Файл: Аналитический обзор зарубежных подходов к исследованию личности (Личность и уровни общения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Теории личности – краеугольный камень основания Психологии от начала ее основания. В современном обществе и среде Управления вопросы идентификации, классификации и управления Личностью становятся все более и более сложной компетенции как Психологов так и потребителей Психологических продуктов.
В исследовании автор использует психологический подход, 77изложенный в ПРИЛОЖЕНИИ «ОСНОВА МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ».
ПОДХОД И РЕШЕНИЯ
Общей и самой актуальной проблемой современной психологии (и в то же время мерой дифференциации и идентификации различных психологических систем) автор данной работы считает науки, не присутствующие в качестве системно-образующих в академическом образовании Советского Союза и России, но играющие решающую роль в формировании всей Мировой Психологической науки:
-
-
Логика и факты в Советском Союзе и Российской Федерации
- Запрещена в 1918 году. Была востребована в школах и преподавалась на серьезном уровне исключительно до 1917 года. Большевики пришли к власти в конце 1917 года и уже в 1918 году запретили логику в школах в вузах.
- Возвращена в усеченном варианте в 1946г. «Учительская газета» 1946г. 4 декабря. ЦК ВКП (б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946
- Сталин умер весной 1953 года, а уже первого сентября школьники не обнаружили в расписании предмета «логика».
- При Хрущеве в 1955 логика окончательно исчезла из школьной программы
- В трудах ученых Советского Союза логика заменена на «Диалектическую» логику
- Учебники по которой отсутствуют
- Нет ни одного системного изложения аксиоматики и законов этой логики
- Гносеология. Автор, на момент написания данной работы, не встречал в среде психологов-терапевтов Российской Федерации собеседников готовых разделить предмет беседы в форме гносеологии, и потому оставляет за рамками данной работы эту часть науки.
-
Логика и факты в Советском Союзе и Российской Федерации
В силу таковых исторических особенностей, а именно: лишенных логики большого количества психологий и их ответвлений на пространстве Советского Союза и Российской Федерации, автор данной работы:
-
-
- использует методы мировой практики психологии – оснащенной логикой
- использует только те системы психологии, в которых логические законы проявлены прозрачно и таким образом дают возможность строить на основании прочном для процессов мышления.
- использует как зарубежные – все источники научной мысли за пределами Советского Союза и Российской Федерации, каковыми например являются:
-
ИССЛЕДОВАНИЕ
- Введем меру различения Теорий по шкалам-вопросам:
- Какие Понятия вводит Теория?
- Чем измерена Личность?
- Структура
- Эволюция воззрений
- Если отвлечь только структурные (не утилитарные для терапии и других целей) системы преподающие Теории Личности, то мы можем наблюдать следующие крупные этапы эволюции этих Теорий, по мере их структурно функционального усложнения:
- Вундт - до Фрейда
- Фрейд – до Перлза
- Перлз – до Франкла
- Если отвлечь только структурные (не утилитарные для терапии и других целей) системы преподающие Теории Личности, то мы можем наблюдать следующие крупные этапы эволюции этих Теорий, по мере их структурно функционального усложнения:
- Важной характерной особенностью обозначенных систем являются:
- Наличие Аксиоматики в
- явной или подразумеваемой авторами форме
- прослеживания аксиоматики на основании наличия оснащенного логикой, как наукой, научного базиса авторов систем.
- Ввод Понятий эмпирически
- Построение из Понятий Системы.
- Наличие Аксиоматики в
- Личность по Вундту. Вундт – до Фрейда
Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами. Связи - это и есть те универсальные механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы - представлений, идей и т. д.
В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Он пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели.
- Таблица сравнительного анализа.
