентируются специальными ведомственными и межведомственными нормативными актами [25 с. 230].

В.В. Иванов отмечает, что операторы связи обязаны в соответствии с законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения ПТП на сетях связи, а также принимать меры к недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения ПТП [36].

М.В. Лапатников отмечает, что ПТП урегулировано также разделом III Конвенции ЕС от 29 мая 2000 года «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза» [37].

Снятие информации с технических каналов связи - это ОРМ, заключающееся в негласном контроле и фиксации с помощью специальных технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

М.В. Семенов отмечает, что к техническим каналам связи относят телексные, пейджинговые, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, компьютерные сети [40].

Содержание оперативно-технических действий данного ОРМ заключается в сканировании технического канала, радиоперехвате, копировании и других операциях с последующим фиксированием информации на магнитных, бумажных, электронных носителях отмечает М.В. Семенов [40].

Рассматриваемое ОРМ осуществляется только на основании судебного решения. Как правило, оно проводится специализированными подразделениями органов внутренних дел и ФСБ. Возможно при этом привлечение сотрудников организаций, технические каналы и средства связи которых задействуются для снятия информации, а также других специалистов [25 с. 232].

Порядок проведения данного ОРМ и оформление его результатов регламентируются отдельными межведомственными и ведомственными нормативными актами.


Так, например, в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками уголовного розыска подозреваемый в краже имущества установлен и задержан. Им оказался 34-летний житель соседнего региона. Как выяснилось, в ноябре этого года мужчина освободился из мест лишения свободы, где отбывал наказание за совершение аналогичных преступлений.

В настоящее время по семи фактам тайного хищения чужого имущества возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража, сопряженная с незаконным проникновением в жилище». В отношении гражданина избрана мера пресечения - заключение под стражу.

Полицией проводятся дополнительные мероприятия, направленные на установление причастности подозреваемого к совершению аналогичных преступлений. (Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2018, МВД России https://мвд.рф/news/item/11910975/)

Результаты рассматриваемого ОРМ оформляются сотрудником оперативно-розыскного органа справкой или рапортом. Полученные носители информации могут быть в дальнейшем представлены следователю для использования в процессе доказывания по уголовным делам при отсутствии в них сведений, составляющих государственную тайну.

А. Г. Филиппов утверждает, что оперативное внедрение - это ОРМ, заключающееся в конспиративном вводе сотрудника оперативного подразделения и (или) лица, оказывающего ему конфиденциальное содействие, в криминальную среду или на соответствующие объекты, добывании оперативно-розыскной информации, указывание воздействия на лиц, представляющих оперативный интерес, и ином участии для решения задач ОРД [32 с. 656].

Итак по мнению А. Г. Маркушина, содержание оперативного внедрения составляют: а) процесс ввода, проникновения на объекты оперативного внедрения; б) закрепление на объекте внедрения; в) получение доступа к сведениям, интересующим внедренного субъекта; г) создание обстановки, способствующей получению информации внедренными субъектами; д) проведение внедренными лицами разведывательно-поисковых мероприятий; е) выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; ж) установление контакта (доверительных отношений) с выявленным фигурантом оперативной заинтересованности; з) сбор оперативно-розыскной информации; и) иные действия, проводимые в целях решения задач ОРД [25 с. 233].

По мнению О. Д. Жука объектами оперативного внедрения могут быть: организованные преступные группы и преступные сообщества; отдельные лица, заподозренные в подготовке, совершении и (или) сокрытии преступлений; организации, находящиеся под контролем преступности; участки местности, жилые районы со сложной криминогенной (криминальной) обстановкой [17 с. 385].


В ходе оперативного внедрения внедренное лицо может самостоятельно осуществлять любое ОРМ, не требующее разрешения на их проведение.

