Файл: Нотариат в РФ(Теоретические основы нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более того, некоторые ав­торы предлагают на законодательном уровне более четко определить нотариальную процедуру удостоверения сделки, которая включает в себя установление фактического состава сделки, проведение ее право­вой оценки, разъяснение участникам сделки содержания обязательства, установление волеизъявления лица на совершение сделки. Как спра­ведливо отмечает Б. А. Борзенко, данные процедурные моменты обре­менят законопроект, но все это будет направлено на повышение дока­зательственной силы нотариального акта [16, с. 112 — 114].

Я также при­держиваюсь мнения, что нотариату необходимо передать полномочия по обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью, а следовательно, внести соответствующие изменения на законодатель­ном уровне в Гражданский кодекс РФ и закрепить данное положение в законопроекте «О нотариате и нотариальной деятельности в Россий­ской Федерации».

Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью важно тем, что законопроект предусматривает ответственность нота­риусов в случае допущения ошибки при удостоверении сделки. Вполне справедливо предусмотренное положение тем, что если обычная стра­ховка не покроет всего ущерба, возникшего по вине нотариуса, то по­тери будут возмещаться из средств гарантийной кассы, созданной при Федеральной нотариальной палате Российской Федерации.

Положительным моментом обязательного нотариального удостове­рения сделок с недвижимостью можно назвать и то, что данная проце­дура избавит граждан от обращения в различные инстанции по поводу сбора различных документов. Предполагается, что это будет делать но­тариус с помощью электронного документооборота.

Следует отметить, что нотариат — в силу своего публично-правово­го характера, четкой процедурной урегулированности порядка совер­шения нотариальных действий, необходимости исследования доста­точно широкого круга доказательств — способствует повышению эф­фективности в сфере собственности, прежде всего в отношении объ­ектов недвижимости, подлежащих регистрации. Это еще раз подтвер­ждает положения об обязательном нотариальном удостоверении сде­лок с недвижимостью и необходимости разработки полноценной сис­темы взаимодействия нотариата с правоохранительными органами по включению нотариата в данную систему с учетом особенностей его деятельности.

Одна из важных проблем на современном этапе — взаимоотноше­ния нотариальных и налоговых органов. Согласно действующему за­конодательству нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы о за­ключении договоров дарения и о выдаче свидетельств о праве на на­следство. Это позволяет государству контролировать данные сделки с целью взимания налога на имущество, переходящего в порядке даре­ния или наследования. Предварительная уплата налога требуется только в случае удостоверения договора дарения иностранному граждани­ну. Однако следует отметить, что в нашей стране через нотариат, к со­жалению, не проверяются другие формы перехода права собственнос­ти, подлежащие налогообложению. Во многих же государствах латин­ского нотариата нотариусы оказывают содействие в осуществлении данных функций и тем самым помогают отслеживать все случаи пере­хода права собственности, а следовательно, устанавливать всех налого­плательщиков. Недостаточное использование потенциала нотариата в рамках осуществления фискальных функций государства приобретает особую актуальность в связи с разработкой Налогового кодекса РФ [17] и увеличением значения налогообложения имущества как одного из источников формирования бюджетов регионов. В данной связи нота­риату должно отводиться особое место как органу, регулирующему сделки с недвижимостью и осуществляющему учет налогоплательщи­ков, что еще раз подтверждает необходимость обязательного нотари­ального удостоверения сделок с недвижимостью.


Возвращаясь к понятию нотариата, следует отметить, что на зако­нодательном уровне нужно более четко определить систему нотари­альных органов, разграничить функции и полномочия нотариусов и органов, правомочных совершать нотариальные действия. В настоящее время помимо нотариусов нотариальные действия осуществляют орга­ны и должностные лица, указанные в ст. 185 и 1127 ГК РФ, ст. 37 и 38 Основ законодательства РФ о нотариате. Однако данный вопрос требу­ет доработки. На мой взгляд, нецелесообразно полностью лишать на­званные в этих статьях органы нотариальных полномочий, однако не­обходимо обусловить возможность их осуществления только теми си­туациями, когда в данной местности нет нотариуса либо возникают экстремальные обстоятельства (необходимость удостоверения завеща­ния, доверенностей).

Как видно, основные правовые проблемы нотариата, отражающие его организацию и функционирование, сводятся к необходимости оп­ределения места этого института в системе гражданской юрисдикции, оценки его потенциала во взаимодействии с правоохранительной и на­логовой системой, совершенствования нотариальных процедур.

