Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и система государственной службы Российской Федерации
1.1. Понятие государственной службы
1.2. Система и принципы государственной службы Российской Федерации
Глава 2. Теоретико-правовые основы государственной службы Российской Федерации
2.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации
2.2. Проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации
Обоснованной реакцией на эту ситуацию является принятие Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ему отводится место базового в формируемом законодательстве об отдельных видах государственной службы. Однако данный Закон, во-первых, непосредственно не регулирует виды государственной службы, во-вторых, принят федерального закона о государственной гражданской службе; в-третьих, предполагается принятие федерального закона о правоохранительной
службе, внесение изменений и дополнений в действующие ныне законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы.
Законодательные акты (федеральные законы), регламентирующие государственно-служебные отношения, представлены законами, регламентирующими либо общие вопросы государственной службы, либо специально посвященными государственной службе, либо имеющими к ней определенное отношение.
К числу первых следует отнести Трудовой кодекс РФ[12] и др.
Вторая группа включает в себя такие акты, как Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе[13], Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[14] и др.
К третьей группе законов следует отнести Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[15] и др.
Отношение конституций и уставов соответствующих субъектов РФ к вопросам их государственной службы отличается пестротой. С этой точки зрения, можно сгруппировать конституции и уставы, которые:
а) содержат отдельные главы, посвященные государственной службе данного субъекта РФ. Например, уставы Липецкой[16], Курганской[17], Свердловской[18] областей. Устав Свердловской области в этом отношении является уникальным. В нем достаточно подробно регламентируются вопросы, касающиеся понятия и организации государственной службы; понятия государственного служащего области, ответственности и ограничения прав государственных служащих, гарантий осуществления ими прав;
б) относят государственную службу субъекта РФ к его ведению (см., например, п. «о» ст. 37 Устава Ставропольского края[19], п. «л» ст. 5 Устава Иркутской области[20]).Конституция Удмуртской Республики[21] лишь устанавливает, что не может быть передано в ведение органов государственной власти законодательство о государственной и муниципальной службе в Удмуртской Республике;
в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта РФ учреждения его наград и почетных званий и иных мер поощрения (см., например, п. 19 ст. 81 Конституции Республики Дагестан[22], п. «к» ст. 22 Устава Оренбургской области). Нередко прямое указание на этот счет отсутствует, но такое полномочие вытекает из компетенции тех или иных органов и высших должностных лиц (руководителей) субъектов РФ.
Но конституции и уставы субъектов РФ являются не единственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной службы. Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. Во многих субъектах уже приняты законы о государственной службе.
В систему правовых актов о государственной службе входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных их должностных лиц; должностные инструкции и др.[23]
Как правило, специальные правовые акты, касающиеся вопросов государственной службы, распространяют свое действие на определенные категории государственных служащих.
К правовым источникам государственной службы следует также отнести отдельные международно-правовые акты, содержащие нормы, регламентирующие соответствующие государственно-служебные отношения и подлежащие применению в Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, и судебные решения (например, решения Конституционного Суда Российской Федерации).
В системе правового регулирования государственной службы важная роль отводится служебному контракту.
Служебный контракт – разновидность административного договора. По своей структуре он имеет внешнее сходство с трудовым договором (в его основе соглашение сторон, включает существенные и иные условия и т.п.), но существенно отличается от него по субъектам и содержанию. Работодателем по служебному контракту выступает Российская федерация или субъект РФ в лице уполномоченных ими представителей нанимателей. Служебные обязанности, принимаемые на себя государственным служащим, имеют административно-правовой, публичный характер. Они органично связаны с содержанием государственной деятельности и установлены, в конечном счете, с целью осуществления ее задач и функций[24].
Государственный служащий за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, предусмотренных служебным контрактом, несет дисциплинарную ответственность перед государством в лице уполномоченных субъектов. Заключение контракта, его изменения и прекращение осуществляются в административно-правовых процедурных формах. Немаловажен и тот факт, что государственный служащий по контракту содержится за счет средств соответствующего бюджета, хотя в этой части служебный контракт сближается с трудовым договором со служащими, не являющимися государственными.
Таким образом, установление системы правовых источников государственной службы, определение роли и перспектив тех или иных источников права в регулировании государственно-служебных отношениях отвечает задаче реформирования российской государственной службы в направлении обеспечения ее единых правовых основ, целостности правового регулирования.
2.2. Проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации
Многовековая история государственного строительства доказала, что ни одно цивилизованное государство не может эффективно функционировать без высокопрофессионального аппарата государственной службы. Государственная служба – важнейший инструмент государства. И как хороший инструмент она должна быть законодательно обеспечена, организационно отлажена, укомплектована специалистами высочайшей квалификации, способными анализировать происходящие процессы, видеть перспективу своей работы, принимать решения, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений[25].
Эффективная государственная служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета. Она призвана решать огромный комплекс задач: обеспечивать единство законодательного процесса и императивов правоприменения в работе над документами; профессионального сопровождения формирования правового поля при осуществлении целей и задач государства; создания политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.
Потребность общества в государственных служащих, работающих на пользу людям, имеет глубокие исторические корни. Это понимали уже в древнем мире, хотя государственная служба как таковая сформировалась только в эпоху становления капитализма.
Профессионально подготовленный аппарат необходим каждому органу власти с учетом специфики его функций при обеспечении представительной, исполнительной и судебной власти. Без него не может осуществляться государственное управление. Между тем низкий престиж чиновников, отсутствие достаточно эффективного механизма материального стимулирования их труда, социальной и правовой защиты существенно мешают притоку и закреплению на государственной службе перспективных, профессионально подготовленных сотрудников, особенно молодых, способных поднять государственное управление на качественно новый уровень, избравших служение государству и народу своей профессией.
Проблема кадрового состава является одной из наиболее серьезных проблем государственной службы. Профессиональные служащие необходимы в любой сфере государственной службы.
Развитие современного общества, технический прорыв современной науки и технологий предъявляет к служащим повышенные требования и в первую очередь это касается государственных служащих. Подбор кадров соответствующий современным требованиям имеет первостепенное значение для государственной службы.
Подбор кадров имеет системный характер, и состоит из пяти подсистем: 1) кадровой политики; 2) подбора персонала; 3) оценки персонала; 4) расстановки персонала; 5) обучения персонала.
Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с кадрами на длительную перспективу. Подбор персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение вакантных мест. Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работников вакантной или занимаемой должности[26].
Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров, исходя из планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штатном расписании.
Обучение персонала имеет целью обеспечить соответствие профессиональных знаний и умений работников современному уровню организации и управления.
Различают четыре вида обучения:
– подготовку рабочих и служащих в профессиональных училищах, техникумах и вузах, предусматривающих получение базовой специальности;
– повышение квалификации в учебных заведениях – получение новых знаний по базовым специальностям;
– переподготовку персонала для приобретения новых специальностей;
– послевузовское профессиональное образование (магистратура, аспирантура, докторантура).
Данные виды обучения и их взаимодействие позволяет обеспечить возможности для непрерывного повышения образования каждого работника и своевременно регулировать соответствие между числом работников и профессиональной структурой персонала.
Кадровая ситуация в государственной службе Российской Федерации свидетельствует о негативных тенденциях которые говорят об отсутствии интереса к повышению квалификации не только у руководящего состава, но и у гражданских служащих.
В настоящий момент кадры государственная служба формируется по двум направлениям:
Первый принцип – это принцип, для которого характерны отсутствие влияния личных отношений между руководителем и подчиненными при приеме и продвижении по службе, заслуг, профессионализма, беспристрастности, объективности, открытости, гласности, научности, стабильности, карьеры и др.[27]
Второй принцип – это принцип, в котором в котором ведущую роль играют личные отношения между руководителем и подчиненными при приеме и продвижении по службе (например, родственные связи, дружеские и различные протекции).
В первом случае кадровый состав формируется из людей высокопрофессиональных, образованных и прошедших соответствующую подготовку. Это выходцы из различных социальных слоев, добивавшиеся всего в жизни своим упорным трудом.
Во втором случае это люди не всегда профессионально подготовленные, люди, которые в силу способа попадания на место службы, будут отстаивать интересы не государства в целом, а конкретного лица, которое способствовало их продвижению по службе.
В настоящий момент, к сожалению, кадровые назначения на государственную службу происходят по второму принципу, а принцип профессионализма, в силу сильной коррумпированности данной структуры, играет весьма опосредованную роль.
Так как люди кандидаты на государственную службу подбираются по принципу «личной преданности» и политическому соответствию, то это негативно сказывается на моральное и профессиональное состояние государственной службы в целом.
Сегодня отсутствует система контроля за принципом подбора государственных служащих на занимаемые ими должности.
Государственные служащие не несут персональной ответственности за ошибки при решении кадровых вопросов, отсутствует принцип открытости.
В регионах формирование кадров государственных служащих является сферой острой борьбы различных политических партий, преследующих только свои политические и экономические интересы. На нужные места ставятся нужные люди, способные лоббировать интересы своих ставленников.
На служебный рост государственного служащего оказывает существенное влияние принцип поддержки экономических структур.
Не всегда соблюдаются нормативно установленные процедуры и правила назначения на государственные должности государственной службы. Замещение их на конкурсной основе заменяется часто методами назначения по усмотрению руководства. Преобладающим способом должностного продвижения государственных служащих на современном этапе является единоличное назначение.[28]
Нынешнее положение кадров государственной службы характеризуется нестабильностью, связанной, прежде всего с постоянными реорганизациями структуры и перманентными сокращениями штатов государственных органов, относительно низкой оплатой труда в них по сравнению с коммерческими организациями.