Файл: Определение, основные задачи , функции бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
Постановлением Правительства РФ от 06.03.1988г. №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности[25].
Необходимость разработки мероприятий по сближению отечественной практики бухгалтерского учета и международной обусловлено обстоятельствами ведения бизнеса, так как появилась возможность привлечения иностранного капитала.
Главная идея реформирования бухгалтерского учета - это установление национальной системы бухгалтерского учета, соответствующей интернациональным стандартам финансовой отчетности и условиям рыночной экономики.
Изначально проводился выбор между системами международных стандартов - US GAAP или МСФО - американской или европейской. Предпочтение было отдано МСФО.
Американские стандарты отчетности US GAAP представляют собой свод правил и практических инструкций, в то время как МСФО построены на основе «Концепции» (принципов), что предполагает большую многовариантность учетной практики и позволяет достаточно гибко применять их в различных спорных ситуациях, опираясь на профессиональное суждение специалистов по МСФО[26].
Начало реформирования учета в России непосредственно связано с принятием Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1, целью которой являлось приведение национальной системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)[27].
Но при достижении этих целей возникали определенные проблемы, которые тормозили реформирование. Первой из них является нестабильность налогового законодательства, из-за которой основная экономическая сущность хозяйственных операций по значимости отодвигалась на второе место, уступая процессу оптимизации налогообложения. Так же не менее важной причиной было непонимание у практикующих бухгалтеров целесообразности их использования.
Чтобы решить данные проблемы Правительство России разработало 06.03.1998 г. Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, которая содержит основную массу требований международных стандартов[28].
Также в этом Плане внимание концентрируется на проблемах развития бухгалтерской профессии, таких как развитие саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг, ежегодное повышение квалификации специалистов учета и введение новой системы аттестации, разработанных на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
Что касается компаний, то в Плане развития учета содержатся положения, в которых говорится о постепенном приближении составляемой отчетности к МСФО. А также переход к данным стандартам запланирован для аудиторов.
Также 01.07.2004 г. была одобрена «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу для установления наиболее значимых направлений развития учета и отчетности, разработанная Министерством финансов»[29].
Ключевым направлением являлся постепенный переход на МСФО с учетом готовности профессиональной среды и ее потенциала.
На всем пространстве РФ МСФО начали свое действие 25.11.2011 г., с момента вступления в силу Приказа Министерства Финансов «О введении в действие МСФО и разъяснении МСФО на территории РФ», разработанного совместно с ЦБ РФ[30]. Тексты этих стандартов были зарегистрированы 05.12.2011г. в Министерстве юстиции и опубликованы в справочных системах.
К настоящему времени для перехода на принятую систему учета и отчетности в нашей стране сделано достаточно много.
Разработано 24стандарта, в их числе и такие, в которых рассматриваются принципиально новые понятия, заимствованные из международных стандартов, провело большую работу по методологическому регулированию российских положений по бухучету (ПБУ) в направлении сближения их с МСФО[31].
Преобразованная система учета намного лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму.
Таким образом, переход на МСФО обусловлен следующими обстоятельствами:
- российские ПБУ имеют давнюю традицию, но они изначально не были предназначены для финансовых рынков. Их совершенствование в последние годы ведется на основе МСФО.
- рынку необходима сопоставимая информация. МСФО дают подробную картину деятельности организации.
- МСФО отражают опыт компаний по всему миру и представляют наилучшую практику.
Применение Международных стандартов финансовой отчетности основывается на 2-х принципах[32]:
1) принцип непрерывности деятельности;
2) принцип начисления.
Принцип непрерывности деятельности основывается на том, что организация функционирует, действует, процветает и в дальнейшем будет продолжать деятельность не менее чем 1 год. Исходя из этого определено, что организация не проводит процесс ликвидации, сокращения структур и рабочих, а также нет необходимости прекращать процесс своей деятельности. Таким образом, активы организации отражаются в учете по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. В случае если организация начинает процесс ликвидации, сокращения штаба и прекращения своей деятельности, в финансовой отчетности этот факт должен отражаться в следующем порядке[33]:
1. Отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости.
2. Производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме.
3. Осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.
Принцип начисления основывается на том, что доходы и расходы отражаются независимо от фактического получения их предприятием. Важен не сам факт получения или расход денег, а возникновение начисления. Таким образом, этот принцип предполагает:
4. Результат совершенной операции отражается по факту.
5. Операция отражается в том отчетном периоде, в котором осуществлена.
6. Отражение информации о платежах, помимо фактических.
Формируются обязательства как к оплате, так и к получению.
Таким образом, принцип начисления предоставляет полную картину, как влияют операции на дальнейшее финансовое состояние предприятия. Этот принцип обеспечивает полную и достоверную информацию для всех пользователей. По финансовым отчетам, основанным по этому принципу можно проследить будущие поступления и обязательства по денежным средствам, помимо совершенных сделок и денежных средств, которые уже поступили.
В данный момент по Международным стандартам отчетность составляют банковские учреждения, страховые организации, и компании, чьи облигации участвуют в торгах.