Авторы проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» предложили вариант законодательного акта, который по-новому трактует многие известные положения и предлага­ет организацию нотариата и регламентацию нотариальной деятельно­сти на многие годы вперед с учетом социально-экономических измене­ний, происходящих в стране.

Центром нотариальных исследований одним из главных вопросов названо обсуждение выбора наиболее оптимальной и целесообразной модели развития российского нотариата. Это обусловлено реформиро­ванием гражданского и нотариального законодательства, в первую оче­редь предложениями обязательного нотариального удостоверения сде­лок с недвижимостью.

Заслуживает особого внимания позиция В. В. Яркова, который пред­лагает модель активного нотариата. Согласно данной модели перед но­тариатом ставится задача всестороннего оказания юридической помо­щи всем заинтересованным лицам, обратившимся к нотариусу, и наделения последних всеми полномочиями по сбору и истребованию всех документов и доказательств. Это освободит граждан от обращения в соответствующие органы и к посредникам за сбором документов [5, с. 38 — 39]. Я разделяю данную точку зрения и предлагаю закрепить ее в законопроекте.

Перед авторами законопроекта был поставлен ряд принципиаль­ных вопросов: дать понятия нотариата, нотариуса, нотариальной дея­тельности, нотариального действия, нотариальной конторы; опреде­лить, каким должен быть нотариат в стране: государственным или ча­стнопрактикующим; сохранять или не сохранять государственный но­тариат; каковы должны быть пределы государственного регулирования нотариальной деятельности и государственного контроля в сфере но­тариата. От авторов требовалось скорректировать установленный Ос­новами о нотариате порядок освобождения нотариуса от его полномо­чий, ответственность за причиненный по его вине ущерб, страхование риска профессиональной ответственности, взаимоотношения между Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъ­ектов Российской Федерации; попытаться законодательно расширить возможности нотариата, потенциал которого далеко не полностью вос­требован.


Анализируя действующее и проектное законодательство, изучая нотариальную и судебную практику, можно сделать вывод: положи­тельным является то, что проект закона значительно расширяет функ­ции нотариата, ликвидирует сам институт «государственного нотариу­са», предусматривает такое важное нотариальное действие, как нотари­альное соглашение о примирительных процедурах, использует депо­зитный счет нотариуса для расчетов по заключенной сделке.

Я полностью поддерживаю те положения законопроекта, которые предусматривают участие нотариуса в заседаниях органов управления хозяйствующих субъектов; утверждение более жестких требований к кандидатам на должность нотариуса, в том числе возрастные ограни­чения; усиление контрольных функций органов юстиции; установле­ние электронных каналов с ведомствами, ведущими официальные рее­стры и базы данных; введение дотаций нотариусам в экономически слабых районах за счет нотариального сообщества; установление гиб­ких нотариальных тарифов (доступных — для малоимущих граждан, более высоких — для юридических лиц) и некоторые другие предло­жения. Все эти меры будут способствовать усилению значения нота­риата в социально-экономической системе общества, в первую очередь повышению благосостояния граждан, доступности и надежности нота­риальной формы защиты гражданских прав.

2.2 Направления совершенствования нотариата в России на современном этапе

В настоящий момент существует ряд актуальных проблем, стоящих перед государством и обществом, в решении которых нотариат может выступать эффективным механизмом.

Серьезным прорывом стало расширение участия нотариуса в корпоративных отношениях. Именно благодаря введению обязательной нотариальной формы сделок с долями ООО удалось сбить вал рейдерских захватов.

Заметны и достижения нотариального сообщества, особенно в области развития электронного нотариата, так как к 2018 году реестры нотариусов станут полноценно электронными. Записи о нотариальных актах будут вестись в режиме онлайн, будут храниться в электронных архивах и будут доступны для взаимодействия, естественно, сохраняя нотариальную тайну, что является незыблемым.

В начале 2016 года нотариусу для обязательного удостоверения были переданы три вида сделок с недвижимостью, которые были наиболее уязвимы и требовали определенных механизмов их защиты. Сделки по продаже доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, сделки с земельными долями с участием несовершеннолетних, ограниченно дееспособных граждан, а также с имуществом, находящемся на праве доверительного управления, теперь удостоверяются нотариально, что позволяет обеспечивать их юридическую чистоту.


Впервые за время существования небюджетного нотариата в Г осдуме 08.04.2016г. проводились парламентские слушания, посвященные обсуждению роли и потенциала нотариата.

