Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально -незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты
1.1 Понятие и необходимость социальной защиты
1.2 Организационные основы социальной защиты
Глава 2. Социальная защита в Республике Мордовия: состояние и перспективы развития
2.1 Практика реализации социальной защиты в Республике Мордовия
Обеспечение гарантированных, минимально достаточных условий жизни для наиболее уязвимых слоев населения остается важнейшей социальной функцией региональных властей.
Важными направлениями становления социальной защиты населения на региональном уровне является обслуживание пожилых людей, а так же инвалидов, детей, которые остались без попечения родителей, находятся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями.
Важной подсистемой социальной защиты населения в субъектах РФ является социальное обслуживание. В связи с тем, что отсутствуют государственные стандарты в сфере социального обслуживания и отработанный механизм лицензирования деятельности в области социальных услуг, данная проблема влияет на управленческие отношения, при этом не происходит превращения субъектов социального обслуживания единую взаимосвязанную цепь, которая смогла бы обеспечить высокий уровень качества услуг.
Сложившаяся система социального обслуживания не полностью удовлетворяет нужды народа, ее медленное становление сдерживается несовершенством правовой базы, так же проблемой отсутствием комплексного подхода к улучшению системы социального обслуживания, ограниченностью ресурсов в сфере финансов в субъектах РФ и по государству, а еще, низким уровнем профессиональной подготовки социальных работников.
Имеющаяся система социальных льгот России не идеальна. Слабость данной системы, можно проанализировать при помощи динамики уровня жизни населения, изменения которого происходят не в сторону сглаживания различий в доходах, а в увеличения значения социальной дифференциации. При этом, отмена ряда льгот, видится как необходимая мера. При этом, вопрос снижения количества льгот и выплат необходимо рассматривать в синтезе с установкой уровня заработной платы, размер которой смог бы покрыть все жизненно необходимые потребности человека, однако сокращение льгот расстроит баланс и произойдет падение уровня жизни большого количества жителей.
Население субъектов имеет необходимость стабильного финансового обеспечения социальных расходов, следовательно, достаточное увеличение, которое приведет к поэтапному развитию субъектов и всего государства.
При этом, для каждого региона, необходимо индивидуальное решение данной проблемы, опираясь на национальные и географически особенности данного субъекта. Многие проблемы в регионах связаны с бедностью в них и неразвитой инфраструктурой, как экономической, так и социальной.
В ситуации ограниченных финансовых ресурсов решение многих проблем в сфере социальной защиты населения, напрямую соединено с проблемами дробления прав и ответственности, а так же бюджетных полномочий между органами власти: на уровне федерации и региона. Актуальным остается вопрос разделения функций на региональном и муниципальном уровне, между органами власти субъекта и органами местного самоуправления.
Таким образом, важность процесса регионализации, необходимость его усиления связано с адресным подходом в работе по оказанию социальной поддержки. Так как, существует множество национальных отличий, необходимо разработать несколько базовых моделей адресной социальной поддержки нуждающегося населения, которые могли быть использованы в разных субъектах Российской Федерации, на основе которых будут сформированы специфические региональные модели.
В условиях текущего кризиса, с целью увеличения финансирования расходов на социальные нужды на каждого гражданина необходимым видится разработка и законодательное закрепление системы государственных социальных стандартов, которые представляют собой синтез минимальных норм обеспеченности гражданин услугами, а так же выплатами, едиными правовыми и методическими основами их определения, применения и финансирования.
Низкий уровень информативности и отсутствие пристального внимания к данной проблеме, низкая репрезентативность данной информации, неиспользование эффективных методов обработки источников статистических данных служат проблемой социальных услуг в субъектах, не возникает стимулов к уменьшению административных издержек работы системы социальной защиты. Слабая проработка практики мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве субъектов Российской Федерации.
Политика субъекта в сфере социально-экономических отношений призвана гарантировать населению минимальный доход, способствовать социальной защите население от болезней, инвалидности, а так же случаев безработицы, старости. Исходя из этого, обеспечение государством минимальных условий для жизни должно быть обращено прежде всего на тех людей, которые не имеют возможности обеспечить себя самостоятельно.