Однако абсолютный переход на МСФО невозможен, так как не каждый Международный стандарт имеет свой аналог в Российской системе бухгалтерского учета. Из-за новых стандартов требуются изменения в плане счетов, которые в скором времени будут внесены Министерством финансов[34].
Кроме того, переход к новым стандартам влечет за собой немаленькие затраты, как и у организаций, которые должны платить за переобучение специалистов, услуги консультантов, тратиться на новое программное обеспечение, аудит, так и со стороны государства, оплачивающего все реформы. Но по словам специалистов, эти затраты окупятся после перехода на МСФО.
Несмотря на все эти трудности, которые возникают при переходе от национальных стандартов, МСФО выгодны российскому бизнесу. Так как отчеты, оформленные с помощью этих стандартов, более информативные, открытые и отражают реальное состояние компании, тем самым помогая руководству оценить эффективность управления организацией. Так же МСФО-отчет будет более полезен для привлечения инвесторов, из-за того, что содержит в себе оценки и прогнозы развития компании.
Таким образом, современное ведение бизнеса требует, чтобы предприятия всех стран составляли внешнюю отчетность по единым стандартам, на понятном международном языке бизнеса. Отсутствие прозрачности корпоративной отчетности российских компаний сдерживает приток иностранных инвестиций в российскую экономику.
Основной задачей реформирования бухгалтерского учета в РФ является сближение российской системы бухгалтерского учета и МСФО, а также реализация новой схемы утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений к ним. Это позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учета и будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области.
Заключение
В результате выполнения работы, пришли к таким выводам:
Организация бухгалтерского дела в России осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Содержанием бухгалтерского дела в современных условиях является не только ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а так же выполняет контрольную, информационную функцию.
История развития бухгалтерского учета насчитывает более шести тысяч лет и включает в себя девять этапов. Особое значение отводится возникновению двойной записи и созданию персональных компьютеров, которые позволили автоматизировать учет. Бухгалтерский учет называют языком экономики.
В настоящее время бухгалтерский учет называют языком бизнеса. Это связано с тем, что именно он формирует информацию о коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, которая необходима для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности, для принятия оптимальных управленческих решений, как самого предприятия, так и партнеров по бизнесу.
Регулирование бухгалтерского учета и отчетности в РФ представляет собой установление единых обязательных правил ведения учета и формирования финансовой отчетности и осуществляется компетентными органами посредством разработки и утверждения законодательных, нормативных актов и актов методического характера. Таким образом, определяя принципы регулирования бухгалтерского учета, принято рассматривать систему государственных органов и нормативных документов по учету и отчетности.
Основным документом, регулирующим учет является Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Учетная политика является важнейшей составляющей успешной деятельности предприятия. Именно эффективная учетная политика позволяет грамотно организовать учет на предприятии с целью повышения экономической выгоды.
Основными направлениями развития бухгалтерского дела и бухгалтерского учета на современном этапе являются:
- применение стандартов международного учета и отчетности;
- повышение профессионального уровня бухгалтеров;
- развитие профессиональных организаций бухгалтеров;
- совершенствование системы внутреннего контроля.
Таким образом, правильная организация бухгалтерского учета это не только залог успеха конкретного хозяйствующего субъекта, но и в целом всего государства.
Список использованных источников
- О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина РФ от 06.07. 1999 № 43н)( в ред. 08.11.10г.). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ5/01[Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 09.06.2011 № 44н. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации[Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ, утв. 29 июля 1998г. №34н. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008 (Утв. Приказом Минфин РФ от 06.10.2008 № 106н) (в ред. Приказов Минфина РФ от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 № 164н) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - режим доступа - http://www.consultant.ru.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94н (в ред. от 07.05.2003г.). // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - режим доступа - http://www.consultant.ru.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов / Ю.А. Бабаев, Л.Г. Макарова, А.М. Петров. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 463 c.
- О введении в действие МСФО и Разъяснений МСФО на территории РФ [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 25 нояб. 2011№160н. // Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 06.03.1988г. №283.
- Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие. / В. С. Быков, Т. В. Горбунова, И. В. Ромашкина. - М.: Кнорус, 2015. - 246с.
- Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие. / под ред. Ю. И. Сигидова, Г. Н. Ясменко. -М.: ИНФРА-М, 2015. - 366 с.
- Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: Учебник / Н.Л. Вещунова. - М.: Проспект, 2014. - 848 c.
- Воронченко Т.В. Теория бухгалтерского учета: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2015. -276 с.
- Масло Р.В. Теория бухгалтерского учёта: учебное пособие / Р.В. Масло Р.В. - Саратов: Вузовское образование, 2013. – 481 c.
- Миславская Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.: Дашков и К, 2014. - 592 c.
- Развитие системы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства: точка зрения / Н. А. Миславская, Д. П. Дзбоева // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - N 21. - С.29-34.
- Тихомиров М.Ю. Бухгалтерский учет по новым правилам: практическое пособие. - М.: Форум, 2015. - 160с.
- Уткина С.А. Составление бухгалтерских проводок в организациях разных отраслей. Практическое пособие .-М.:ОМЕГА-Л,2012.-260с.
- Харьков В.Н. Бухгалтерский финансовый учёт: учебное пособие / В.Н. Харьков. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 224 c.