Файл: Разработка конфигурации «Реализация билетов через розничные кассы» в среде 1С:Предприятие 8.3 (Основные задачи АСУ продажи билетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Информационно-коммуникационные технологии (IT-технологии) являются не просто инструментами для формирования электронной информационной среды, они меняют отношение к информации и способам доступа к ней, формируют новые коммуникативные навыки, влияя также на мыслительный процесс.

Тема работы является актуальной, так как современные темпы развития туристического бизнеса указывают на необходимость активного внедрения новых методов работы, соответствующих возросшим потребностям потребителей. В этой ситуации всё большее число руководителей турагентств задумывается об автоматизации туристического агентства. На сегодняшний день, на первый план выдвигается ускоренная компьютеризация, перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей.

Туризм - область деятельности, имеющая огромное количество часто меняющихся нюансов. Эта область зависит от политики, решений властей, моды, времён года и прочих факторов. Именно поэтому невозможно написание универсальной программы, способной охватить всё это многообразие. Однако есть возможность написания основы, которую можно настроить под конкретную фирму. Плюсы автоматизации туристической фирмы состоят в том, что информационная система помогает вести единый учёт данных, даже если его формируют несколько сотрудников.

Целью данной работы является разработка в системе «1С:Предприятие 8.2» информационной системы деятельности туристического оператора.

Задачами являются: описание предметной области, разработка констант, справочников, перечислений, регистров, документов, отчётов, интерфейса информационной системы. [1, 2]

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ

1.1 Исторические аспекты продажи билетов

В пути следования пассажирскому билету отводится роль сопроводи­тельного документа. И благодаря этому, он становится своего рода визитной карточкой и пассажира, и берущей того под свою ответственность железной дороги. А раз так, то внешний вид билета, качество исполнения документа должны соответст­вовать его назначению.


Первоначально проездной билет был многоразового использования, поскольку изготавливался из жести, в основном вось­миугольной формы. Пассажир покупал билет в «кассирном отделении», сдавал его кондуктору по прибытии на место, после чего билет вновь использовался для прода­жи. На первой в стране железнодорожной линии, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом, в обороте были жестя­ные жетоны в форме четырёхугольника.

В 1836 году ТЭдмондсон разработал и организовал в Манчестере (Англия) про­изводство билетопечатающих прессов. Наних выпускались картонные билетные карточки, которые использовались как проездной документ. Цену на карточках набивали компостером, который позднее был изобретён Я. Ю. Барановским.

Картонные билеты на отечественных железных дорогах находились в обращении в конце XIX — первой половине XX века. Билет представлял собой прямоугольник из картона с трехмиллиметровым отверсти­ем в центре, через которое нанизывался на шнур. Сверху на билете компостером про­калывали специальные дырочки. Их ряд состоял из семи или восьми цифр, обозна­чавших номер поезда, число, месяц и год. В 1930-е годы билетный кассир П. Аладин предложил компостировать билеты непо­средственно в поездах.

Первая кассовая билетопечатающая машина (БПМ) типа «Волхов» (656 печат­ных клише и рабочий цикл 1,5 с) появилась в СССР в 1960-е годы. В 1966-м на вокзалах было в эксплуатации уже около 145 тыс. подобных билетопечатающих машин и ав­томатов. Только в пригородных кассах работало более 135 тыс. единиц такого оборудования, что позволило почти пол­ностью автоматизировать продажу билетов пассажирам.

Полуавтоматическая билетопечатаю­щая машина типа КЖ (клавишная желез­нодорожная), имевшая рабочий цикл 1,1—1,4 с, предназначалась для печати и выдачи кассиром единичных билетов для поездки в пригородном сообщении, меха­низации учёта проданных билетов и выру­ченных денег и т.д. К билетопечатающим автоматам без участия кассиров относился АБ2 (однозонный), который позволял продавать билеты «туда» и «обратно» на­значением на одну из первых шести тариф­ных зон с возможностью оплаты четырьмя монетами; АБ-6М выполнял уже функции печатания и выдачи полных и детских при­городных билетов в пределах первых 13 тарифных зон.

