Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
Используемая методика - Методика «Шкала психологического стресса PSM-25».
Сырые баллы, полученные по каждому пункту опросника необходимо, используя ключ, соотнести с исходными шкалами и произвести расчет базовых показателей по субшкалам. Затем для основных шкал по дочитывались основные показатели по шкалам (VI, V2, V3, V4, V5,V6) и показатель общего уровня стресса (V0), а также индекс социальной желательности (Lie). Далее проводилась стандартизацию исходных значений по набору этих показателей и их перевод в сопоставимые Т-значения (TV1, TV2, TV3, TV4, TV5, TV6, TV0, ТИе). В результате полученные при тестировании Т-значения по всему набору показателей можно сравнивать с нормативными данными, содержащимися в блоке оценки (см. табл. 14 и 15) и на этом основании делать выводы относительно степени выраженности того или иного проявления в структуре ПС.
Для использования различных процедур в процессе обработки данных использовался компьютеризованный пакет статистических программ SPSS for Windows, версия. 15.0. Были использованы следующие методы, для количественной и качественной характеристики полученных результатов:
- подсчет показателей описательной статистики по основным шкалам и субшкалам ИДИКС, на основе чего были получены профили проявлений ПС в каждой группе врачей и выделенных подгруппах обследуемых;
- проведение однофакторного дисперсионного анализа по основным шкалам и субшкалам ИДИКС для определения достоверных различий в переживаниях стресса между разными группами врачей (по факторам- пола, возраста, стажа работы, должностного статуса и фактора организационной специфики).
- корреляционный анализ для выявления значимых связей между показателями ИДИКС внутри каждой группы и подгруппах врачей, а также закономерных связей зависимостей между независимыми переменными (данные о демографическом статусе, состоянии здоровья и образе жизни обследованных) и проявлениями ПС (по коэффициенту корреляции Пирсона);
- факторный анализ для изучения взаимосвязей между шкалами ИДИКС внутри каждой профессиональной группы.
- кластерный анализ для выделения подгрупп обследованных внутри каждой группы врачей для определения роли индивидуальных особенностей' в формировании синдромов ПС (процедура Quick Claster Analysis). На основе использования этих методов проводился детальный качественный анализ синдромов ПС у врачей разной специализации и наиболее существенных различий между ними.
Общий уровень стресса у врачей оценивается как выраженный» и находится за пределами допустимых норм. Это определяет серьезный риск для выполнения дальнейших профессиональных обязанностей со стороны таких факторов как:
- субъективно значимые профессиональные стрессоры (TV2=65) — отсутствие разнообразия в работе, чрезмерная сложность выполняемых задач, недостаточная автономия при выполнении задач, необходимость четко следовать предписанным правилам;
- вознаграждение за труд и социальный климат (TV3=52) — постоянный контроль в процессе работы, наказания за любое нарушение, требование регулярной отчетной документации;
- проявления острого стрессового состояния (TV4=52) — сниженное общее самочувствие, отсутствие бодрости и уверенности в себе;
- проявления хронического стресса (TV5=52) - нарастание общей тревожности, постоянное беспокойство, раздражительность при принятии решений, нарушения сна);
- личностные и поведенческие изменения (TV=50) — появление невротических тенденций, невозможность полностью расслабиться и отдохнуть, появление признаков синдрома выгорания.
Потенциальная опасность состоит в дальнейшем накоплении и усилении различных проявлений стресса при наличии риск факторов в производственной среде и объективных затруднениях в работе (TV1=46) - затрудненные условия труда, повышенная интенсивность трудовых нагрузок, недостатки в организации труда.
Врачи традиционно относятся к категории профессий системы «человек-человек» [Климов, 1996], т.е. специалисты, которые наиболее подвержены переживанию стресса. Для выявления общих и специфичных для профессии проявлений ПС, нами был проведен сравнительный анализ ПС у врачей и менеджеров. Эмпирические данные по уровню переживаемого ПС у менеджеров для проведения сравнительного анализа были предоставлены Качиной А. А. [Качина, 2006]. По результатам однофакторного дисперсионного анализа были выявлены основные различия (см. табл. 2).
Таким образом, использованная система ИДИКС позволила нам установить различия в переживаниях ПС у представителей профессии типа «человек-человек», находящихся в одной категории профессионалов высокого риска. Эти различия обусловлены в первую очередь содержанием и организационным контекстом трудовой деятельности врачей всех специальностей.