Вундт - до Фрейда |
Фрейд – до Перлза |
Перлз – до Франкла |
Франкл |
|
Структура |
Субстанции вложенные друг в друга – «Яйцо» |
Функционирование Self , через собственные функции для Роста |
||
Определение |
||||
Движущие силы |
Устремления Бессознательного |
Сохранение психологического гомеостаза, «Игра спонтанности Self» и «Голод» формирующий Циклы для «Роста». Формирование Баланса функциями |
Смысл. Потенциал человека. Полное раскрытие потенциала Человека |
|
Задачи Автора |
Объяснение явлений в сознании клиентов. Снятие напряжений внутри психики Клиента |
Объяснение явлений в сознании клиентов. Защита Клиентом своих Интересов через завершение ситуаций, формирования Границ и т.д. |
Выявление движущих сил жизни/выживания Клиента. |
|
Клиенты и потребности |
Круг закрепощенных ортодоксальным воспитанием лиц требующих решения для фрустрированных энергий |
Круг Клиентов для которых было сложным и невозможным решить проблемы методом психоанализа Фрейда. |
Молодежь 30х годов 20 века. |
|
Границы Личности |
Личность сама по себе , мир сам по себе. |
Личность – Граница – Мир |
«Разомкнутость» человека : обретение и реализация Смысла всегда связано с внешним Миром |
|
Мера описания «Личности» Автором в диапазоне Статика – Динамика |
Связи элементов |
Статика внутри самих частей |
Динамика, Функции Личности |
Динамическая Целостность «Личность»+«Мир» |
Личность в паталогическом состоянии |
Одна часть влияет на другую |
Функционирует как универсальный цикл Self но совершает Расщепление на субличности прерывая цикл и останавливая энергии |
СТИЛИ или УРОВНИ ОБЩЕНИЯ
- Примитивный. Если партнеры грубы, обращаются друг с другом как с неодушевленным предметом, контактируют только тогда, когда им что-то нужно. («Дайте пройти!», «Чтобы в среду был отчет!», «Мне нужна чистая рубашка!»).
- Манипулятивный. В отношениях присутствует фальшь, лесть. Один из партнеров оказывается игрушкой в руках другого, для достижения какой-то цели. Но обращение может быть весьма пристойным. В общении используются средства воздействия, давления и принуждения.
- Ролевой (стандартизированный). Если партнеры действуют в пределах своих социальных ролей: в магазине, в транспорте, на работе и т.д.
- Конвенциальный (альтруистический). Когда в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти оптимальное друг для друга решение проблемы. Этот уровень доступен людям доброжелательным, с высокими моральными нормами и общей культурой.
- Деловой. Происходит между партнерами, которых связывают отношения сотрудничества. Такой человек ориентирован на дело, он старается не терять зря времени, собран, организован, ценит в людях деловые качества.
а) партнерский – подлинно деловой. Означает высокую степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Партнера выслушивают, не перебивая, не оценивают его поступки поспешно, стараются понять, не навязывают советы и не просят их.
б) непартнерский – затрудняет и делает неэффективным деловое общение. Человек невнимательно слушает, игнорирует точку зрения собеседника или безоговорочно принимает ее, навязывает свое решение или просит совета, может поступать необдуманно.
- Игровой. Его называют праздничным общением. Оно часто украшает отношения старых друзей, характерно для влюбленных.
- Духовный – высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как личность, носитель духовного начала.
По факту наблюдения таблицы измерения Теорий Личности можно сделать выводы, которые показывают:
- Смещение с утилитарных потребностей к экзистенциальным потребностям как авторов, так и клиентов их систем, достигающее апогея в 21 веке.
- Тенденцию от замкнутости Личности в границах своих структур, через осознание «Границы» к «Разомкнутости» во «внешний» Мир.
- Уменьшения границы возраста заинтересованных в психологии Клиентов.
- Челпанов «Логика»
- Лосский «Логика»
- “Основы физиологической психологии”.
- «Эго голод агрессия»
- «Теория гештальт-терапии»
ПРИЛОЖЕНИЕ «ОСНОВА МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ»
Автором Гештальт-терапии по праву принято считать Фредерика Соломоновича Перлза.
