Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания и условия).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
Рассмотрим один из видов классификации ОРМ (по Дубоносову Е. С., 2017 [12 c. 147]):
- В зависимости от продолжительности проведения:
- разовые ОРМ (например, наведение справок, опрос);
- длящиеся ОРМ (например, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений).
- В зависимости от формы проведения (по Маркушину А. Г. [24 c. 136]):
- гласные ОРМ (когда, как правило, не скрывается сам факт их осуществления);
- негласные ОРМ (когда их проведение осуществляется в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д.):
- абсолютно негласные ОРМ (когда об их проведении осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений), действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия);
- относительно негласные ОРМ (когда об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности).
- В зависимости от необходимости санкционирования (по Лапину Е. С. [22 c. 112]):
- ОРМ, требующие какого-либо санкционирования (например, проверочная закупка, опрос, наведение справок);
- ОРМ, требующие ведомственного санкционирования (например, контролируемая поставка предметов, веществ, продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен);
ОРМ, требующие судебного решения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; а также в некоторых случаях - снятие информации с технических каналов связи; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств) [12 c. 148].
Таким образом, анализируя классификации различных авторов по определенным чертам (признакам), мы приходим к выводу о большом их разнообразии. Каждая из рассмотренных классификаций помогает решать свои конкретные задачи. Попытка отдать приоритет той или иной классификационной системе ОРМ, по нашему мнению, заранее обречена на неудачу. Классификация ОРМ должна носить открытый характер, поскольку всегда может быть пополнена новыми группами, более дробными дифференциациями ОРМ.
2. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Виды оперативно-розыскных мероприятий
Конкретные виды ОРМ, допускаемые к проведению в процессе ОРД, даны исчерпывающим перечнем в ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» [6]. Рассмотрим эти ОРМ в плане их содержания.
Опрос - это ОРМ, представляющее собой специальную беседу с лицом, которое обладает или может обладать информацией, имеющей значение для решения задач ОРД [19 с. 257].
Пол, возраст, гражданство, должностное и социальное положение, религиозное убеждение опрашиваемого лица не являются препятствием к проведению опроса, необходимость которого диктуется практической целесообразностью, и может ограничиваться только принципами морали.
Опрос подозреваемого, обвиняемого имеет свои формальные особенности, проистекающие из норм уголовно-процессуального закона (УПК РФ) [5]. Так, опрос подозреваемого, содержащегося под стражей, допускается с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которого находится данное уголовное дело (ст. 95 УПК РФ); а опрос обвиняемого по поручению следователя не может быть проведен без соблюдения положений норм УПК РФ, закрепляющих гарантии прав этого особого участника уголовного судопроизводства.
Опрос может происходить как открыто, так и конфиденциально (конфиденциальный (от лат. - доверие) - доверительный, не подлежащий огласке, секретный). Он может проводиться как по месту нахождения опрашиваемого, так и в служебном помещении правоохранительного органа. В отношении лиц, отказавшихся явиться для беседы по приглашению, не может быть осуществлен привод [15 с. 117].
По мнению Егорова Н. Н. опрос может осуществляться самим оперативным сотрудником либо другим должностным лицом, действующим по его поручению [14 с. 189]. При этом опрашивающий имеет право использовать меры конспирации, зашифровки своей личности, статуса либо своего участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является. Право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, позволяющих выступить в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе, проистекает из полномочий оперативно-розыскных органов (ст. 15 ФЗ «Об ОРД» [6]).
В ходе опроса могут использоваться технические средства фиксации (аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию аппаратура) открыто или в тайне от опрашиваемого, без его согласия на использование этой аппаратуры. Есина А. С. утверждает, и мы с ним солидарны исключение составляет опрос с использованием полиграфа, для проведения которого обязательно предварительное получение письменного согласия, опрашиваемого [16 с. 83]. По мнению А. Г. Филиппова полиграф (от гр. polys многий, многочисленный и grapho пишу) - многоцелевой медико-биологический прибор, предназначенный для регистрации нескольких (от 4 до 16) параллельно протекающих физиологических процессов: дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т.п.) и проч., который используется в медицине и прикладной психофизиологии, к которой, в частности, от носится и психофизиологический метод «детекции лжи» [21 с. 344].
Особо следует сказать о возможности проведения опроса под гипнозом. В настоящее время не существует каких-либо нормативных правовых оснований для применения опроса под гипнозом для решения задач ОРД. Поэтому его проведение незаконно.
Результаты опроса оформляются справкой или рапортом сотрудника оперативно-розыскного органа, а при согласии опрашиваемого - его заявлением, объяснением, протоколом явки с повинной.
В процессе доказывания возможны два случая использования данных, полученных в результате опроса: 1) составленное объяснение, заявление или протокол явки с повинной может быть приобщен к материалам дела и в дальнейшем опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу; 2) рапорт или справка оперативного работника, в которых отражены полученные в ходе опроса сведения, используется как документ, содержащий ориентирующую информацию[7,8].
Например в ходе оперативных мероприятий сотрудниками УЭБиПК ГУ МВД России по Самарской области задержаны двое адвокатов, 1980 и 1973 годов рождения, которые, находясь в кафе, получили от жительницы областной столицы денежные средства в сумме 1,2 млн рублей для дальнейшего предложения посредничества в передаче денег должностным лицам.