Таблица 2
Значимые различия по фактору профессиональной принадлежности
Показатели ИДИКС |
Различия F |
Различия Р |
TV0 общий уровень стресса |
21,83 |
0 |
TV1.1 Условия труда |
10,32 |
0,01 |
TV 1.3 содержание труда |
9,4 |
0,02 |
TV2 Субъективная оценка профессиональной ситуации |
72,4 |
0 |
TV2.1 Разнообразие задач |
7,8 |
0,06 |
TV2.2 Сложность задач |
16,64 |
0 |
TV 2.3Значимость задач |
17,16 |
0 |
TV 2.4 Автономия исполнения |
51,28 |
00 |
TV3 Вознаграждение за труд |
14,93 |
0 |
TV3.1Социальный климат |
9,12 |
0,03 |
TV3.2 оплата |
3,8 |
0,52 |
TV3.3 Обратная связь |
5,68 |
0,018 |
TV3.4Контроль |
11,47 |
0,01 |
TV4Переживание острого стресса |
20,09 |
0,0 |
TV4.2 Когнитивная напряженность |
142,8 |
0,0 |
TV4.4Трудности в общении |
12,99 |
0,0 |
TV4.5Затруднения в поведении |
7,49 |
0,07 |
TV4.6Общее самочувствие |
63,92 |
0,0 |
TV5 Переживание хронического стресса |
7,7 |
0,06 |
TV5.1 Тревога |
3,87 |
0,05 |
TV5.5 Психосоматические реакции |
26,46 |
0,0 |
TV5.6Нарушения сна |
9,23 |
0,03 |
TV6.1 Тип поведения А |
7,46 |
0,07 |
TV6.2признаки синдрома «выгорания» |
9,64 |
0,02 |
TV 6.3Невротические реакции |
10,87 |
0,01 |
По таким показателям, как пол, возраст, группы врачей не являются однородными. Так, большинство хирургов (89%) и реаниматологов (87%) – мужчины. А в группе акушеров преобладают женщины – 92% от всей выборки (Таблица 3).
Таблица 3
Сводная характеристика обследованных групп врачей
Показатель |
Всего, в выборке (40 чел) |
Реаниматологи (9 чел) |
Хирурги (11 чел) |
Акушеры (20 чел) |
Пол: Мужчины Женщины |
51% 49% |
87% 13% |
89% 11% |
8% 92% |
Возраст |
41 год |
42 |
35 |
44 |
Общий стаж |
18 |
20 |
15 |
20 |
Стаж работы врачом |
13 |
15 |
9 |
14 |
Стрессы на работе |
50% |
61% |
52% |
41% |
Стрессы в личной жизни |
52% |
45% |
54% |
63% |
Хронические болезни |
52% |
67% |
43% |
49% |
Курение |
53% |
59% |
62% |
42% |
Алкоголь (свыше 1 раза в неделю) |
56% |
55% |
57% |
32% |
Отказ от спорта |
40% |
41% |
45% |
58% |
По состоянию здоровья сравниваемые группы близки друг с другом, но группа реаниматологов отличается по количеству респондентов, страдающих хроническими заболеваниями – их в выборке 67%. Выраженность факторов риска по стрессу во всех группах врачей высокая свыше 56% по алкоголю и 53% по курению. Особенно устрашающе звучит цифра врачей, употребляющих алкоголь чаще раза в неделю. И 58% врачей – акушеров отказались от регулярного спорта.
3. Антистрессовая : стресса, его
3.1. профилактики и расстройства
о стрессового расстройства (СР), приводят : синдром у 50 – 80% лиц, тяжелый [10, 40]. находится в от интенсивности . оказываются по отношению к , чем женщины.
СР в контингентах лиц, ситуации, в от 10% у свидетелей до 95% тяжело (в том с соматическими ) [10, 41].
В литературе и В.Д. Вид был показатель СР перенесших , равный СР в мирное , по авторов, в 0,5% для мужчин и 1, 2% для . Но выраженные констатируются в на 1000 [9, 17].
из вышесказанного, деятельности , как выявление у состояний ( как травмы, так и в больнице) и им психологической с предотвращения изменений в .
психология [7, :
- эмоционально-волевой , получивших в катастроф и (автотравмы, с высоты, , недуги);
- травмы, реабилитация и больных;
- по психологическим и терапевтического к .
Превентивная :
- за служащими, не травм, но, тем не , в состоянии , волевой и дискомфорта;
- причин ;
- проведение , направленных на больных;
- помощи.