Проблемы, с которыми он столкнулся в личной жизни и профессиональной деятельности, невозможно было решить с помощью актуальных на тот момент методов Психоанализа.
Развитие естественных наук – физики и теории Поля в физике.
Применение теории Поля в Психологии Куртом Левиным.
Фигура / Фон как базовая функция сознания
Базовое определение первичной функции человеческого восприятия – это понятие «Различение».
Осознание
осведомленность о том, что происходит внутри организма и в окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни.
Это проявление феномена ф/ф применительно к
Структуры восприятия
В подходе, сформированном Перлзом в отличие от других терапевтических методов фигурируют 3 основные концептуальные части всех психических процессов:
Внутренняя среда организма
Внешняя среда по отношению организма
Граница – между внешней и внутренней средой
Согласно Перлзу из ГСЕ(13) :
«Эго-граница — совершенно естественное явление. Я проиллюстрирую эго-границу несколькими примерами, которые в какой-то степени близки каждому из нас. Эта граница, граница отождествления/отчуждения, которую я предпочитаю называть эго-границей, присутствует в любой жизненной ситуации. Давайте представим, что вы — борец за равноправие и хотите, чтобы к неграм относились также, как и к белым. Для этого вы отождествляетесь с неграми. И где же граница? Граница между вами и неграми исчезает. Но тут же создается новая граница теперь враги не негры, а те, кто не борется за равноправие; они — ублюдки, плохие парни.
Таким образом вы создаете новую границу и я считаю, что невозможно жить без границ — всегда остается мысль о том, что «я с правильной стороны забора, а ты с неправильной» или мы, если вы объединились в группу.»
Полярности
Понятие полярностей в ГТ строится на основе «Дифференциального мышления» Фридландера
Согласно ЭГА(9): Дифференциальное мышление — проникновение в работу подобных систем — обеспечивает нас точным умственным инструментом, который не слишком сложен ни в понимании, ни в применении. Я ограничу обсуждение тремя пунктами, которые необходимы для понимания данной книги: противоположности, предразличение (нулевая точка) и степень отличия.
Рисунки 1а, 1Ь и 1с могут быть полезны в прояснении моей концепции дифференциального мышления.
a. Пусть А—В представляет поверхность участка земли. Выберем любую точку как нулевую, с которой начинается дифференциация (разделение);
b. Мы разделили части земли на яму (Я) и соответствующий ей холм (X). Дифференциация является последовательной и происходит одновременно (во времени) и точно в одинаковой степени для обеих сторон (в пространстве). Каждая новая лопата производит недостаток в яме, который помещается как излишек на холм (поляризация);
c. Дифференциация закончена. Весь ровный участок заменен на две противоположности, яму и холм.
Мышление противоположностями — квинтэссенция диалектики.
Творческое предсостояние
Согласно ПГТ[1] preconitment - это пребывание в нейтральной точке континуума, в равновесии, но с осведомленностью-сознаванием и заинтересованностью в потенциальной ситуации, простирающейся в обоих направлениях.
Понятие вводится Перлзом на основании следующих источников: С.Фридландер проводит различие между незаинтересованной отчужденностью — отношением «Мне все равно» — и «творческим безразличием». Творческое безразличие наполнено интересом, который распространяется по обоим направлениям от точки разделения (дифференциации). Это ни в коей мере не идентично абсолютной нулевой точке, но содержит в себе аспект баланса.
Идеальное сосредоточение
Перлз в ЭГА (137) вводит это понятие — это гармоничный процесс сознательной и бессознательной кооперации.
и далее раскрывает его: Правильное сосредоточение наилучшим образом описывается словом «завороженность»; здесь объект выходит на передний план безо всякого усилия, весь остальной мир исчезает, время и окружающее пространство перестают существовать; сосредоточение не вызывает никакого внутреннего конфликта или протеста. Подобное сосредоточение часто можно наблюдать у детей и тех взрослых, кто занят какой-либо интересной работой или хобби.