Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Для современного российского общества одной из наиболее принципиальных задач считается построение эффективного государства, преодоление серьезных недочетов в организации и функционировании системы органов государственной власти. Решение данной задачи требует модернизации государственной службы, которая обязана быть открытой, конкурентоспособной и престижной, направленной на результативную деятельность по обеспечению выполнения полномочий государственных органов, оказанию государственных услуг, интенсивно вести взаимодействие с институтами гражданского общества.

Именно государственная служба призвана претворять в жизнь политику страны в области экономики, общественного развития, культуры, образования.

Роль государственной службы в особенности актуальна в условиях посткризисного становления. Так как именно от профессионализма госслужащих, их коррупционной устойчивости, умения вовремя и эффективно решать задачи государственного управления, оказывать качественные общественные услуги зависит не только лишь нормальное функционирование рыночной экономики, но и сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение и охрана законных прав и интересов человека и гражданина.

Цель работы заключается в исследовании понятия, системы, современного состояния и направлений совершенствования государственной службы Российской Федерации.

Основные задачи исследования вытекают из характера постановки цели и состоят в следующем:

– исследовать понятие и принципы государственной службы Российской Федерации;

– рассмотреть правовые основы государственной службы Российской Федерации;

– выявить проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в области государственной службы.

Предметом исследования является российское законодательство в области государственной службы, теоретические и практические проблемы организации и функционирования государственной службы РФ, а также тенденции развития и реформирования государственной службы РФ.

При написании работы были использованы работы видных отечественных ученых: А.С. Архиреева, А.Н. Бабай, Г.А. Василевич, В.Ю. Войтович, А.М. Волков, К.Г. Дедюхин, А.С. Дугенец, С.М. Забелов, Е.Р. Исаева, Н.М. Казанцев, А.Г. Пархоменко, Д.Е. Тагунов и др.

Методологическая и теоретическая основа исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: анализа, обобщения, аналогии, системно-структурный подход, историко-правовой метод, анализа письменных источников и судебной практики.


Теоретическая значимость положений и выводов работы заключаете том, что они уточняют и дополняют теорию о природе, субъектном составе, статуса субъектов в области института государственной службы.

Глава 1. Понятие и система государственной службы Российской Федерации

1.1. Понятие государственной службы

Государственное управление, как следует из предшествующих глав, представляет собой практическую деятельность органов государственной власти, осуществляющих функции государства на основе и во исполнение законов в политической, социальной, экономической, культурной и проч. отраслях общественной жизни.

Государственная управленческая деятельность осуществляется управомоченными субъектами в установленных законом пределах.[1]

К ним относятся лица, замещающие государственные должности (Президент РФ, министры, губернаторы, судьи и др.), и органы государственной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты, органы исполнительной власти субъектов РФ).[2]

Законодатель в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определил государственную службу через ее функциональную направленность — как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации, федеральных органов государственной власти;

- субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (далее — лица, замещающие государственные должности).

Прохождение государственной службы на профессиональной основе означает, что для замещения соответствующих должностей необходимы профессиональные знания и практические навыки. К базовым профессиональным знаниям государственных служащих относится знание Конституции РФ и действующего законодательства в той ли иной сфере государственного управления. Одним из главных навыков является умение применять на практике, претворять в жизнь правовые предписания. Профессиональность исполнения обязанностей по государственной службе подчеркивается тем, что осуществляется на основе служебного контракта и за денежное вознаграждение.


Резюмируя вышесказанное, понятие государственной службы кратко может быть сформулировано следующим образом — это профессиональное обеспечение гражданами реализации полномочий государства и деятельности субъектов государственного управления.

Правовой институт государственной службы — это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы.

Как организационно-управленческий институт государственная служба имеет следующие признаки: во-первых, это объединение государственных служащих, реализующих функции управления государственными делами и организации социума; во-вторых, это упорядоченное структурное образование, совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей.

Административно-правовой основой государственной службы является Конституция РФ, законы и подзаконные акты. Согласно Конституции РФ федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, т.е. регулируется посредством федерального законодательства (п. «т» ст. 71, ч. 1 ст. 76). Статья 32 Конституции РФ закрепляет основополагающее право граждан в этой сфере — на равный доступ к государственной службе.

Активное формирование законодательства о государственной службе в Российской Федерации началось с принятия Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Этот Федеральный закон впервые в новой России, как это было записано в его преамбуле, установил правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих.[3]

Однако данный закон не учитывал специфики прохождения разных видов государственной службы и в принципе какой-либо ее классификации не устанавливал. Ввиду отсутствия подобных оговорок, закон формально распространялся на всех государственных служащих, но фактически касался гражданских служащих в их современном понимании.[4]

В законе закреплялось понятие «государственная должность», которая имела три категории — «А», «Б» и «В». При этом правовой статус и деятельность лиц, замещавших должности категории «А» (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, депутаты, министры, судьи и другие), не регулировался рассматриваемым законом.


В настоящее время законодательство о государственной службе не содержит подобных трех категорий. Однако бывшая категория «А» отнесена к лицам, замещающим государственные должности, которые не являются государственными служащими, а, напротив, поименованы в числе субъектов, чью деятельность государственные служащие обеспечивают.

На смену Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» пришел уже упоминавшийся Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон о системе), который воспринял современные тенденции в государственном управлении и закрепил фактически существующую классификацию видов государственной службы: гражданская, правоохранительная и военная.

По замыслу законодателя особенности правового регулирования каждого из упомянутых видов государственной службы должны были найти отражение в отдельных федеральных законах. Однако сейчас принят лишь закон, регламентирующий с учетом новых условий вопросы прохождения гражданской службы.

Правовое регулирование военной службы основано на федеральных законах от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»1 и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которые разрабатывались и принимались до появления Закона о системе. Хотя они и подверглись большому количеству изменений с 2003 г., однако в полной мере не учитывают новую идеологию реформирования государственной службы, возникшую в новом столетии. Кроме того, рассматриваемые вопросы урегулированы также Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок прохождения специальных видов службы, которые можно отнести к правоохранительному виду государственной службы, по-прежнему урегулирован законами, посвященными регламентации деятельности какого-то одного органа государственной власти правоохранительной направленности. К числу таких законов можно отнести федеральные законы от 30.11.2011 № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от.02.2014) «О прокуратуре Российской Федерации», Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».


Существуют подзаконные акты о прохождении специальных видов службы, например Указ Президента РФ от 05.06.2003 № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Наиболее разработанными в современный период являются административно-правовые основы государственной гражданской службы благодаря принятию 27.07.2004 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В нем подробно регламентированы порядок поступления на гражданскую службу, ее прохождение, увольнение с нее, а также правовой статус государственного гражданского служащего.

Определенный круг вопросов прохождения гражданской службы, требующих правового регулирования, делегирован законодателем Президенту и Правительству РФ, субъектам РФ, например: утверждение реестра должностей государственной гражданской службы, порядка проведения конкурса на замещение должностей гражданской службы, порядка ведения личных гражданских служащих и другие. В этой связи данная сфера правоотношений регулируется также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ. Свою роль играют и ведомственные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с федеральными законами и актами Президента и Правительства.[5]

Правовое регулирование федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации и регламентируется федеральными законами и упоминавшимися подзаконными актами. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, т.е. подразумевает установление общих основ ее прохождения федеральным законом, а подробную регламентацию — законом и другими нормативными правовыми актами субъекта РФ.

1.2. Система и принципы государственной службы Российской Федерации

Согласно ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», как об этом уже говорилось, система государственной службы включает в себя следующие виды:

1) государственная гражданская служба,

2) военная служба,

3) правоохранительная служба.[6]