:
- отбор диагностики и , эффективно в условиях ;
- медицинского по прикладной [1].
С улучшения с больницы из мероприятий , на котором врачей с психологии, и , обосновали и психологического в [13, 11].
Творчество, как к жизни важных , в мозге и , а это в свою , на всю эндокринную . выделяет , некоторые из них как препараты – или боль. в под влиянием биохимические исследовались . лабораторных и подтверждают, что способна болезнь. все специалистов-психологов об больного за , о возможности на него.
– это продолжительное, состояние , которое как или отрицательный фон жизни [20, Для настроения не ситуация, в человек, но и то, как он к относится. не всегда на ситуацию ( во случаях есть), то на к ней влиять . соответствует , что человек, его .
Не только ход на настроении, но и деятельности. своей изменить , в находиться . помочь ему то, что делать, и . Занятие повышает , способствует . , получение от процесса настроение. помогает к таким , ребенок в в состоянии . Тем , сохранив ему психики, а и – творчество.
Рис. 2.1. соматического нервным ( ). Источник: и структура и реакций у // медицинский . — — Т. 5, № 6. — С. 17–18.
логике влияющего на травм, модель с целью выздоровления:
Рис. 2.2. ускорения . : Распространённость и тревожных и у военнослужащих // альманах. — — Т. 5, № 6. — С.
В связи с используют [19, 80] :
1. Помощь в на здоровье
и затаенных , вины, с и высвобождения.
2. состояния при вторичных от
- болезнь “ ” уйти от , от сложной ;
- она возможность , любовь, ;
- появляются для , чтобы для разрешения энергию или понимание ;
- стимул для как личности или стереотипов ;
- необходимость , которые к вам и вы сами.
3. расслабления, и здоровья
приводит к ожиданий и от ощущений.
4. мысленных
образов-процессов, .
5. Помощь в обид
оказывает воздействие. канализации и прощению.
6. , формирующих
как смыслообразующий . новых в с учетом или болезни[2].
При на такую , используются , специальными ,“ ” взгляда на , отстраненности от , что даже в .
Методы больному процесс . из важных , являлось видения и настроения у . самостоятельного, своего в .
На состояние и отношения с , его окружают. К стоит не близких , но и медицинский , не всегда состояние .
3.2. и методики терапии, терапии
рекомендаций по . Американские еще несколько .
Независимо от , чем ваш душевный , вы в мере собственным [17,
1. Выделите для жизненные и свои на их . «Одно из средств со , — считает Эрл, — , что наиболее для вас и семьи и что , чтобы ». Даже достижения на к цели в себе и самочувствие.
2. Не . Человеку, , что он одинок и , что он один на со неразрешимыми , необходимо и близких. телефонный с может действие, чем .
3. Предпримите к источника . , если вы , что большое вам конфликт с и в работе, — конструктивные и совместную . усилия в позволят вам в себе, победит .
4. Используйте для . Почти из нас приходится в вынужденной или — например, в , в и т.п. Человека, , это раздражает. , , использовать эти для от забот и .
5. об обстановке, вас . В оформлении исключите красного и . Доктор из Калифорнийского исследований (г. ) : «Красный , он способствует , поддерживающих . того, , что чаще в с желтыми ». успокаивающими пастельные гаммы.
6. с свои . чаще дома — , , что к вечеру у напряжение и повода для . Не жалейте для разговора с . вслух , вы ее уже почти .
7. слушать. не уверены, что вы мысли, высказать . его внимательно, не непонимания. Так вы поводов для и .
8. Найдите . Если дефицитом , , как вам более свою . бы утром на пятнадцать , чем ; так вы сможете и уйти на без .
9. Отдыхайте . Не изнуряйте сверх . в ближайшие две вы не никакого времяпрепровождения, вам пересмотреть ценности.
10. в жизни юмору и . Так, психологии доктор считает, что — особенно — заметно напряжение.
11. — это психотерапия. музыку, ваше . мелодий вкусом.
12. изгоняют . того, упражнения здоровье, а чем у вас — тем легче со .
Значительная психотерапевта в все еще остается и относительно для оценки. Это иногда о том, что психотерапия искусством, чем . недостаточному ее , психотерапия на все еще в большей техникой, чем вмешательством. работ по психотерапии, как , не необходимым сторону , исходя из , что психотерапией в ее модели опытный , то она всегда на , что более поведения . Некоторые , что технология , в больных , в недоступна и полностью от терапевта [15,