Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие и содержание функций менеджмента)..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
- Организация и совершенствование управления;
- Планирование производства;
- АСУ;
- Управление социальным развитием коллектива;
- Управление изобретательством и рационализацией;
- Управление трудом и технической безопасностью;
- Управление общим делопроизводством[6].
По признаку воздействия на деятельность организации в целом к специальным (конкретным) функциям относятся: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; учет и отчетность; экономический анализ; стандартизация.
По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса: управление технической подготовкой производства; организация основного производства; организация обслуживающего производства; маркетинг.
По признаку воздействия на отдельные факторы производства: управление персоналом; управление организацией труда и заработной платой; материально-техническое снабжение; организация финансовой деятельности.
Взаимодействие общих и специальных функций выражается во всеобъемлющем характере общих функции. Каждая специальная функция имеет в своем составе виды работ, соответствующие общим функциям и объединенные процессами коммуникации.[7]
На практике соотношение специальных и общих функций закрепляется в структуре управления. В зависимости от важности функций и конкретных объемов работ могут организовываться специальные подразделения и, наоборот, возможно объединение однородных общих функций по различным видам конкретной деятельности.
2. Практическая часть
ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика» является одним из ведущих производителей шоколадных конфет, зефира и мармелада в Сибири. Фабрика была основана в 1942 году на базе эвакуированной из города Одессы кондитерской фабрики имени Розы Люксембург.
Уставный капитал Общества составляет 1 388 889 руб. (Один миллион триста восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят девять рублей), Обществом размещены 1 388 889 обыкновенных акций, номинальной стоимостью 1 рубль, все акции являются именными, бездокументарными.
Основным источником получения доходов является прибыль от реализации произведенной продукции. Структура объемов и прибыли в групповом ассортименте представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – Структура объемов и прибыли в групповом ассортименте
Технологические процессы фабрики организованы в зависимости от группы производимой продукции. Всего их четыре:
1 группа: шоколадные конфеты. Эта категория включает покрытые шоколадной глазурью конфеты с различной начинкой. В зависимости от наименования конфет начинка используется с использованием комбинаций сахара, молочных продуктов, фруктово-ягодного сырья и орехов.
2 группа: мармелад. Форма изделий в виде небольших фигурок и долек, поверхность обсыпана сахаром-песком. Продукт производится из сахара, пюре, припаса, желирующих веществ и других ингредиентов.
3 группа: зефир. Производится из сахара, патоки, пюре, белка яичного, желирующих веществ и других ингредиентов. Форма изделий - круглые или продолговатые фигуры с рифленой поверхностью, склеенные из двух половинок. Поверхность обсыпана сахарной пудрой или глазированная шоколадом.
4 группа: какао-продукты. Фабрика осуществляет первичную обработку какао-бобов, включающую очистку, сортировку и термическую обработку, измельчение какао-крупки, прессование какао-тертого и измельчение какао-жмыха.
ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика» производит более 150 видов кондитерских изделий. Ежегодно разрабатывается 8-10 новых наименований конфет. В 2013 году в производство были внедрены новые виды кондитерских изделий: наборы “Путешествие с Городовичком”, “Русская красавица”, “Встреча”, конфеты “Игра”, “Не грусти – похрусти” и ряд других.
В 2009 году были внедрены новые наборы: “Моя Сибирь”, “Любимый город” с кедровым орехом, а также паралиновые конфеты с добавками из муки зародышей пшеницы, витаминных добавок.
В 2013-2016 гг. выпуск кондитерских изделий в среднем составил 1,2 тыс. тонн, при наличии производственных мощностей – 2,5 тыс. тонн (рис. 3).
Валовой объем продаж продукции фабрики в 2018-2013 гг. в среднем составлял 33,3 млн. руб. в год.
С целью увеличения объема продаж продукции Шоколадной фабрики было открыто 9 оптовых складов, 5 из которых – в 2013 году (в г. Новосибирске по ул. Сибиряков-Гвардейцев, а также в городах Тогучин, Томск, Омск и Барнаул). Действуют 2 фирменных магазина “Шоколадная лавка”, киоск “Быстрый опт”. Общий объем фирменной торговли составляет 23% товарооборота ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика».
Рисунок 3
Шоколадная фабрика обслуживает в основном Сибирский регион, более 60% продаж приходится на потребителей города Новосибирска и Новосибирской области. Кроме того, кондитерские изделия продаются и на прилегающих территориях (Омская, Томская, Иркутская, Кемеровская области, Алтайский и Красноярский край).
Таблица 1 - Технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика» за 2017 – 2018 год
Наименование показателя |
2017 год |
2018год |
Отклонение 2018 от 2017 года, руб. |
Прирост(+) (снижение(–)) %, 2017 - 100% |
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
25 173 224 |
32 621 376 |
7 448, 152 |
30 |
2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
22 531 813 |
28 099 260 |
5 567 447 |
25 |
3.Прибыль (убыток) от реализации |
2 472 881 |
3 947 162 |
1 474 281 |
60 |
4.Рентабельность основной деятельности |
0,098 |
0,121 |
0,023 |
23 |
5.Затраты на один рубль выручки от всей реализации |
0,90 |
0,86 |
-0,03 |
-4 |
6.Затраты на оплату труда |
13 919 229 |
17 163 000 |
3 243 771 |
23 |
7.Основные фонды |
3 670 653 |
3 559 306 |
-111347 |
-3 |
8.Фондоотдача |
0,033 |
0,234 |
0,201 |
611 |
В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что к концу 2018 года выручка от реализации увеличилась на 7 448 152 рублей, т.е. на 30%. Прибыль предприятия выросла на 1 474 281 рублей, соответственно, на 60%. Себестоимость работ при этом в 2018 году увеличилась на 5 567 447 рублей или на 25%.
