Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используемая методика - Методика «Шкала психологического стресса PSM-25».

Сырые баллы, полученные по каждому пункту опросника необходимо, используя ключ, соотнести с исходными шкалами и произвести расчет базовых показателей по субшкалам. Затем для основных шкал по дочитывались основные показатели по шкалам (VI, V2, V3, V4, V5,V6) и показатель общего уровня стресса (V0), а также индекс социальной желательности (Lie). Далее проводилась стандартизацию исходных значений по набору этих показателей и их перевод в сопоставимые Т-значения (TV1, TV2, TV3, TV4, TV5, TV6, TV0, ТИе). В результате полученные при тестировании Т-значения по всему набору показателей можно сравнивать с нормативными данными, содержащимися в блоке оценки (см. табл. 14 и 15) и на этом основании делать выводы относительно степени выраженности того или иного проявления в структуре ПС.

Для использования различных процедур в процессе обработки данных использовался компьютеризованный пакет статистических программ SPSS for Windows, версия. 15.0. Были использованы следующие методы, для количественной и качественной характеристики полученных результатов:

  • подсчет показателей описательной статистики по основным шкалам и субшкалам ИДИКС, на основе чего были получены профили проявлений ПС в каждой группе врачей и выделенных подгруппах обследуемых;
  • проведение однофакторного дисперсионного анализа по основным шкалам и субшкалам ИДИКС для определения достоверных различий в переживаниях стресса между разными группами врачей (по факторам- пола, возраста, стажа работы, должностного статуса и фактора организационной специфики).
  • корреляционный анализ для выявления значимых связей между показателями ИДИКС внутри каждой группы и подгруппах врачей, а также закономерных связей зависимостей между независимыми переменными (данные о демографическом статусе, состоянии здоровья и образе жизни обследованных) и проявлениями ПС (по коэффициенту корреляции Пирсона);
  • факторный анализ для изучения взаимосвязей между шкалами ИДИКС внутри каждой профессиональной группы.
  • кластерный анализ для выделения подгрупп обследованных внутри каждой группы врачей для определения роли индивидуальных особенностей' в формировании синдромов ПС (процедура Quick Claster Analysis). На основе использования этих методов проводился детальный качественный анализ синдромов ПС у врачей разной специализации и наиболее существенных различий между ними.

Общий уровень стресса у врачей оценивается как выраженный» и находится за пределами допустимых норм. Это определяет серьезный риск для выполнения дальнейших профессиональных обязанностей со стороны таких факторов как:


  • субъективно значимые профессиональные стрессоры (TV2=65) — отсутствие разнообразия в работе, чрезмерная сложность выполняемых задач, недостаточная автономия при выполнении задач, необходимость четко следовать предписанным правилам;
  • вознаграждение за труд и социальный климат (TV3=52) — постоянный контроль в процессе работы, наказания за любое нарушение, требование регулярной отчетной документации;
  • проявления острого стрессового состояния (TV4=52) — сниженное общее самочувствие, отсутствие бодрости и уверенности в себе;
  • проявления хронического стресса (TV5=52) - нарастание общей тревожности, постоянное беспокойство, раздражительность при принятии решений, нарушения сна);
  • личностные и поведенческие изменения (TV=50) — появление невротических тенденций, невозможность полностью расслабиться и отдохнуть, появление признаков синдрома выгорания.

Потенциальная опасность состоит в дальнейшем накоплении и усилении различных проявлений стресса при наличии риск факторов в производственной среде и объективных затруднениях в работе (TV1=46) - затрудненные условия труда, повышенная интенсивность трудовых нагрузок, недостатки в организации труда.

Врачи традиционно относятся к категории профессий системы «человек-человек» [Климов, 1996], т.е. специалисты, которые наиболее подвержены переживанию стресса. Для выявления общих и специфичных для профессии проявлений ПС, нами был проведен сравнительный анализ ПС у врачей и менеджеров. Эмпирические данные по уровню переживаемого ПС у менеджеров для проведения сравнительного анализа были предоставлены Качиной А. А. [Качина, 2006]. По результатам однофакторного дисперсионного анализа были выявлены основные различия (см. табл. 2).

Таким образом, использованная система ИДИКС позволила нам установить различия в переживаниях ПС у представителей профессии типа «человек-человек», находящихся в одной категории профессионалов высокого риска. Эти различия обусловлены в первую очередь содержанием и организационным контекстом трудовой деятельности врачей всех специальностей.