О. Д. Жук считает, что оперативное внедрение предусмотрено не только ФЗ «Об ОРД», но и международно-правовыми актами: Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (12-15 декабря 2000 года, г. Палермо, Италия), Конвенцией Европейского Союза «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза» (29 мая 2000 года), в которых, в частности, предусмотрено проведение совместных агентурных операций против транснациональной организованной преступности [17 с. 386].

Так, например, «Сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Башкортостан в городе Стерлитамаке задержаны двое местных жителей 41 и 52 лет при попытке продать гладкоствольный пистолет калибра 9 миллиметров и охотничьи патроны».

По результатам проведенной экспертизы пистолет является продукцией кустарного производства. При проведении дальнейших оперативно-розыскных мероприятий полицейские совместно с республиканскими управлениями ФСБ и Росгвардии обнаружили подпольную мастерскую по переделке и изготовлению оружия, оборудованную в квартире, принадлежавшей одному из подозреваемых.

Также в ходе проведенных обысков по местам жительства и пребывания задержанных обнаружено и изъято более десятка нарезных карабинов и гладкоствольных ружей различных марок.

Главным следственным управлением МВД по Республике Башкортостан по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 222 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Расследование продолжается, устанавливается возможная причастность данных граждан к совершению аналогичных преступлений.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом сотрудника оперативно-розыскного органа или сообщением лица, оказывающего конфиденциальное содействие. С. Г. Кехлеров, О. С. Капинус, А. Ю. Винокуров считают, что полученная внедренным лицом оперативно-розыскная информация, имеющая значение для собирания доказательств совершения преступления разрабатываемыми лицами, может быть использована в процессе доказывания [18 с. 241]. Но при этом надо иметь в виду, что при придании гласности сведений, связанных с внедрением лица в преступную среду, необходимо получить на то письменное согласие этого лица.

Е. С. Дубоносов определил, что контролируемая поставка - это ОРМ, состоящее в негласном контроле за перемещением (поставкой, покупкой, продажей, перевозкой, пересылкой) предметов, вещественных объектов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся предметами и орудиями преступлений, в целях получения информации о признаках преступления [12 с. 354].


Контролируемая поставка может осуществляться как внутри одной страны, так и на территории нескольких государств на основании Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 года), вышеназванными Конвенцией ООН 2000 года и Планом совместных действий ЕС и России в борьбе с организованной преступностью 2000 года считает Е. С. Дубоносов [12 с. 355].

В Конвенции ООН 2000 года говорится, что контролируемая поставка наряду с электронным наблюдением и агентурными операциями относится к специальным методам расследования, которые осуществляются компетентными органами государств-участников Конвенции в пределах своих возможностей и на условиях, установленных внутренним законодательством, с целью ведения эффективной борьбы с организованной преступностью. В этой же Конвенции дано определение контролируемой поставки, как метода, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома или под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления.

А. Г. Филиппова считает, что предметом контролируемой поставки, например, могут быть: наркотики, психотропные вещества, оружие, боеприпасы, взрывные устройства и взрывчатые вещества, культурные ценности, драгоценные камни и металлы, стратегическое сырье, а также любые товары, составляющие предмет официального коммерческого договора [21 с. 388].

Контролируемая поставка проводится на основании мотивированного постановления, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД, в случае, если объектами ОРМ являются предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (ч. 7 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»). Не требуется вынесение постановления на проведение данного ОРМ применительно к другим объектам.

Е. С. Лапин считает рассматриваемое ОРМ, как правило, проводится по комплексному плану, утверждаемому руководителем органа, являющегося его инициатором, и согласованному с руководителями других органов исполнительной власти, привлекаемых к его реализации. В плане указываются: поставленные цели и задачи, используемые силы и средства, мероприятия по обеспечению легенды и конспирации участников, предполагаемые финансовые расходы, мероприятия по документированию преступных действий, порядок использования полученных результатов. При этом в планах и постановлениях на проведение этого ОРМ запрещается указывать сведения о личности привлекаемых к его осуществлению штатных негласных сотрудников и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие [22 с. 231].