Файл: Нотариат в РФ(Теоретические основы нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Кто сможет обеспечить профессиональную защиту прав участников гражданского оборота? На первое место, естественно, можно поставить суд. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на судебную защиту. Но судебная процедура длительна и дорогостояща из-за привлечения юристов-профессионалов. Зачастую необходима превентивная защита прав, когда сам спор ещё не возник. Такая защита, напротив, должна исключать возможные последующие споры и служить надежной преградой для злоупотреблений со стороны недобросовестных участников гражданского оборота. Моделей установления превентивной защиты несколько. Это страхование сделок, государственная регистрация, ведение единых реестров, участие суда как арбитра гражданских правоотношений и т. д.

Право многих стран исходит из того, что надежной защитой прав и интересов субъектов гражданских правоотношений является нотариальное удостоверение и свидетельствование специальными управомоченными органами и должностными лицами. Традиционно они называются нотариальными органами. Центральное место в них принадлежит нотариусу, как самостоятельному субъекту правоотношений. Джанкарло Лаурини, председатель национального совета нотариата Италии, назвал деятельность нотариуса - «антипроцессуальной», цель которой исключить риск судебных споров. Исходя из этого, к системе учреждений, создание которых предназначено для обеспечения права, закреплённого статьёй 48 Конституции Российской Федерации, относится и нотариат.

Цель работы – изучить особенности нотариата в РФ и предложить пути его совершенствования на современном этапе развития.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические основы нотариата;

- рассмотреть проблемы и пути решения нотариата в РФ.

Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы нотариата

1.1 Понятие нотариата и нотариальной деятельности

Нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее - Основы о нотариате) защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами и другими уполномоченными на то должностными лицами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени государства.


Стоит обратить внимание на то, что совершать нотариальные действия вправе только определенные лица: нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе; нотариусы, занимающиеся частной практикой; главы местной администрации поселения и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения; должностные лица консульских учреждений.

В пределах нотариального округа нотариус, где он имеет назначение на должность, ему выделяется место для совершения нотариальных действий. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, состоят в членах нотариальной палаты, которая является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение.

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

  1. получивший высшее юридическое образование;
  2. имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем 5 лет;
  3. достигший возраста 25 лет, но не старше 75 лет;
  4. сдавший квалификационный экзамен.

Ограничения в отношении претендентов на должность нотариуса установлены в части 2 статьи 2 Основ о нотариате.

Нотариус вправе иметь помощника, стажера. Нотариальные палаты ежегодно определяют количество стажеров, необходимых в данной нотариальной палате [1].

Нотариальные действия - это юридически значимые действия, совершаемые нотариусами, должностными лицами местных органов исполнительной власти (при отсутствии нотариуса в данной местности), уполномоченными должностными лицами консульских учреждений.

В соответствии с положения главы 7.1 Основ о нотариате с 1 января 2015г. нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения:

  1. о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата;
  2. об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела;
  3. об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;
  4. иные сведения в соответствии с ч.2 ст. 34.2 Основ о нотариате, если их внесение не возложено на нотариальные палаты.

В литературе предлагается немало определений нотариата, основанных на обозначении обязанностей и направлений деятельности нотариусов [6].

В нормативных правовых актах определение нотариата не дается. Однако законодательно зафиксирован ряд его признаков: нотариат призван осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц; эта защита обеспечивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов РФ и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате; нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают нотариусы в предусмотренных в законодательных актах формах.


Российский нотариат как субъект юридической помощи имеет дуалистиче­скую природу, сочетающую публично-правовое и частноправовое начала. Он относится к нотариату латинского типа и представлен свободными (частными) и государственными нотариусами. Систему нотариата следует рассматривать как совокупность нотариусов, их стажеров и помощников, а также объединений но­тариусов. Организационное единство этой системы обеспечивается нотариаль­ными палатами субъектов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой и органами юстиции.

Право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено и должностным лицам органов местного самоуправления. Нотариальные дей­ствия от имени Российской Федерации на территории других государств со­вершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение таких действий. Однако у этих лиц, как правило, более ограничен­ная компетенция либо более ограниченный масштаб деятельности, и, исходя из содержания ст. 1 Основ законодательства о нотариате [5], эти лица в систему нотариата не входят.

Нотариальные палаты непосредственно не оказывают юридическую помощь гражданам и юридическим лицам, но влияют на совершение нотариальных дей­ствий, способствуя организации нотариальной деятельности, обеспечивая и кон­тролируя ее качество.

Нотариат выполняет общие (социальные: предупредительно-профилактиче­скую, правореализационную, правоохранительную, фискальную) и специальные (содержательные: правоустановительную, юрисдикционную, удостоверитель­ную) функции [9, с. 52, 54; 16], основываясь на требованиях законности, гласно­сти, сохранения профессиональной тайны, независимости, объективности, ува­жения прав и свобод личности.

1.2 Нотариат в системе правоохранительных органов России

Анализируя значение данного института, следует отметить, что его предназначение (центральное место) основывается в особого рода вида деятельности - нотариальной. Само же институциональное наполнение носит вторичный характер. Это означает, что нотариальные действия могут осуществлять как нотариусы - специальные субъекты правоохранительных отношений, так и иные должностные лица. Тем более, что российское законодательство предоставляет право совершения нотариальных действий должностным лицам консульских учреждений, органов местного самоуправления. Соответственно нельзя не выделить особенности самой нотариальной деятельности [7].

Основная задача нотариальной деятельности - зашита прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства РФ о нотариате - далее Основы о нотариате). В то же время региональное законодательство более подробно в этом вопросе. Так, Закон Смоленской области «О нотариате» (статья 1) устанавливает следующие задачи нотариата:


  • защита гарантированных Конституцией Российской Федерации имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц;
  • укрепление законности;
  • предотвращение правонарушений в сфере имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, а также совершения иных нотариальных действий.

По своей природе нотариальная деятельность - правоохранительная деятельность, что позволяет институт нотариата причислять к системе правоохранительных органов.

Нотариальная деятельность осуществляется от имени государства.

Нотариальная деятельность является разновидностью профессиональной юридической деятельности, представляет собой гарантию права гражданина на квалифицированную юридическую помощь.

Нотариальная деятельность основывается на принципе возмездности, хотя и не считается предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В соответствии со статьёй 22 Основ о нотариате нотариальное действие признаётся совершённым после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.

Нотариальная деятельность является подзаконной деятельностью, строго регламентирована правом и формализована. Соблюдение процессуальной формы выступает как обязательное условие законности совершения нотариального действия.

Возвращаясь к истокам современного российского нотариата, следует отметить, что его становление было противоречивым. Нотариат в системе правоохранительных органов занимал различное место. В годы, предшествующие экономическим реформам 90-х годов нашего столетия, нотариус выступал в качестве государственного чиновника, зависимого от аппарата управления, подчинённого ему.

Процессуальная деятельность нотариуса была в основном техническая и заключалась в строгом соблюдении правил оформления документов, утверждённых органами юстиции СССР. Нотариус Советского Союза рассматривался как обычный клерк, в чьи функции входило лишь решение технических задач, связанных с обеспечением гражданского оборота.

Юридического образования для занятия должности нотариуса не требовалось. Как метко отметил Президент Федеральной нотариальной палаты Е.Н. Клячин, нотариальная контора воспринималась как «своеобразное место ссылки для юристов, не имеющих возможности устроиться на работу в иных структурах».

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в феврале 1993 года, по-новому отнеслись к нотариусу как к участнику правовых отношений. Был введён нотариус, занимающийся частной практикой. Ничего подобного система государственного управления нотариатом ещё не опробовала. Поэтому Основы о нотариате отчасти стали экспериментом. Многое, как показало время, было неудачным.


Главный недостаток видится в том, что законодатель 1991-1993 годов от эйфории серьёзных перемен пробовал решить новые задачи с помощью способов и методов, характерных для советского строя. Так частный нотариат был введён абсолютно с нуля, без какой-либо вообще продуманной концепции. Итог: безответственность лица, обладающего значительной властью в гражданском обороте. Учитывая деловую активность того времени, связанную с переделом собственности и становлением национального класса буржуа, нотариусы, действуя от имени государства, но, не отвечая перед ним, стали перед соблазном нарушения закона и пополнением собственного капитала [10].

Обращает внимание, что даже в Федеративной Республике Германия (где спокойно, без жестоких переделов и коррупционных скандалов, развиваются рыночные отношения) устанавливается ответственность нотариуса в размере до 100 тысяч евро за проявление страсти к наживе. Всё это породило негативное отношение к институту нотариата вообще. Результатом стало полное отлучение нотариуса от оборота недвижимости. Государство решило экономическим путём вынудить нотариусов самим активизироваться в решении проблем их правового статуса. Как предполагается, такая позиция со стороны носителей власти не является правильной и оправданной. Если выражаться образно: нотариус - это не полевой вредитель, с которым необходимо бороться, а институт, выполняющий позитивные функции обеспечения прав участников гражданского оборота.

У государства есть все рычаги, чтобы любые проблемные вопросы разрешить в конструктивном ключе. Если есть какие-то претензии к конкретным нотариусам, то невольно задаешься вопросом: почему отмалчиваются правоохранительные органы? Если есть системные ошибки в организации всего института, то почему не вносятся изменения в Основы о нотариате или не принимается новый федеральный закон. Законодательный орган ведь не находится под влиянием нотариусов.

По-видимому, российский законодатель должен чётко выработать концепцию о месте и роли нотариата в системе правоотношений. Именно от этого зависит в будущем его развитие. Пока складывается впечатление, что нотариат либо придёт к государственному, как, например, имело место в Финляндии, либо нотариальные функции будут поделены между адвокатами и каким-то государственными органами (возможно мировыми судьями, либо учреждениями юстиции).

В любом случае - приоритет в решении этого вопроса безусловно за органами государственной власти. Однако возможен и иной вариант развития нотариата - систематизация в нём полномочий, связанных с оборотом недвижимости: ведение реестра недвижимости, выполнение функций государственного регистратора прав на недвижимость. Интересен в этом опыт Республики Беларусь, где создана практика «одного окна». Гражданину достаточно обратиться к нотариусу за выполнением того или иного действия. Нотариус сам запрашивает все необходимые документы. Подобная модель отчасти реализована во Франции [15].