Таблица 2

Значимые различия по фактору профессиональной принадлежности

Показатели ИДИКС

Различия F

Различия Р

TV0 общий уровень стресса

21,83

0

TV1.1 Условия труда

10,32

0,01

TV 1.3 содержание труда

9,4

0,02

TV2 Субъективная оценка профессиональной ситуации

72,4

0

TV2.1 Разнообразие задач

7,8

0,06

TV2.2 Сложность задач

16,64

0

TV 2.3Значимость задач

17,16

0

TV 2.4 Автономия исполнения

51,28

00

TV3 Вознаграждение за труд

14,93

0

TV3.1Социальный климат

9,12

0,03

TV3.2 оплата

3,8

0,52

TV3.3 Обратная связь

5,68

0,018

TV3.4Контроль

11,47

0,01

TV4Переживание острого стресса

20,09

0,0

TV4.2 Когнитивная напряженность

142,8

0,0

TV4.4Трудности в общении

12,99

0,0

TV4.5Затруднения в поведении

7,49

0,07

TV4.6Общее самочувствие

63,92

0,0

TV5 Переживание хронического стресса

7,7

0,06

TV5.1 Тревога

3,87

0,05

TV5.5 Психосоматические реакции

26,46

0,0

TV5.6Нарушения сна

9,23

0,03

TV6.1 Тип поведения А

7,46

0,07

TV6.2признаки синдрома «выгорания»

9,64

0,02

TV 6.3Невротические реакции

10,87

0,01


По таким показателям, как пол, возраст, группы врачей не являются однородными. Так, большинство хирургов (89%) и реаниматологов (87%) – мужчины. А в группе акушеров преобладают женщины – 92% от всей выборки (Таблица 3).

Таблица 3

Сводная характеристика обследованных групп врачей

Показатель

Всего, в выборке (40 чел)

Реаниматологи (9 чел)

Хирурги

(11 чел)

Акушеры

(20 чел)

Пол:

Мужчины

Женщины

51%

49%

87%

13%

89%

11%

8%

92%

Возраст

41 год

42

35

44

Общий стаж

18

20

15

20

Стаж работы врачом

13

15

9

14

Стрессы на работе

50%

61%

52%

41%

Стрессы в личной жизни

52%

45%

54%

63%

Хронические болезни

52%

67%

43%

49%

Курение

53%

59%

62%

42%

Алкоголь (свыше 1 раза в неделю)

56%

55%

57%

32%

Отказ от спорта

40%

41%

45%

58%

По состоянию здоровья сравниваемые группы близки друг с другом, но группа реаниматологов отличается по количеству респондентов, страдающих хроническими заболеваниями – их в выборке 67%. Выраженность факторов риска по стрессу во всех группах врачей высокая свыше 56% по алкоголю и 53% по курению. Особенно устрашающе звучит цифра врачей, употребляющих алкоголь чаще раза в неделю. И 58% врачей – акушеров отказались от регулярного спорта.

3. Антистрессовая : стресса, его

3.1. профилактики и расстройства

о стрессового расстройства (СР), приводят : синдром у 50 – 80% лиц, тяжелый [10, 40]. находится в от интенсивности . оказываются по отношению к , чем женщины.  


СР в контингентах лиц, ситуации, в от 10% у свидетелей до 95% тяжело (в том с соматическими ) [10, 41].

В литературе и В.Д. Вид был показатель СР перенесших , равный СР в мирное , по авторов, в 0,5% для мужчин и 1, 2% для . Но выраженные констатируются в на 1000 [9, 17].

из вышесказанного, деятельности , как выявление у состояний ( как травмы, так и в больнице) и им психологической с предотвращения изменений в .

психология [7, :

  • эмоционально-волевой , получивших в катастроф и (автотравмы, с высоты, , недуги);
  • травмы, реабилитация и больных;
  • по психологическим и терапевтического к .

Превентивная :

  • за служащими, не травм, но, тем не , в состоянии , волевой и дискомфорта;
  • причин ;
  • проведение , направленных на больных;
  • помощи.

:

  • отбор диагностики и , эффективно в условиях ;
  • медицинского по прикладной [1].

С улучшения с больницы из мероприятий , на котором врачей с психологии, и , обосновали и психологического в [13, 11].

Творчество, как к жизни важных , в мозге и , а это в свою , на всю эндокринную . выделяет , некоторые из них как препараты – или боль. в под влиянием биохимические исследовались . лабораторных и подтверждают, что способна болезнь. все специалистов-психологов об больного за , о возможности на него.

– это продолжительное, состояние , которое как или отрицательный фон жизни [20, Для настроения не ситуация, в человек, но и то, как он к относится. не всегда на ситуацию ( во случаях есть), то на к ней влиять . соответствует , что человек, его .

Не только ход на настроении, но и деятельности. своей изменить , в находиться . помочь ему то, что делать, и . Занятие повышает , способствует . , получение от процесса настроение. помогает к таким , ребенок в в состоянии . Тем , сохранив ему психики, а и – творчество.

 

Рис. 2.1. соматического нервным ( ). Источник: и структура и реакций у // медицинский . — — Т. 5, № 6. — С. 17–18.

логике влияющего на травм, модель с целью выздоровления:

Рис. 2.2. ускорения . : Распространённость и тревожных и у военнослужащих // альманах. — — Т. 5, № 6. — С.

В связи с используют [19, 80] :

1. Помощь в на здоровье

и затаенных , вины, с и высвобождения.

2. состояния при вторичных от

  • болезнь “ ” уйти от , от сложной ;
  • она возможность , любовь, ;
  • появляются для , чтобы для разрешения энергию или понимание ;
  • стимул для как личности или стереотипов ;
  • необходимость , которые к вам и вы сами.

3. расслабления, и здоровья

приводит к ожиданий и от ощущений.

4. мысленных

образов-процессов, .

5. Помощь в обид

оказывает воздействие. канализации и прощению.

6. , формирующих

как смыслообразующий . новых в с учетом или болезни[2].

При на такую , используются , специальными ,“ ” взгляда на , отстраненности от , что даже в .

Методы больному процесс . из важных , являлось видения и настроения у . самостоятельного, своего в .

На состояние и отношения с , его окружают. К стоит не близких , но и медицинский , не всегда состояние .

3.2. и методики терапии, терапии

  рекомендаций по . Американские еще несколько .

  Независимо от , чем ваш душевный , вы в мере собственным [17,

1. Выделите для жизненные и свои на их . «Одно из средств со , — считает Эрл, — , что наиболее для вас и семьи и что , чтобы ». Даже достижения на к цели в себе и самочувствие.

2. Не . Человеку, , что он одинок и , что он один на со неразрешимыми , необходимо и близких. телефонный с может действие, чем .

3. Предпримите к источника . , если вы , что большое вам конфликт с и в работе, — конструктивные и совместную . усилия в позволят вам в себе, победит .

4. Используйте для . Почти из нас приходится в вынужденной или — например, в , в и т.п. Человека, , это раздражает. , , использовать эти для от забот и .

5. об обстановке, вас . В оформлении исключите красного и . Доктор из Калифорнийского исследований (г. ) : «Красный , он способствует , поддерживающих . того, , что чаще в с желтыми ». успокаивающими пастельные гаммы.

6. с свои . чаще дома — , , что к вечеру у напряжение и повода для . Не жалейте для разговора с . вслух , вы ее уже почти .

7. слушать. не уверены, что вы мысли, высказать . его внимательно, не непонимания. Так вы поводов для и .

8. Найдите . Если дефицитом , , как вам более свою . бы утром на пятнадцать , чем ; так вы сможете и уйти на без .

9. Отдыхайте . Не изнуряйте сверх . в ближайшие две вы не никакого времяпрепровождения, вам пересмотреть ценности.

10. в жизни юмору и . Так, психологии доктор считает, что — особенно — заметно напряжение.

11. — это психотерапия. музыку, ваше . мелодий вкусом.

12. изгоняют . того, упражнения здоровье, а чем у вас — тем легче со .

Значительная психотерапевта в все еще остается и относительно для оценки. Это иногда о том, что психотерапия искусством, чем . недостаточному ее , психотерапия на все еще в большей техникой, чем вмешательством. работ по психотерапии, как , не необходимым сторону , исходя из , что психотерапией в ее модели опытный , то она всегда на , что более поведения . Некоторые , что технология , в больных , в недоступна и полностью от терапевта [15,