Сотрудниками подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Тульской области выявлен факт противоправного деяния, связанный с получением незаконного денежного вознаграждения. По предварительным данным, 33-летний руководитель одной из автошкол на территории региона за сумму в размере 45 тысяч рублей предлагал помощь в выдаче документов об окончании автошколы без прохождения курса обучения, а также в оформлении соответствующей медицинской справки без прохождения медосмотра. Предположительно, в дальнейшем подобные документы могли быть использованы для получения водительского удостоверения. При проведении оперативных мероприятий полицейскими зафиксирован факт получения денежных средств. Позже мужчина был остановлен и доставлен в подразделение для разбирательства. В салоне его автомобиля обнаружены деньги и документы. В полиции возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьёй 30, статьёй 159 УК РФ. Проводится комплекс дальнейших мероприятий, направленных на выяснение всех деталей противоправной деятельности подозреваемого. (Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2018, МВД России https://мвд.рф/news/item/11910975/)
Ориентирующая информация - это информация, используемая оперативником или следователем при выдвижении версий в процессе производства по делу оперативного учета или уголовному делу, а также как источник сведений о лице, обладающем информацией, имеющей значение для дела оперативного учета или уголовного дела [22 с. 125].
Лапин Е. С. утверждает и мы с ним солидарны, что наведение справок - это ОРМ, заключающееся в непосредственном изучении документов (в том числе архивных), материалов, баз данных, а также в направлении запросов юридическим и физическим лицам, где располагается или может располагаться информация о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД [23 с. 119].
Собирание информации при наведении справок состоит в истребовании официальных документов, составлении запросов и получении необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных учетов системы криминалистической регистрации и др.
По мнению Маркушина А. Г. помимо сбора информации по официальным запросам, получение необходимой информации возможно и с использованием мер конспирации, тактических приемов (т.е. наиболее целесообразных в данных условиях способов действий оперативных работников) [24 с. 125].
В запрашиваемых материалах может содержаться различная информация, необходимая для обеспечения проведения других ОРМ, решения конкретных задач ОРД. Например, могут быть затребованы данные о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений (судимости), принадлежности номера телефона, круге связей в местах лишения свободы и других необходимых данных.
Лапин Е. С. утверждает, что наведение справок может осуществляться как непосредственно должностными лицами оперативно-розыскных органов, так и с помощью лиц, негласно содействующих этим органам. Если имеется опасность утраты или подлога документов, содержащих важную оперативно-розыскную информацию, в ходе конспиративного наведения справок и неофициального получения данных конфиденциального характера, возможно использование специальных технических средств, предназначенных для негласного снятия копий с документов [23 с. 225].
Сведения конфиденциального характера могут быть официально затребованы только с учетом правил, установленных действующим российским законодательством в отношении конкретных режимов ограничения доступа к данному роду информации. Например, согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» информацию, составляющую коммерческую тайну, можно получить от обладателя такой информации по мотивированному требованию (письменному запросу) уполномоченного должностного лица оперативно-розыскного органа при наличии возбужденного уголовного дела. По мнению Маркушина А. Г. особый режим ограниченного доступа распространяется также на данные, содержащие: врачебную, нотариальную, адвокатскую, журналистскую, банковскую тайну, тайны - переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д [25 с. 217].
Например, "Главным следственным управлением ГУ МВД России по г. Москве завершено предварительное расследование уголовного дела по факту хищения свыше 3,5 млрд рублей предприятия по разработке и производству радионавигационной аппаратуры, одним из акционеров которого на момент совершения преступления являлась государственная корпорация, а также по факту осуществления незаконной банковской деятельности с извлечением дохода в размере свыше 2 млрд рублей. Проверка была инициирована службой безопасности госкорпорации Ростех.
Как установлено в ходе расследования, в период с 2008 по 2016 год участники преступного сообщества вводили в заблуждение акционеров указанного предприятия относительно законного распоряжения денежными средствами, находившимися на расчетных счетах акционерного общества, занимаясь заключением заведомо фиктивных гражданско-правовых сделок с подконтрольными организациями – однодневками.
Таким образом, 3,5 млрд рублей, полученные незаконным путем, поступили в распоряжение участников ОПС, которые далее распорядились ими по своему усмотрению.
Кроме того, установлено, что руководитель структурного подразделения преступного сообщества одновременно являлся главой организованной преступной группы, осуществлявшей незаконную банковскую деятельность на территории г. Москвы в период с октября 2006 по декабрь 2016 года. В процессе указанной противоправной деятельности по обналичиванию денежных средств участники ОПГ извлекли доход в размере свыше 2 млрд рублей.
«По материалам проверки, проведенной сотрудниками УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве совместно с ФСБ России, ГСУ столичной полиции ПО инициативе госкорпорации Ростех, были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 159 «Мошенничество», ст. 172 «Незаконная банковская деятельность» и ст. 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)» УК РФ», К уголовной ответственности привлечены 14 лиц. В настоящее время обвиняемые и их защитники знакомятся с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ. (Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2018, МВД России https://мвд.рф/news/item/11910975/)
Необходимо разграничивать наведение справок-ОРМ и наведение справок-гласного розыскного действия. Наведение справок-ОРМ осуществляют оперативно-розыскные органы в порядке ст. 7 ФЗ «Об ОРД». А. Ю. Винокуров в своей работе уточнил, что наведение справок как гласное розыскное действие осуществляется следователем (прокурором, судьей) в виде направления запроса с целью получения каких- либо справок или непосредственного ознакомления с документацией организации (учреждения, предприятия) в рамках реализации процессуальных полномочий [9 с. 97].