Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в социально-психологической науке и практике наблюдается значительное повышение интереса к изучению психических состояний, в том числе феномена психологического стресса, обусловленного факторами социальной напряженности в обществе. Российская экономика никогда не была на деле социально-ориентированной, а теперь, когда кризис заставляет идти на серьезное сокращение госрасходов, неудивительно, что социальные проблемы и последствия кризиса обостряются. Потеря работы и вместе с тем сохраняющиеся обязательства, прежде всего финансовые, безусловно, несут в себе перемены, а зачастую – серьезный стресс для человека. С другой стороны, экономическая ситуация развивается непредсказуемо и у многих из тех, кто продолжает работать сейчас, остается страх лишиться работы, а значит основного дохода, социального статуса и привычного образа жизни, что также является серьезным стрессогенным фактором.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.
Степень разработанности темы. Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, тревожности, эмоционального стресса и т.д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы, о чем пишут такие авторы, как Александровский Ю.А., АракеловГ.Г., Вальдман А. В., Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. и другие.
Итак, цель курсового исследования – проанализировать психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса на примере ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр».
Задачи работы направлены на достижение поставленной цели:
- рассмотреть учение о психологическом стрессе;
- изучить причины возникновения и компоненты эмоционального стресса;
- обозначить социальную напряженность как фактор стресса;
- выявить проблемы профилактики и лечения стрессового расстройства;
- предложить методы и методики проведения антистрессовой терапии и ее эффективности;
- проанализировать практические аспекты преодоления тревожности и эмоционального стресса у врачей перинатального центра.
Объект исследования – феномен психологического стресса.
Предмет исследования – природа, причины и методика преодоления стресса у медицинских работников.
Методология исследования включает системный анализ, метод сравнений, графический метод.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теория, понятие, психофизиология и факторы стресса
1.1. Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта [8, 352]. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса ввел Г. Селье в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях [25, 18].
В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N. Н. Rizvi отметил следующее [Цит. по: 29, 85]:
1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.
- рассматривается как кие и еские , состояние или его подавления. от стресса или наблюда в функциональных , чая эмоциональные, и .
Стресс как или условие в фи или соци окружении, к принятию мер по , , принятию ния об и ослаблении . Такое как «» подобно , угроза, , , фрустрация и ситуация.
, отсутствует стресса, а исследователей в «все еще и еленны» [21, 56].
Р. отмечал, что ставления о ости , его теории и во противоречат . В этой не су установившейся . опреде часто различаются. , положение и для ряда проблем, как , утомление, , и многие [21,
как особое яние свое формой сложной, , в которой он ся. психического процессами , которых (их значимость, , проте и т. д.) в степени выб или принятыми ее , которых по мотивов .
При описании как существенным не отчетливое стресса и , но и акцентиро на понятии как реальности. В Ч.Д. Спилбергер вать « » и «угроза» для раз аспектов событий, в тревоги. По ра, понятие «» использоваться для с условиями-стимулами, вую реакцию, с , эмоцио , а также с и фи изменениями. пониматься как и в собирательном для всей .
Термин «» Ч. Д. предлагается ис для степени или объективной , со свойствами в ситуации. , термин «стресс» исключительно для ус окружающей , харак степенью или пси опасности. , что такое оп , очевидно, , но в то же время точно, чем то, используется в на [28, 20].
В противоположность « », отражающему стимулов, , термин «» по мнению должен ис для субъективной (оло) оценки как заключающей в ескую или для него. , ситуации в ной или угрожающей от индивидуальных в , умениях, , а также от и личного в пере ситуаций.
Ч. Д. , что термин « тре» должен для эмоциональ или определенной со , возникающих у , ситуацию как , опасную, к , присутствует или в ситуации [28, 21].
Анализ свидетельствует о том, что « » с момента претерпело , связанные как с рас его применения, так, , и с фундаментальным аспектов — причинности, , ции, проявления, . Понятие «стресс» не обосновано, им ются (но не всегда) по ны, — например, любое на называют . понимания к различиям во на сущ тех или иных , несовпадению феноменов, ти данных, критериев при их , неадекватных исследования и т. д.
, логика и расширение про стрессовых необходи развития в этой , и четкой понятий. Об этом тот , что в настоящее с понятием « », который, как , некоторыми в качестве « стресса», все дифференцировка стресса в « ональный», «», «», «посттравматический» и т. д.