В 1976 году с помощью билетопечатаю­щих машин пригородным пассажирам было продано свыше 890 млн билетов (79 %), а с помощью автоматов — 100 млн билетов (более 90 %), благодаря рациональ­ной организации рабочего места кассира и эффективному расположению автоматов в помещениях вокзала и станции.


В 1980-е годы бумажные билеты при­шли на смену картонным. На железнодо­рожных станциях заготавливался запас готовых билетов с заранее нанесёнными на них типографским способом названиями станций, с которыми было сообщение. С конца 1990-х перешли на комбинирован­ные или универсальные бланки, где указы­вались паспортные данные пассажира [1].

Автоматизация и механизация билетно­кассовых операций освободили кассиров от необходимости ручного заполнения и компостирования билетов, облегчили условия работы, создали широкие возмож­ности для улучшения и ускорения состав­ления отчётности по пассажирским пере­возкам, сэкономили значительное время у пассажиров. Однако само по себе наличие механизмов, насыщенность ими вокзалов и касс до конца не решали вопросов повы­шения производительности труда касси­ров, экономии времени пассажиров, улуч­шения использования техники.

Дальнейшее развитие билетных техно­логий на железнодорожном транспорте было обеспечено, когда появился аппарат­но-программный комплекс резервирова­ния мест и билетно-кассовых операций АСУ «Экспресс».

1.2 Основные задачи АСУ продажи билетов

Основной задачей АСУ «Экспресс-1» являлась автоматизация управления билет­но-кассовыми операциями в масштабе железнодорожного узла Москва, обслужи­вавшего в сутки до 250 тыс. пассажиров поездами прямого и местного сообщения. С 1972 года система коллективного поль­зования обслуживала предварительные кассы Киевского вокзала, а с 1974 по 1985 год осуществляла функцию продажи биле­тов в режиме реального времени на столич­ный железнодорожный узел только от Москвы со сроком резервирования от 10 дней до отправления поезда с помощью 580 автоматизированных билетных касс. Тем самым отпала надобность в расчёте стои­мости проезда и заполнении бланков про­ездных документов, запоминании сведе­ний о местах, передаваемых диспетчером, составлении отчёта о проданных билетах. Труд билетного кассира в новых условиях свёлся к работе оператора, находящегося за пультом.

Предпосылками создания АСУ «Экс­пресс-2» стали ограниченный набор функ­ций «Экспресс-1», технологическая и ин­формационная революция в странах Запа­да в 1960—1980-е годы, потребность вне­дрения компьютеризации в СССР. АСУ «Экспресс-2» (1982—2005 гг.) была разра­ботана на базе десятилетнего опыта экс­плуатации своего аналога. Набор функций «Экспресс-2» расширился за счёт резерви­рования мест и продажи билетов от 45 дней до прихода поезда на станцию назначения. Если АСУ «Экспресс-1» предназначалась для комплексной автоматизации билетно­кассовых операций в крупных железнодо­рожных узлах, то новая АСУ управляла продажей билетов и пассажирскими пере­возками уже в масштабе регионов (поли­гонов), выделяемых на сети железных до­рог. В регион, обслуживаемый АСУ «Экс­пресс-2», могла входить территория одной или нескольких дорог.


Эффективность АСУ «Экспресс-2» определялась показателями сокращения времени, затрачиваемого пассажиром на приобретение билетов; улучшения исполь­зования мест в пассажирских поездах и обслуживания пассажиров, следовавших с пересадками и приобретавших билеты на обратный поезд. АСУ была рассчитана на круглосуточную работу с коэффициентом готовности не менее 0,99, что соответство­вало 99 % полезного времени работы.

