Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы государственной службы определенные в предыдущей главе присущи не только государственной службе, а всей системе государственной власти. Для их кардинального изменения требуются глобальные изменения принципов государственного устройства, влекущие за собой: изменения Конституции, системы государственного устройства, изменения законодательства, изменения мировоззрения и этических норм граждан нашей страны. Поэтому в данной работе будут определены направления и ряд практических мер, с помощью которых можно продолжить развитие государственной службы.

  1. Необходима государственная программа о системе воспитания государственных служащих, которая позволит выявлять и готовить будущих лидеров потенциальных управленцев, в последующем готовых посветить свою жизнь служению государству и народу. Данная программа должна начинать функционировать еще с дошкольных воспитательных учреждений, выявляя и поддерживая среди подрастающего поколения потенциальных лидеров. Начиная со школ необходимо предпринимать меры к развитию у школьников патриотизма и гордости за свою страну, формировать в них желание работать и трудиться на благо Родины, внедряя в них принципы чести и благородства. Для этого необходимы также и иные программы, направленные на поднятие культурного, этического и социального уровня людей в нашей стране.
  2. Необходимо обеспечить приток на государственную службу лиц из категории научных работников, т.к. имея богатый теоретический опыт они могут быть незаменимы на руководящих постах среднего звена. Для заинтересованности этих людей, в частности, можно обеспечить установление специальных надбавок к должностному окладу государственным служащим за ученые степени доктора и кандидата наук.
  3. Необходимо привлекать на государственную службу лиц из числа бывших военных, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки и обладающих немалым жизненным опытом и навыками работы с людьми. Имея огромный организационный опыт и учитывая, то, что после вывода нашего военного контингента из сопредельных стран в нашей стране образовался большой пласт военных оставшихся без работы, после определенный переквалификации мы получим специалистов, готовых блюсти интересы государства уже на мирных рубежах.

Необходима особая политика и специальные социальные механизмы, направленные на омоложение ее кадров. Это связано не только с малой численностью молодых граждан в указанной системе, но и с тем, что при формировании кадров государственной службы на основе принципа равнодоступности способность и компетентность должны цениться выше, чем возраст и практический опыт (не всегда являющиеся позитивными). В современных условиях нужна четкая стратегия работы государственных органов с молодыми специалистами.


4. При формировании кадров государственной службы важно предусмотреть возможность принятия специального Этического кодекса государственного служащего как системы нравственных ориентиров его деятельности.

5. Необходимо создание карьерной среды: наличие профессионально подготовленных и желающих реализовать карьеру работников; создание атмосферы состязательности среди служащих; развитие системы материального и морального стимулирования; выработка объективных условий для служебного роста способных работников и др.

6. Проведение исследований потребностей персонала государственной службы, а также их мотивов, интересов и побуждений к карьерному росту.

7. Изменить характер трудовой мотивации в реализации карьеры чиновника, она должна быть нацелена на активную позитивную деятельность социального содержания, а не на приоритет личных карьерных устремлений.

8. Заблаговременно выявлять специалистов, потенциально способных быть руководителями организаций и структурных подразделений государственной службы.

9. Создать механизм поощрения обучения и самообразования служащих, приобретение ими новых знаний и нового опыта. Создать систему непрерывного профессионального образования. Поощрять получение второго (специального) высшего образования или ученой степени.

10. Законодательно закрепить персональную ответственность государственного служащего за действия от имени власти.

11. Создать систему региональных учебных заведений для подготовки кадров государственной службы, с размещением вузов на всей территории страны.

12. Улучшить социальную защищенность кадров, повысить заработную плату до уровня, обеспечивающего им достойное проживание.

13. Обеспечить регулярную сменяемость государственных служащих на должностях, уязвимых для коррупции.

14. Ужесточить наказания за злоупотребления, варьирование наказаний в зависимости от тяжести поступка.

15. Создать систему общественного контроля за деятельностью государственной службы.

16. Разработать законопроект об ответственности персонала государственной службы различного уровня за действия, ведущие к ослаблению ее дееспособности и эффективности управления российским обществом.