Следовательно, можно говорить о том, что социальная защита населения на уровне субъекта далека от идеала и существует много проблем в данной сфере, так к примеру, - высокий уровень патернализма государства и незначительная роль общественных институтов в данной сфере, развитие которых является одной из главных задач. Актуальным видится изменение самого подхода к социальной защите народа, вектор развития должен быть устремлен на профилактику кризисных обстоятельств и на перспективу защиты каждого человека.
Необходимым видится, усиление самостоятельности субъектов РФ в выборе и способах распределения средств на наиболее остро стоящие виды и вопросы и определение размера данных мер.
Важным показателем эффективного развития регионов и государства в целом, является социально-эколого-экономическая устойчивость (СЭЭУ), которая представляет состояние систем региона, которые обеспечивают рост экономического благосостояния, стабильность в социальной сфере и безопасность в экологии. Нарушение данные показателей СЭЭУ приводит к ущербам экономическим, социальным, экологическим.
СЭЭУ достижима лишь при эффективной политике субъекта в социальной и экономической сфере, ключевая роль в данном случае отводится - управлению региональным развитием для достижения общенациональных целей.
Формирование концепции такой политики и выработка ее эффективных инструментов является актуальной. Организация эффективной деятельности по предоставлению гражданам социальных выплат и ее осуществление – это важное направление социальной защиты, так как, по вопросам получения различных пособий, выплат, субсидий, компенсаций обращается множество людей.
Итак, система социальной защиты должна обеспечивать широкий спектр социальных, медицинских и реабилитационных услуг населению, при этом необходимо добиваться максимально эффективного расходования бюджетных средств на ее содержание и развитие, при этом, при создании такой системы, должен быть комплексный подход. Поэтому, Министерство социальной защиты населения должно разрабатывать новые социальные технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Главный субъект системы управления социальным обслуживанием в РФ – Министерство труда и социальной защиты РФ. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
На региональном уровне за государственную политику в сфере социальной защиты отвечает Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия.
Таким образом, Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а так же нормативно- правовому регулированию, контроль (надзор) и предоставление государственных услуг в области социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, в области труда, содействия занятости населения и миграционной политики.
В систему социального обслуживания входят: государственные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий населения (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т.п.); социально-реабилитационные центры и приюты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, социальной помощи на дому, а также временного пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и др.); геронтологические центры; организации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно- трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.
Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы.
Социальная защита населения в регионах еще далека от идеала и имеет много проблем, как например, - высокая патерналистская роль государства и слабость общественных институтов, которые, несомненно, требуют развития. Необходимо изменить в регионах подход к социальной защите населения, он должен быть направлен на профилактику кризисных ситуаций и на перспективу защиты каждого человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- Об основх социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия: закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 86-З [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Мордовия: постановление Правительства Республики Мордовия от 18 августа 2014 г. № 381 [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- Авцинова Г.И. Государство, как основной субъект социальной защиты населения России// Социальная политика в России на пороге XX1.века. – 2017.– № 1. – С. 55-59.
- Алексеев С.И. Политические аспекты становления социального государства. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 304 с.
- Апостолова А.М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 478 с.
- Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. – М.: Инфра-М, 2017. – 173 с.
- Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2016. – № 4. – С. 20–21.
- КокшароваЕ.С., Ковбасюк Ю.Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. — 2017. — № 11. — С. 225-227.
- Мачульская Е.Е.Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2016. – 185 с.
- Осадчая Г.И. Социальная политика: сущность и ценностные ориентации // Наука.Политика.Предпринимательство. – 2017. – № 1. – С. 25-27.
- Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты. – М.: Феникс, 2017. – 246 с.
- Сафронова В.М. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.: Феникс, 2017. – 246 с.
- Социальная защита человека: региональные модели /Под ред. Бочаровой В.Г. Гурьяновой. – М.: Инфра-М, 2017. – 153 с.
- Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. – М.: Инфра-М, 2016. – 135 с.
- Социальная работа /Под общ. ред. проф. В.И.Курбатова. – М.: Инфра-М, 2016. – 367 с.