Для управления технологическими процессами продажи билетов через «Экс­пресс-2» при ЭВЦ, управлениях дорог и управлениях министерства путей сооб­щения (МПС) были созданы специальные технологические отделы, бюро и группы. Технологические отделы ЭВЦ осуществля­ли контроль за выполнением процесса в АСУ, корректировку информационных массивов при переходе на новые сутки и при смене расписаний, открытие и за­крытие билетных касс, обеспечивали соот­ветствие видов и режимов работы системы, решение различных задач и подготовку на их основе необходимых рекомендаций для железных дорог и МПС. Технологические отделы при управлениях дорог и министер­ства через дистанционные терминальные устройства автоматически получали всю нужную информацию от действующих на сети АСУ «Экспресс-2» (сведения о пасса­жирских перевозках, работе билетных касс, пунктов продажи билетов, использовании подвижного состава, потребностях пасса­жиров, рекомендациях системы и т. п.) и подготавливали адекватные ситуации распоряжения.

Через пятнадцать взаимодействующих между собой АСУ «Экспресс-2» были ав­томатизированы все процессы управления продажей билетов с учётом транзитных поездов, включая распределение нормы и продажу мест по станции формирования поезда и пути следования поездов; продажу мест через бюро заказов по телефону, оформление прямой плацкарты и группо­вых заявок. Выдача билетов осуществля­лась в свободной продаже и по номеру брони. Каждому номеру брони из общего банка мест выделялась норма, которая могла быть изменена в зависимости от хода текущей продажи. Все номера явля­лись идентичными для любой АСУ на сети дорог. Бронь могла накладываться на вагон и отдельные места [2].

АСУ «Экспресс-3» — это вычислитель­ная сеть по обслуживанию пассажиров для автоматизации продажи билетов и резер­вирования мест в поездах, а также опера­тивного управления пассажирскими пере­возками со сроком резервирования от 45 дней до отправления поезда. Система действует с 2005 года на территории РФ, СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии и является полноправным членом международного сообщества систем резервирования мест, взаимодействуя с европейскими электрон­ными системами в рамках вычислительных сетей ОСЖД/МСЖД.


Создание системы управления пасса­жирскими перевозками имеет целью сни­жение расходов, повышение доходов и предоставление новых услуг пассажирам. Другая группа целей связана с необходи­мостью замены устаревшего оборудования и использования современных цифровых каналов связи.

Объектами АСУ «Экспресс-3» стали пассажирские и финансовые хозяйства железных дорог по их основным информа­ционно-технологическим направлениям. Структурно все АСУ системы объединены в единую вычислительную сеть, работающую в реальном режиме времени и едином технологическом режиме для пассажиров и специалистов железных дорог.

АСУ «Экспресс-3» связана с европей­скими железными дорогами, благодаря взаимодействию Московского центра с системой «KURS-90»; с СНГ и Балтией — через сеть передачи данных (СПД) и инфо- сеть 21.

В единую аналитическую базу данных по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» поступают все проездные документы и ин­формация об исполненных рейсах поездов и вагонов, обслуживании пассажиров (таб­лица 1) [3].

Таблица 1

Содержание информации

Содержание

пп.

Информация

1

Показатели поезда

Схема состава

Календарь обращения

Объёмы перевозок:

  • суммарные
  • по типам вагонов
  • по льготам

Доходные поступления:

  • по билетам
  • по плацкартам
  • по вагонам
  • по поезду

Вагоно-км Пассажиро-км Населённость:

  • в процентах
  • пассажиров
  • на вагон
  • коэффициент сменности Ёмкость состава

Рентабельность поезда

2

Статистика

Количество пассажиров Объём багажа, грузобагажа и почты

Доходы от перевозок во всех видах сообщений Пассажиро-км

Вагоно-км

Средняя дальность поездки и т.п.

3

Отчётность

По кассам

По пунктам продаж

По дорогам

По странам

4

Маркетинг

Изучение рынка Анкетирование Аналнз работы Оперативное реагирование Рентабельность

5

Наличие

мест

До отправления После отправления

6

Доход

Старый тариф Новый тариф

7

Спрос

Недельный

Годовой

База содержит около 120 млн проездных документов и 3,5 млн рейсов вагонов. Срок хранения этой информа­ции — 12 лет. На основе аналитической базы данных решаются следующие задачи управления перевозками: