Файл: Определение, основные задачи , функции бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Произошедшие в нашей стране глубокие экономические перемены обусловили переход на новый уровень системы бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет является информационной системой, необходимой для принятия управленческих решений и являющаяся его информационной базой. Бухгалтерский учет напрямую связан с перспективами развития систем управления, поскольку он является информационной платформой современных систем управления организаций, на его долю приходится порядка 75% финансово-экономической информации, в том числе необходимые при выработке текущих и стратегических управленческих решений. Эти обстоятельства выдвигают в число приоритетов разработку эффективных и понятных стандартов бухгалтерского учета, которые должны быть совместимы с международными стандартами.
В связи с этим, актуальность данного вопроса обусловила выбор темы данного исследования.
Целью данной курсовой работы является исследование цели, функций и задач бухгалтерского учета.
Задачи, поставленные в работе:
1) изучить состав и значение законодательных и нормативных документов по бухгалтерскому учету;
2) рассмотреть виды отчетности, формируемые на базе бухгалтерского учета;
3) дать оценку процесса реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО;
4) по результатам проведенного исследования сделать выводы и заключение.
Основу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых в области теории и практики бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской отчетности. Вопросами реформирования российской системы бухгалтерского учета занимались такие ученые, как Гетьман В. Г., Мельник М. В., Палий В. Ф., Соколова Е. С. и другие.
Работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. Задачи и функции бухгалтерского учета, законодательное регулирование бухгалтерского учета на предприятиях
Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с определенными требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности[1]. Данные бухгалтерского учета используются для принятия управленческих решений и составления бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет всегда функционирует только в рамках юридического лица.
Задачами бухгалтерского учета являются[2]:
– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
– обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства, сохранностью и эффективным использованием имущества организации;
– своевременное предупреждение негативных факторов в финансово-хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов.
Исходя из задач формируются функции бухгалтерского учета:
1) Информационная функция – сбор, регистрация и обобщение информации и предоставление ее различным группам пользователей.
2) Контрольная функция. Качественная информация позволяет осуществлять контроль по следующим направлениям:
– обеспечению сохранности собственности;
– рациональному использованию различных видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
– выполнению плановых показателей;
– формированию полной себестоимости продукции;
– надзору за деятельностью различных подразделений организации и т.д.
3) Аналитическая функция заключается в анализе сформированных в системе бухгалтерского учета показателей. При анализе фактические показатели сравниваются с плановыми, нормативными, сметными и т.д. Данные анализа применяются в дальнейшем при планировании показателей. В этом заключается функция обратной связи[3].
Бухгалтерский учет в информационной системе управления организаций может быть представлен следующей схемой:
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Орган управления
Уровни управления
Высший
Средний
Оперативный
Финансовый учет
Управленческий учет
Налоговый учет
Информационная система бухгалтерского учета
Первичный учет
Текущий учет
Сводный учет
Объект управления
Текущая деятельность
Финансовая деятельность
Инвестиционная деятельность
Отчетность
Внутренняя (сегментарная)
Статистическая
Финансовая (налоговая)
Информация прямой связи
Рисунок 1 – Бухгалтерский учет в системе управления организацией
Регулирование бухгалтерского учета и отчетности в РФ представляет собой установление единых обязательных правил ведения учета и формирования финансовой отчетности и осуществляется компетентны- ми органами посредством разработки и утверждения законодательных, нормативных актов и актов методического характера. Таким образом, определяя принципы регулирования бухгалтерского учета, принято рас- сматривать систему государственных органов и нормативных документов по учету и отчетности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ в настоящее время в РФ принята четырех уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета (таблица 1).
Таблица 1
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, действующая в Российской Федерации[4]
Уровень |
Виды документов |
1 уровень Законодательный |
Закон № 402-ФЗ, другие федеральные законы |
2 уровень Федеральный нормативный |
Федеральные стандарты |
3 уровень Отраслевой нормативный уровень |
Отраслевые стандарты |
4 уровень Методологический уровень |
Рекомендации в области бухгалтерского учета |
5 уровень Организационный |
Стандарты экономического субъекта (учетная политика, приказы, распоряжения организации) |
Основным документом первого уровня нормативного регулирования является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»[5], в котором определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Целями Закона о бухгалтерском учете являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
В соответствии с законом система регулирования бухгалтерского учета состоит из следующих аспектов[6]:
1. Вводится смешанное регулирование бухгалтерского учета – государственное и негосударственное (со стороны профессионального сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета).
