Файл: Организация и структура органов местного самоуправления в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
Введение
В данной курсовой работе будут изучены вопросы и задачи связанные с системой органов местного самоуправления. Целью исследования является общая характеристика, определение понятий, а так же рассмотрение организации и структуры органов местного самоуправления.
Объектом исследования является местное самоуправление как базовая составляющая, современного демократического государства и институт народовластия.
Предметом исследования является местное самоуправление как публичная власть, система и структура ее организации, компетенция местного самоуправления.
Исходя из вышеперечисленного мной были определены основные задачи курсовой:
1. Ознакомиться и раскрыть суть понятия органов местного самоуправления
2. Изучить и представить организацию местного самоуправления
3. Изучить и указать правовые основы деятельности и полномочия должностных лиц местного самоуправления.
4. Рассмотреть конституционно-правовую основу городского самоуправления путем анализа норм Конституции РФ, федерального законодательства, законов о местном самоуправлении отдельных субъектов РФ и уставов городов.
Основная цель настоящей работы состоит в раскрытии места городского самоуправления в общей системе местного самоуправления в России, содержания городского самоуправления на основе анализа законодательства, а также практики соответствующих органов.
Актуальность данной темы исследования
В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван тем, что в новейшей истории РФ местное самоуправление выступает в качестве одной из фундаментальных основ конституционного строя, а так же политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе, поэтому данная тема приобретает тенденцию для развития всей системы Российской государственности.
Формирование системы местного самоуправления в России и его правовых основ происходит с большими трудностями как объективного, так и субъективного характера. И среди них следует назвать несогласованность, отсутствие рациональной систематизированности, неполноту и непоследовательность законодательства о местном самоуправлении, а так же не всегда верное направление по организации взаимодействия с местными жителями по вопросам местного развития и решения проблем.
Таким образом, актуальность темы работы обусловлена: недостаточной теоретической разработанностью проблем городского самоуправления; важностью уяснения специфики городского самоуправления; потребностью совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность городского самоуправления.
Методологическую основу исследования составляет системный подход к анализу объекта исследования - формирования и развития местного самоуправления как базовой составляющей современного демократического государства и института народовластия, а так же нормативно-правовой, структурный и монографический методы исследования.
Теоретическую основу для исследования и выполнения курсовой работы были использованы научные работы таких авторов как: Кузнецова С.П., Постриганов Е.А., Астафичев П. А., Воробьева О. А., Астахова В. С.,
Войтович В. Ю., Мухина И. А., Бабошин О.А., Цирельникова Л.Г., Модникова Т. Н., Чихладзе Л. Т., Правдин Д.Г.
Курсовая работа состоит из: введения, первой главы, второй главы, третьей главы и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость деятельности органов местного самоуправления. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к изучению организации деятельности органов местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование. Вторая глава посвящена практическому изучению организации деятельности органов местного самоуправления. В третьей главе рассматриваются и приводятся законодательные и иные нормативные акты являющихся правовой основой деятельности местного самоуправления, а так же рассматриваются документы, подкрепляющие права и полномочия должностных лиц.
Заключение, подытоживает материалы, изложенные мной в данной курсовой работе.
Глава 1 Органы местного самоуправления в Российской Федерации: функции, цели, задачи
Местное самоуправление - одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.
Нормативно-правовые акты муниципальных и государственных органов имеют одинаковую юридическую силу для граждан, коммерческих предприятий, общественных организаций и бюджетных учреждений на территории конкретной административно-территориальной единицы.
Несмотря на то, что система ОМСУ в России является обособленной и самостоятельной, ее представителям приходится тесно взаимодействовать с государственными структурами. Однако не стоит путать взаимодействие с вмешательством госорганов и их должностных лиц в деятельность муниципалитетов. Закон запрещает любое вторжение государства в работу ОМСУ, не допускается подмена и ограничение полномочий местных самоуправленцев со стороны общественных организаций.
Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (т.е. путем референдума, выборов), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.[1]
Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).
Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:
- содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
- организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;
- организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).
Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, торговли, бытового обслуживания и местной промышленности.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления деятельности населения, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Функции местного самоуправления реализуются различными субъектами - населением в целом (местный референдум, муниципальные выборы), группой граждан (правотворческая инициатива), отдельными гражданами (обращения), органами и должностными лицами местного самоуправления.
Главной целью местного самоуправления является решение населением вопросов местного значения в интересах населения городских, сельских поселений и на других территориях. Достижение этой цели осуществляется в рамках следующих функций местного самоуправления.[2]
Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется местный бюджет, то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:
-местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно-коммунального фонда);
-поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;
-отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления деятельности муниципального образования в лице его органов, должностных лиц и непосредственно населения. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие социально-целевые функции самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ муниципальные образования правомочны принимать и корректировать свои уставы, контролировать их соблюдение; определять формы, порядок и гарантии непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения; образовывать выборные и иные органы местного самоуправления, определять их структуру и полномочия; проводить выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; определять условия и порядок организации муниципальной службы;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности. Представительные органы устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственность, порядок и условия ее приватизации; утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении; устанавливают местные налоги и сборы; разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; принимают общеобязательные правила по вопросам местного значения; учреждают межмуниципальные хозяйственные общества; контролируют деятельность иных органов местного самоуправления и должностных лиц в соответствии с уставом муниципального образования. Иные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, совершать с муниципальным имуществом иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Они обеспечивают исполнение местного бюджета. Местное население может принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для целевого финансирования вопросов местного значения;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования, что означает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; управление местными финансами; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; хозяйственная деятельность, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; координирование участия предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству; осуществление предусмотренной законом экономической деятельности;