Файл: Законодательства, устанавливающие правила совершения нотариальных действий: современное состояние и динамика развития.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариальных действий
1.2 Контроль за совершением нотариальных действий
1.3. Ответственность нотариуса
Глава 2. Нотариальные действия и правила их совершения.
2.1 Порядок обжалования нотариальных действия или отказа в их совершении
Введение
Актуальность исследования. В юридическом механизме, обеспечивающем в правовом государстве, каковым является Российская Федерация, режим законности и правопорядка, важную роль играет нотариат.
В Российской Федерации, как правовом государстве, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.
По ряду причин многие субъективные права и свободы не могут быть реализованы гражданами самостоятельно либо такая реализация неэффективна.
В этих условиях институт нотариата имеет огромное значение в защите прав и свобод человека и гражданина, поскольку основное содержание нотариальной деятельности – обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, укрепление правопорядка в стране.
Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит публичный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает законность и является по своей сути правоохранительной деятельностью.
Необходимость повышения внимания к вопросам защиты и уровню обеспеченности прав и свобод человека и гражданина предопределяет закономерный процесс последовательной концентрации научных знаний о способах, методах и формах такого обеспечения.
Этот процесс должен закономерно повлечь не только переосмысление роли и места российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, но и совершенствование его деятельности.
Развитие гражданского оборота, совершенствование форм и методов законного предпринимательства, повышение активности граждан в реализации их прав требуют существенной перестройки нотариата, изменения статуса нотариуса, расширения возможностей по защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина, и в первую очередь через расширение участия нотариата в сфере гражданско – правового оборота недвижимого имущества.
Остро стоит вопрос разработки теоретической основы государственного воздействия на институт независимого нотариата.
Необходима разработка направлений, форм, критериев эффективности такого воздействия на основе анализа степени необходимого государственного регулирования организации и деятельности нотариата.
Только научно обоснованный подход на основе системы критериев оценки государственного воздействия на нотариат будет способствовать проведению эффективной государственной политики по вопросам существования, функционирования и развития данного правового института.
Действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[1] лишь в общих чертах очерчивают механизмы эффективного взаимодействия государства, государственных правоохранительных органов с институтом нотариата, в частности, с органами нотариального самоуправления.
Принципиально важной является разработка системы принципов такого взаимодействия, а также законодательного закрепления механизмов взаимодействия по конкретным вопросам правоохранительной деятельности.
Нельзя также переоценить и важность реформирования организационной структуры института российского нотариата.
Как для правового государства континентальной правовой системы, существование до сих пор в России категории государственного нотариата не имеет достаточного обоснования, причем ни научного, ни практического.
Отечественный нотариат должен строиться на единой организационной основе – в форме независимого нотариата латинского типа, являющегося институтом гражданского общества, осуществляющего правоохранительную деятельность. Следовательно все вышеперечисленное говорит об актуальности исследования.
Так как недостаточно исследованы, и поэтому требуют дальнейшей разработки такие понятия, как статус нотариуса, нотариальная деятельность, нотариат в целом как институт гражданского общества, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц, интересы государства и общества в процессе осуществления своей правоохранительной деятельности.
Объект исследования – являются международные и национальные нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус института нотариата, закрепляющие порядок осуществления нотариальной деятельности.
Предмет исследования - общественные отношения в сфере организации и функционирования института нотариата в Российской Федерации, особенности становления нотариата, его место в правоохранительной системе страны.
Цель и задачи исследования. В процессе исследования стояла следующая основная цель: комплексное изучение и анализ отечественной и международной практики законодательного регулировании организации института нотариата, а также особенностей независимого частнопрактикующего нотариата в сравнении с нотариатом государственным.
Задачи исследования:
-изучить теоретические основы организации и деятельности института российского нотариата, выявить его правовую природу на современном этапе развития.
-проанализировать и дать понятия «нотариальная деятельность», «нотариальное действие», «нотариальный акт», «нотариальная процедура», другие понятия, выявить их принципы и сущность.
- исследовать теоретические основы нотариальной процедуры.
-на основе проведенного исследования определить существующие актуальные пробелы в законодательстве Российской Федерации в области регулирования правового положения институт наследования как одного из видов нотариального действия и внести предложения по его усовершенствованию.
Нормативная основа - исследования правового регулирования организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, как одной из форм правоохранительной деятельности, составили международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты, закрепляющие, в частности, функции независимого нотариата как института гражданского общества, осуществляющего выполнение публичной функции по осуществлению защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, общества и государства. Кроме того, было обращено внимание и на анализ законопроектных работ, посвященных регулированию организации нотариата и нотариальной деятельности.