1.2. и компоненты
Причины стресса с емальными , всего, с , социальных, и ческих . В основе его информационно-когнитивных деятельности. И в все те жизненные , сопро напряженностью ( от жизнедеятель ), могут эмоционального или ывать на его [26, 100].
, эмоционального у связано не с его рабочего , но и с различными ми в его , с разными его , общения, мира. причин онального проводить с влияния раз событий , могут стресса. напряжение под вли неблаго на протяжении времени, не угрозы для . жизненные яв комбинацией (ролевого ) и коротких пе . Эти жизненные тия быть , но они отлича от напряжения тем, что определенные и . Неприятности (» ) — это события с , обычно , они могут вклю в контекст события или , что может их .
Источником могут и техногенные , и связанные с ней ( , голод), а дуальные .
В возрастающего реса к были ры, но все еще нет четкой и нной их ризации. В к выше ка С. А. в 1976 г. разделил , твенно или в организации у человека, на [Цит. по:
- активной : а) стрессоры
(, полетов, , парашютных , и т. п.); б) производственные ( с большой ответственностью, ); в) стрессоры (соревнования, , ). - Стрессоры ( предстоящей, или шей деятельности): а) « и памяти ( , медицинские , о пережитом , ание угрозы); б) и (победа в , в учебе, , , смерть или человека); в) .
- рассогласования : а) (конф в , на работе, или , но значимое ); 6) и физиологических ( ная депривация, мус , заболевания, , голод).
- и стрессоры ( , травмы, , звук, , , жара, ).
Глава 2. Исследование психологических характеристик врачей ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр» при работе в условиях стресса
2.1. Характеристика организации
ОГБУЗ «Иркутский Городской Перинатальный Центр» – это самое мощное и динамично развивающееся учреждение здравоохранения Иркутска в системе родовспоможения, предоставляющее высококвалифицированную медицинскую помощь в ведении беременности и родов.
Задачами учреждения являются проведение диагностики, лечения, помощь в сохранении беременности и проведении родов, то есть полный охват цикла планирования семьи, начиная с момента зачатия и заканчивая послеродовым наблюдением.
Оснащение и компетенция врачей позволяют проводить большинство исследований, существующих в международной медицинской диагностической практике и на сегодняшний день в учреждении работает более 600 человек, которые круглосуточно в плановом и экстренном режиме оказывают квалифицированную помощь. 10 тысяч беременных женщин ежегодно получают консультативную помощь. Мы решаем проблемы оказания специализированной медицинской помощи женщинам и детям не только Иркутска, но и Шелеховского, Слюдянского и Ангарского районов.
В 2019 году Иркутскому Городскому Перинатальному Центру исполняется 100 лет. Со дня открытия учреждение успело добиться высоких показателей и стать ведущим в системе родовспоможения Иркутска.
Мы постоянно развиваемся: расширяем перечень и повышаем качество предлагаемых медицинских услуг, занимаемся обучением и повышением квалификации своих медицинских кадров, приобретаем современное диагностическое и лечебное оборудование.
Структура управления ОГБУЗ МО «Иркутский Городской Перинатальный центр» имеет линейно – функциональный характер и включает три уровня управления (Рис.1).
Рисунок 1.- Организационная структура ОГБУЗ
Итак, основные уровни управления:
1.Главный врач.
2.Заместители главного врача по основным ресурсам (финансы, кадры, лечебные технологии, материально – техническая база).
3.Заместители главного врача по основным направлениям лечебной деятельности (родовспоможение, гинекология, амбулаторно-поликлиническая помощь – женская консультация).
2.2. Эмпирическое исследование состояний стресса у врачей ОГБУЗ «Иркутский Городской Перинатальный центр»
Цель исследования состояла в определении особенностей динамики синдромов профессионального стресса в зависимости от врачебной специализации и содержания трудовой деятельности врачей в организациях разного типа.
Объект исследования — факторы, психической напряженности деятельности и качественное своеобразие проявлений стресса в профессиональной деятельности врачей разных специализаций.
Предмет исследования — особенности формирования и психологическая структура синдромов профессионального стресса у врачей ОГБУЗ трех специализаций (реаниматологов, хирургов и акушеров) с учетом условий реализации деятельности в лечебном учреждении.
Основная гипотеза исследования: содержание труда и особенности условий реализации деятельности определяют специфику развития синдромов профессионального стресса у врачей ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр» разных специализаций.