Говоря о повышении привлекательности нотариальной формы сделок, стоит отметить, что благодаря решениям законодателя нотариус предоставляет гражданам обслуживание в режиме «одного окна», и теперь нотариусы сами получают необходимые сведения из государственных реестров; упрощен порядок государственной регистрации прав, основанных на нотариально удостоверенном документе, и сокращены сроки регистрации до трех дней, а в случае представления документов в электронной форме — до одного дня; значительно снижены тарифы за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества.

Важнейшим достижением для нотариального сообщества стало развитие электронного документооборота. Созданная Федеральной нотариальной палатой Единая информационная система нотариата позволила создать публичный реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который стал востребованным инструментом регулирования залоговых отношений.

В настоящее время все нотариусы России имеют электронную подпись.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих граждан и предпринимателей обращаться к нотариусу, является многоуровневая система обеспечения имущественной ответственности нотариуса. В случае, если по вине нотариуса гражданам или юридическим лицам был причинен ущерб, то он в полной мере возмещается за счет личного и коллективного страхования ответственности нотариусов. При недостаточности сумм возмещения, полученного по данным договорам - за счет личного имущества нотариуса, а в случае недостаточности и имущества нотариуса - за счет средств созданного компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты, который заработает уже с 1 января 2018 года.

Кроме того, с января 2016 года вступил в силу Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, который решает вопросы дисциплинарной ответственности нотариуса и является еще одним аргументом в пользу развития нотариата как института с высокой степенью ответственности. Взяв на себя серьезные функции, нотариат взял и серьезную ответственность, которая сейчас прописана не только в Основах законодательства РФ о нотариате, но и в Кодексе профессиональной этики нотариусов в РФ1.

К актуальным задачам, которые стоят перед российским нотариатом, можно отнести следующее.


Прежде всего, это расширение перечня сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.

Еще одной задачей является совершенствование реестра уведомлений о залогах движимого имущества за счет его расширения в части регистрации сведений о сделках и обременениях, в частности, о заключении договора купли-продажи товара с сохранением права собственности за продавцом, о заключении договора лизинга.

Кроме того, необходимо стремиться к большей интеграции с правовыми системами других ведомств (например, при удостоверении доверенности, о совершенном действии информируются все причастные к этому государственные органы: и Россрестр, и ЗАГС, и налоговая служба).

Следующая актуальная задача - обеспечение защиты нотариуса. Если сравнивать статус судьи и нотариуса, то оба действуют от имени Российской Федерации, обладают независимостью по статусу. Однако вопросы защиты судьи решены работающим законодательством с 1995 года. Нотариус также является спецсубъектом, но никаких особых привилегий и защиты не имеет.

Проблемы и перспективы юридической помощи нотариата в России определяются как общими, так и специальными (юридическими) гаранти­ями, причем в значительной степени состоянием законодательства о но­тариальной деятельности.

Основы законодательства РФ о нотариате имеют немало погрешностей юридической техники: предусматривают должность нотариуса (тогда как он не является государственным служащим) и лицензию на право нотариальной деятельности (хотя нотариальная деятельность не подпадает под лицензионную), разграничивают нотариальную деятельность и профессиональ­ную нотариальную деятельность, смешивают понятия «нотариальные действия» и «нотариальная деятельность», имеют некоторые иные неточности [подробнее см.: 13; 14; 17, с. 82-83].

С принятием Основ законодательства о нотариате были отменены многие подзаконные акты, регулировавшие нотариальную деятельность. При этом, не­смотря на значимость этих актов для нотариальной практики, взамен им новые нормативные предписания не созданы.

Кроме того, законодательно не установлены единые нотариальные тарифы, что порождает их различия и необоснованную «динамику» в разных субъектах Российской Федерации [4, с. 12].

Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что для активного развития но­тариата в России необходимо существенное изменение правовой основы его дея­тельности. Способствовать этому призван проект закона «О нотариате о нотари­альной деятельности в Российской Федерации» [12]. Можно выделить следующие положения законопроекта, отвечающие интересам граждан и юридических лиц: введение ряда новых нотариальных действий и возложение на нотариуса обя­занности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, медиации и др.); расширение перечня нота­риальных актов, имеющих силу исполнительных документов; освобождение от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе (при сохранении у лиц, участвующих в деле, права оспаривания такого документа); установление порядка хранения и обслужива­ния нотариальных архивов с отнесением их к федеральной собственности и не­которые иные.