Исследованы современные источники: Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты ряда субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств, законы и подзаконные акты Союза ССР, действующие в части, не противоречащей Конституции РФ, акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, правоприменительная и судебная практика.
Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в системе права России, признание и уважение общечеловеческих ценностей, определяют соотнесение правового статуса нотариата, закрепленного законодательством Российской Федерации, с положениями таких международно-правовых актов как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., иными международными документами.
Теоретические основы исследования. Проблемы правовой природы и сущности института нотариата, правового статуса нотариуса в той или иной плоскости анализировались отечественными и зарубежными учеными, специалистами как в области конституционного права, так и учеными, занимающимися гражданским, гражданским процессуальным, административным и иными отраслями права.
Теоретической основой исследования стали научные монографии и статьи дореволюционных и современных российских и зарубежных правоведов как в области проблем организации и функционирования института нотариата и осуществления нотариальной деятельности, так и в сфере общей теории права и государства, а также по вопросам обеспечения защиты субъективных прав: Авдеенко Н.И., Галеевой Р.Ф., Коркунова Н.Б., Корсика К.А., Котляра И.И., Крашенинникова П.В., Кузнецова В.Н., Кузнецовой С.К., Кутафина О.Е., Кучерены А.Г., Лазарева В.В., Лесницкой Л.Ф., Лукашевой Е.А., Руднева В.Н., Рыжакова А.П., Семеновой А., Семенова В.М., Шевченко Я.Н., Шершеневича Г.Ф., Яскевича Я.С., других ученых и практиков.
Методы исследования включают в себя как общенаучные, так и частно-научные способы научного познания. К первым относятся: базовый общенаучный диалектический метод познания, теоретический анализ и синтез, аналогия, системный и структурный методы.
Вторая группа включает: логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы научного познания.
При написании работы использовались нормативно-правовой, исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного познания. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Глава 1. Общая характеристика нотариальных действий
1.1 Законодательства, устанавливающие правила совершения нотариальных действий: современное состояние и динамика развития
Возникновение нотариата относится к глубокому прошлому. На самых ранних этапах появления государства как особой организации власти в обществе необходимости в нотариате еще не возникло, поскольку товарный оборот находился в зачаточном состоянии, а собственность была скорее фактом, а не правом.
Положение изменилось коренным образом по мере дальнейшего экономического развития общества. Совершенствование товарного оборота, увеличение числа и усложнение содержания сделок потребовали принятия мер по приданию им должной стабильности.[2]
Меняется и роль государства по отношению к товарно-денежным отношениям в обществе.
Во-первых, государство создает правовую основу гражданского оборота - принимаются законы, регулирующие отношение собственности.
Во-вторых, государство осознает важность нерушимости отношений собственности и обеспечения развития бесконфликтного товарооборота для общественного спокойствия и роста благосостояния граждан как основы стабильного существования самого государства.
В-третьих, создается судебная система, ставящая своей целью защиту нарушенных и подтверждение оспариваемых субъективных прав; устанавливаются строгие правила судопроизводства, требующие документального подтверждения доказательственных фактов. Кроме того, государственный аппарат достигает той степени своего развития, что позволяет наряду с системой судебных органов обеспечить существование специальных лиц, в чьи обязанности входило письменно фиксировать заключаемые сделки и хранить их экземпляры.
Историческое исследование показало, что одни из первых форм защиты прав, послуживших прообразом нотариата, можно найти уже в древнееврейском государстве, где существенной предпосылкой возникновения и развития нотариата было наличие письменности и развитых товарно-денежных отношений. Анализ литературы позволяет предположить, что израильтяне познакомились с письменностью, когда находились в Египте, и стали использовать ее в государственных делах и в процессе судопроизводства. Примерно к середине II тыс. до н.э. о книгах и государственных письменных актах упоминается уже как о явлении обыденном.
Однако существуют сведения, в которых ученые относят нотариат к III в. до н.э., к эпохе семи лучших поэтов-трагиков: Гомера, Сосифея, Ликофрона, Александра Этолийского, Филиска, Сосифана и Диониссиада. Именно этот период, как гласит справочное издание "Хроника мировой культуры", в столице Египта Александрии был отмечен "появлением системы общегосударственной нотариальной службы"[3].
Любопытен и другой исторический факт, связанный с нотариатом и относящийся к эпохе Великих географических открытий, когда в поисках кратчайшего пути на Восток легендарный Христофор Колумб открыл Америку. Имеются сведения, что Христофора Колумба в мореплавании сопровождал королевский нотариус, который составил акт об открытии Колумбом Америки и таким образом официально засвидетельствовал этот исторический факт[4].