Рост рентабельности предприятия с 0,098% до 0,121% к концу 2018 года явился результатом более быстрого роста выручки от реализации, чем себестоимости.
Если рассматривать более детально, то можно сделать вывод, что затраты на один рубль выручки от реализации составили в 2018 году 0,86 рублей, что на 4% меньше, чем в 2017 году, т.е. произошло удешевление производственных расходов.
Наблюдается снижение основных средств предприятия на 111347 рублей.
В 2018 году расходы на оплату труда составили 17 163 000 рублей, что на 23% выше по сравнению с предыдущим годом.
Но данный сравнительный анализ не будет являться объективным без учёта влияния инфляционных процессов. Поэтому заметный рост многих показателей, например, себестоимости до 25% обусловлен влиянием роста цен за год.
Для того чтобы получить более объективную картину, обратим внимание на некоторые ключевые показатели с учётом изменения индекса потребительских цен, рост которого составил 184,5% за 2018 год.
Таблица 2. - Технико-экономические показатели деятельности предприятия с учётом изменения индекса потребительских цен.
Наименование показателя |
2017 год |
2018год |
Отклонение 2018 от 2017 года, руб. |
Прирост(+) (снижение(–)) %, 2017 - 100% |
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
46437189 |
32 621 376 |
-13 815 813 |
70,25 |
2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
41564564 |
28 099 260 |
-13 465 303 |
67,60 |
3.Прибыль (убыток) от реализации |
4872625 |
4 522 116 |
-350 509 |
92,81 |
Из приведённой табл. 2, можно сделать вывод, что данные кардинально отличаются от данных баланса.
Данная система по характеру сложности относится к сложным вероятностным системам, так как число элементов в организации достаточно большое, как и число связей между этими элементами. Также она является системой открытого типа и гетерогенной системой, то есть взаимодействует с внешней средой, состоит из разнообразных элементов и не обладает свойством взаимозаменяемости.
Факторы, на которые организация обязана реагировать, понимается как сложность внешней среды. В данном случае у организации сложность внешней среды не высокая, потому что число факторов не большое.
Подвижность внешней среды не высокая, та как имеется мало факторов, которые бы повлияли на организацию. Одни из них это конкуренты, но изменения этого фактора не велики и поэтому он не предоставит глобальных воздействий на организацию. Один из них это конкуренты, но изменения этого фактора не велики и поэтому он не предоставит глобальных воздействий на организацию.
Производство оригинальных и вкусных кондитерских изделий для жителей города
Социальные цели
Экономические цели
Производственные цели (цели процесса производства услуг)
Повышение кадрового потенциала
Совершенствование системы мотивации
Снижение издержек
Повышение выручки о реализации услуг
Обновление услуг
Внедрение новых технологий
Привлечение квалифицированных кондитеров
Переподготовка кадрового состава
Разработка новых систем оплаты
Создание нематериальных стимулов
Рисунок 4 - Миссия и цели организации
Миссия организации – это то, ради чего организация существует.
Основными целями организации является производство оригинальных и вкусных кондитерских изделий для жителей города.
К задачам данной организации относится обеспечение сбыта всей произведенной продукции. Расширение ассортимента производимых товаров.
Таблица 3 - Характеристика внешней среды
Факторы внешней среды |
Содержание факторов |
Характеристика воздействия (пример) |
Факторы прямого воздействия |
||
Потребители |
Клиенты различных возрастных групп и социального статуса (дети, подростки, пенсионеры) |
В связи с тем, что все потребители оплачивают предоставляемые услуги, следовательно, они обеспечивают существование и продвижение организации, создавая также часть имиджа компании. |
Поставщики |
Фирмы поставщики (различные страны) |
Все поставщики влияют на качество продукции, а также цену, которая будет установлена на продукцию. Более дорогие закупочные цены, следовательно, дорогое обслуживание. |
Конкуренты |
Влияние данного фактора незначительно, поскольку предприятие занимает свою нишу на рынке подобных услуг, однако, конкурентная борьба на данном рынке достаточно высока. |
В зависимости от того, если у конкурента качество услуг выше, то это приведет к снижению потока потребителей. Но если качество услуг ниже, тогда, наоборот, к повышению потока потребителей. |
Факторы косвенного воздействия |
||
Международные события |
Колебание курса доллара США на валютном рынке. |
От того, если доллар США повысится. Тогда организации придется закупать по высоким ценам, так как закупки идут по текущему курсу доллара, следовательно, повысятся цены. Но если доллар на рынке упадет, то организация будет в выигрыше, то есть товар будет закуплен по более низкой цене, следовательно, прибыль организации. |
Научно-технический прогресс |
Современное оборудование и новые технологии |
Это означает, что организация не стоит на одном месте, следовательно, пользуется спросом, повышается конкурентоспособность в зависимости от качества услуг. А также ведет к тому, что повысится поток потребителей. |
Социально-экономические условия |
Изменения уровня, стиля жизни. |
Влияет на то, например, по какой цене будет закупаться материал и какая стоимость установится на предоставляемые услуги. |