В основу кадровой политики могут быть положены и другие требования: подбор кадров не только по деловым, профессионально-квалификационным критериям, но и по нравственным качествам на основе всесторонней и непредвзятой оценки; открытость и гласность в решении всех кадровых вопросов с учетом общественного мнения; сбалансированное сочетание необходимости обновления кадров с сохранением их преемственности.


В современных условиях необходимо разработать социально высокоэффективный алгоритм формирования кадров государственной службы субъекта РФ, положив в его основу реализацию следующей триады: «резерв – конкурс – карьера».[29]

Таким образом, внедрение данных рекомендаций позволит создать в России публичную государственную службу, кадры которой формировались бы на основе принципов законности и равнодоступности, гуманизма и справедливости, объективности и беспристрастности, профессионализма и заслуг, внепартийности и светского характера, демократизма и разделения властей, стабильности и социального партнерства, ответственности и социального контроля, открытости и гласности, научности и реалистичности, а главное, соответствия потребностям становления правового государства и институтов гражданского общества.

Все вышеизложенное в полной мере относится и к муниципальной службе в России.

Характер правозащитных процессов, происходящих в обществе, требует дальнейшего углубления содержания правового регулирования деятельности граждан, изъявивших желание работать в государственном аппарате. Нельзя допускать стихийность этого процесса, необходим поиск оптимального уровня связанности правом статуса и защиты этих лиц. Нужно сделать так, чтобы здесь не было ни пустот, ни избытка регулирования (зарегулированности), ни внутренних противоречий (коллизий). Также необходимо поднять престиж государственной службы.

В период нового государственного строительства в России необходимо принять федеральные законы, которые регулировали бы не только отдельные аспекты, но и весь процесс правового обеспечения профессиональной деятельности по реализации полномочий государственных органов.

Авторитет государственных решений и организаторская работа органов государства по реализации этих решений обеспечиваются главным образом посредством сознательного применения субъектами управленческих отношений мер правореализационного и правоприменительного характера. Большинство субъектов этих отношений правильно понимает свое назначение и ведет активную работу по применению конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.

По нашему мнению, одним из средств решения многих проблемы могут стать разработка, принятие единого кодификационного акта о государственной службе. Кодекс государственной службы принесёт с собой во-первых, систематизацию многочисленных действующих нормативно-правовых актов о государственной службе и создаст на этой основе непротиворечивую нормативно-правовую базу.


Принятие такого кодекса позволит исчерпывающим образом регулировать государственную службу, служить юридической базой для комплексной реформы и дальнейшего развития государственной службы.

Заключение

Государственная служба в Российской Федерации представляет собой комплексный административно-правовой институт, состоящий из норм административного и иных отраслей права, регулирующих административно-служебные правоотношения.

Правовую основу рассматриваемого института составляют следующие законы: Конституция РФ, Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ, «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ, «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ, а также Законы Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 и «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Эффективность государственного управления напрямую зависит от своевременного и полного решения назревших проблем. Так, в ходе преобразований, осуществляемых политикой государства, идет борьба с многочисленными проблемами, в числе которых коррупция, злоупотребление должностными полномочиями.


В процессе реформирования государственной службы были приняты федеральные программы. Опыт реализации программ вновь указала на недостатки и проблемы, имеющиеся в системе государственной службы, в числе которых возросшие требования, предъявляемые к государственной службе. Таким образом, многие проблемы и сегодня остаются неразрешенными, в то время как государству нужны высококвалифицированные специалисты, способные эффективно реализовывать функции государственного управления. Именно государственным служащим принадлежит главная роль в укреплении российской государственности, модернизации и стабилизации общества на основах демократии и права.

Для того чтобы повысить профессиональный уровень государственных служащих, необходимо уделять особое внимание сотрудникам, поступившим на службу, на таких этапах кадрового процесса, как адаптация, обучение и развитие, а также мотивация.

Таким образом, в настоящее время реализация мероприятий в рамках реформирования системы государственной службы России приобретает особую важность для достижения высокой эффективности государственного управления.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. – 2016. – 06 июля.
  3. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 05 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
  4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №29. – Ст. 4388
  5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
  6. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 01 июля 2017 г., с изм. от 16 ноября 2017 г.) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
  7. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
  8. Закон Алтайского края от 28 октября 2005 г. № 78-ЗС (ред. от 03 апреля 2014 г.) «О государственной гражданской службе Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. – 2005. – № 114. – С. 56.
  9. Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право: учебник. – М.: Академцентр, 2013. – 351 с.
  10. Алексеев А.П., Абезин Д.А. Принцип системности в организации государственной службы Российской Федерации // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2013. – № 3 (26). – С. 17-21.
  11. Архиреева А.С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 110. – С. 1615-1626.
  12. Бабай А.Н., Пархоменко А.Г. Административное право: лекции. – М.: Издательство МПСУ. – Воронеж: МОДЭК, 2012. – 455 с.
  13. Барциц И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журнал российского права. – 2013. – № 6. – С. 15
  14. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 350 с.
  15. Братановский С.Н., Мамедов А. А. Административное право: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.
  16. Войтович В.Ю. Сущность правовых основ современной российской системы государственной службы // Наука Удмуртии. – 2017. – № 1 (79). – С. 19-29.
  17. Войтович В.Ю., Дедюхин К.Г. Система государственной службы: правовое регулирование, основные принципы, виды // Наука Удмуртии. – 2017. – № 1 (79). – С. 39-48.
  18. Волков А.М., Дугенец А.С. Административное право: учебник. – М.: Инфра-М, 2013. – 287 с.
  19. Гайсина Р.Ю. Правовой режим государственной службы в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2017. – №48. – С. 239-241.
  20. Государственная и муниципальная служба: учебник для СПО / под ред. Ю.Н. Туганова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 294 с.
  21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 томах. Том 2. П-Я.– М.: Lingua, 2015. – 624 с.
  22. Дёмин А.А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для маги­стров. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 425 с.
  23. Забелов С.М., Семашко Е.В., Тагунов Д. Е. Административное право и процесс: практикум. – М.: Юрайт, 2013. – 192 с.
  24. Исаева Е.Р. Совершенствование правовых основ государственной службы в Российской Федерации в современных условиях // Вестник Межрегионального открытого социального института. – 2015. – № 2 (2). – С. 152-158.
  25. Карпенко С.В. Управление государственной службой: основные принципы, методы // Вестник университета Туран. – 2017. – № 1 (73). – С. 54-62.
  26. Копытов Ю.А. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2013. – 645 с.
  27. Леванович З.Ю. Понятие, задачи и функции муниципальной службы в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 806-808.
  28. Липатов Э.Г. Административное право: учебник. – М.: Дашков и К°, 2013. – 452 с.
  29. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: учебник. – М.: Юстиция, 2016. – 615 с.
  30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, 2017. – 736 с.
  31. Осипова С.Г. Правовые основы государственной службы в современной России // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2016. – № 5 (5). – С. 48-54.
  32. Панова Н.Е. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 227-230.
  33. Позднякова Е.В., Герасимова Е.В. К вопросу о принципах государственной службы в российской федерации // Инновационная наука. – 2015. – № 12-3. – С. 150-152.
  34. Прокофьев С.Е. Роль и значение принципов государственной службы // Альманах мировой науки. – 2016. – № 2-3 (5). – С. 86-87.
  35. Сергеев А.А. Конституционные принципы государственной службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2015. – № 11. – С. 193-198.
  36. Старилов Ю. Н. Государственная служба и служебное право: учеб. пособие. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 431 c.
  37. Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. – М.: БЕК, 1996. – 698 c.
  38. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // Российская газета. – 1995. – 03 августа.
  39. Шерстобоев О.Н. Правовые основы государственной службы: учебное пособие. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2015. – 274 с.
  40. Эскиев М.А. Понятие и сущность государственной службы как административно-правового института // Вопросы экономики и управления. – 2016. – №5. – С. 54-57.