Файл: Организация и структура органов местного самоуправления в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования;
представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Компетенция главы муниципального образования устанавливается в законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований. Это, прежде всего:
представление муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, а также подписания с ними договоров от имени муниципального образования;
внесение проектов решений в представительный орган местного самоуправления;
организация выполнения решений представительного органа местного самоуправления; организация приема граждан, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан;
являясь одновременно главой местной администрации, глава может отклонять акты представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Система муниципальных правовых актов включает в себя:
устав муниципального образования;
решения, оформленные в виде актов, принятые на местном референдуме; решения, принятые на сходе граждан; решения представительного органа муниципального образования;
распоряжения и приказы главы муниципального образования, распоряжения и приказы главы местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Лица, осуществляющие деятельность в органах местного самоуправления
Другие лица
(назначаются)
Выборные лица местного самоуправления (избираются населением на муниципальных выборах)
Депутаты представительного органа муниципального образования
Члены иных выборных органов самоуправления
Выборные должностные лица местного самоуправления
Муниципальные служащие
Лица, технически обеспечивающие деятельность местного самоуправления
Депутаты представительного органа муниципального района, сформированного путём делегирования от поселений
Глава муниципального образования, избранный населением на муниципальных выборах
Иные выборные должностные лица местного самоуправления
Рисунок 4. Лица, осуществляющие деятельность в органах местного самоуправления
Заключение
Муниципальные органы и местная администрация создают все условия для взаимодействия с населением и дальнейшему обозначению и решению основных проблем, а так же выступают одним из ключевых звеньев системы власти. Именно они максимально приближены к населению, знают реальные нужды граждан. На этих институтах лежит большая ответственность, поскольку они наделяются достаточно широкими полномочиями и обладают самостоятельностью. Конституцией и федеральным законодательством определено, что государственная власть не может вмешиваться в дела муниципальной администрации. Территориальные структуры, в свою очередь, обязаны соблюдать в своей деятельности нормативные положения, не выходить за рамки своей компетенции. Наличие в системе власти муниципальных органов свидетельствует о демократичности государственного устройства. При этом остается актуальным вопрос о совершенствовании организации их деятельности.
При проведении данного исследования была изучена законодательная база РФ в области местного самоуправления, а также проведен анализ научных статей по осуществлению законодательного обеспечения местного самоуправления.
Сделанные мною выводы, основанные на изучении темы:
• Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления традиционно рассматривается как определённое следствие осуществления надзора и контроля со стороны, прежде всего, государственных органов, при этом не исключая взаимодействия и контроля со стороны местного населения.
• Отграничение и обособленность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления
• Местное самоуправление обеспечивает форму осуществления власти народа, но не «всего», а «местного»
- Деятельность местного самоуправления охватывает и учитывает, прежде всего, интересы жителей, а так же местные и исторические традиции, что позволяет вести политику в связи с местной спецификой природно-географического характера для развития экономического фактора.
В ходе исследования мной были решены, поставленные во введении задачи, и достигнута цель курсовой работы.
Современная модель организации местного самоуправления, в отличие от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. ФЗ от 4 апреля 2011 № 65-ФЗ) // СЗ РФ. – 2010. - № 31.- Ст. 4179; 2011. - № 15. - Ст. 2038.
2. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 3 апреля 2011 года № 92-ФЗ)//СЗ РФ. – 2007. - № 10. - Ст. 1152; 2011. - № 19. -Ст. 2709.
3. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в ред. ФЗ от 9 ноября 2009 года № 250-ФЗ)//СЗ РФ.- 1996.- № 49.- Ст.5497; 2009. - № 45. - Ст. 5268.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019, с изм. от 03.07.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ//СИС «Гарант».
5. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»// СЗ РФ. – 2009. - № 7. - Ст. 776.
Книги:
6. Антонова Н.А. Правовые вопросы организационной деятельности представительных органов местного самоуправления в РФ.Дис.канд.юрид.науж. М., 2005.
7. Р 31 Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. / Юж.- Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.-254 с.
8. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. Конституционализация муниципальной демократии в России. - М.: НОРМА, 2008.
9. Постовой Н. В., Таболин В. В., Черногор Н. Н.. Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.»: ИД «Юриспруденция»; Москва; - 448 с.. 2015
10. Дементьев А.Н. Теории местного самоуправления и их современные интерпретации //Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 4.
11. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. -М., 2000. - С.25, 26
12. Лукьянова, Н. И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления / Н. И. Лукьянова // Практика муницип. упр. – 2013. – № 2. – С. 13–22.
13. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007.
14. Под ред. А.Н. Костюкова. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080504 «Государственное и муниципальное управление» — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, — 687 с. 2012
15. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. - М.: Юрист, 2005.
16. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. 4-е изд., перераб. М.: Ось-89, 2008. 672 с.
17. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, - 379 с. - 2005 год
18. С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин, В. А. Сивицкий, Н. С. Тимофеев. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). – Проспект. – 544 с. - 2009 год
-
Под ред. А.Н. Костюкова. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080504 «Государственное и муниципальное управление» — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, — 687 с. 2012 ↑
-
Беспалый И.Т., Полянский В.В.. Государственное право Российской Федерации : учебное пособие ; изд.3-е, перераб. / И.Т. Беспалый, В.В. Полянский ; Федеральное агентство по образованию. - Самара : Изд-во «Самарский университет», - 539 с.. 2008 ↑
-
Постовой Н. В., Таболин В. В., Черногор Н. Н.. Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.»: ИД «Юриспруденция»; Москва; - 448 с..2015 ↑
-
Постовой Н. В., Таболин В. В., Черногор Н. Н.. Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.»: ИД «Юриспруденция»; Москва; - 448 с.. 2015 ↑
-
Бородин С. С., Громыко С. С.. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., — 432 с.. 2007 ↑