2. Вводится общественный контроль за содержанием разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам бухгалтерского учета.
3. Устанавливается жесткая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и непротиворечивость нормативной базы.
4. Применение международных стандартов определено как основа разработки федеральных и отраслевых стандартов.
5. Разграничиваются полномочия органов, осуществляющих разработку правил (в том числе стандартов) бухгалтерского учета, и контроля за их исполнением.
6. Принципы регулирования бухгалтерского учета.
В статье 20 Закона № 402-ФЗ[7] перечисляются основные принципы его регулирования, которые направлены на обеспечение выполнения требований достоверности, непротиворечивости, единства нормативной базы и рациональности ведения бухгалтерского учета.
7. Документы в области регулирования бухгалтерского учета.
Перечень видов документов, регулирующих бухгалтерский учет в России, определен статьей 21 Закона № 402-ФЗ[8]. Данные документы, образуя единую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, формируются различными субъектами регулирования, а именно[9]:
- государственными органами – федеральные стандарты, отраслевые стандарты;
- негосударственными (саморегулируемыми) организациями – рекомендации в области бухгалтерского учета;
- непосредственно хозяйствующими субъектами – стандарты экономического субъекта.
На наш взгляд, особо следует отметить обязательные требования к содержанию федеральных стандартов, включая безусловное наличие в них определений и признаков рассматриваемых в документах объектов бухгалтерского учета, условий их принятия к бухгалтерскому учету, способов денежного измерения, требований к учетной политике и другие наиболее существенные аспекты.
Важным положением статьи 21 Закона № 402-ФЗ является и содержащаяся в ней норма о взаимосвязи документов, регулирующих бухгалтерский учет, их иерархической последовательности, при которой документы более низкого уровня не должны противоречить документам более высокого уровня: «Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам».
Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам».
Таким образом, принятие Федерального закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ сало одним из шагов на пути к достижению поставленных целей по активации применения Международных стандартов финансовой отчетности в нашей стране.
Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ и других кодексах.
К нормативным документам второго уровня нормативного регулирования относятся Федеральные стандарты бухгалтерского учета – в настоящее время это Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета[10].
Главное назначение таких положений - раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни экономических субъектов, правила подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. В настоящее время утверждено 24 ПБУ отдельных объектов учета. В последующем данные Положения будут пересматриваться, будут разрабатываться ПБУ, разработчиком которых в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О бухгалтерском учете» может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Утверждает ФСБУ уполномоченный федеральный орган – Минфин РФ.
Третий уровень нормативного регулирования включает отраслевые стандарты, регулирующие вопросы учета в отдельных отраслях: строительстве, сельском хозяйстве, транспорте, торговле и др[11].
Четвертый уровень нормативного регулирования включает нормативные правовые акты органов исполнительной власти (Минфина РФ, Федеральной налоговой службы и др.), иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений пятого уровней. В качестве примера можно привести План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению от 31.10.2000 г. № 94 н[12].
Пятый уровень нормативного регулирования – организационный, включает нормативные локальные акты, разрабатываемые и утверждаемые самим экономическим субъектом, обеспечивающие учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогового учета. Назначение нормативных документы пятого уровня - определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации[13].
Учетная политика является одним из основных стандартов экономического субъекта, требующих грамотного и четкого составления, а в дальнейшем – соблюдения ее требований для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. В случае проверки контролирующими органами учетная политика, чаще всего, запрашивается в обязательном порядке. Если в учетной политике отражается полнота раскрытия информации касательно ведения бухгалтерского и налогового учета, если эти данные обоснованы требованиями законодательства, это позволит избежать ошибок в дальнейшей работе бухгалтерии организации.