Файл: Проблемы комплексного исследования при подборе персонала (Теоретическое аспекты подбора персонала)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое аспекты подбора персонала
1.1 Психологические аспекты подбора персонала
1.2. Специфика отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел
Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование
2.1 Задачи и содержание, методика проведения эксперимента
2.2 Описание результатов исследований
Введение
Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность. Персонал является мотором любой организации. Часто руководитель основное внимание обращает на финансовые, производственные вопросы, вопросы материально-технического обеспечения или сбыта готовой продукции, не уделяя достаточного внимания людям, которые обеспечивают работу организации по всем этим направлениям.
Ошибки при отборе кадров – особенно когда речь идет о руководящих кадрах – слишком дорого обходятся не только организации, но и ищущим работу специалистам. Потери организации от ошибочных решений – это только часть тех расходов, которые приходится нести в результате неудовлетворительной работы по отбору новых кадров. С другой стороны неправильная организация работы кадровой и психологических служб приводит к тому, что некоторые профессиональные работники не сумев пройти отбор в первый, второй, третий раз (при этом имея квалификацию и многие данные превышающие данные отобранного работника), разочаровываются в своих силах и, как следствие, занижают свои профессиональные требования к работе и идут на более низкооплачиваемые места с меньшими квалификационными требованиями.
Объектом исследования - является личность кандидата при профессионально-психологическом отборе на службу в органы внутренних дел.
Предметом - процесс психодиагностики в деятельности психолога по отбору персонала в организацию.
Гипотеза - психологические особенности и характеристики кандидатов не всегда соответствуют функциональным условиям службы в органах внутренних дел.
Целью курсовой работы – является рассмотрение конкретных индивидуально – характерологических и нервно-психических особенностей кандидата на службу, выявление негативных черт характера и возможного проявления нервно-психической неустойчивости.
Исходя из поставленной цели были, поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и историю возникновения кадрового отбора.
- Описать деятельность психолога по отбору персонала.
- Представить психодиагностические результаты отбора:
- показать важность проведения психодиагностического исследования;
- рассмотреть в целом личность по полученным результатам;
- исследовать новые методы в работе психолога организации.
Использовались такие методы и методики психологии как:
- Анализ литературных источников;
- Систематизация и обобщение данных полученных в ходе исследования;
- Тесты и опросники:
-Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
-Личностный опросник «Нервно-психической неустойчивости-акцентуации»;
-Методика «Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации»;
- Проективная методика «Ассоциативный рисуночный тест».
Экспериментальная база исследования и выборки, кандидатов на службу в органы внутренних дел, в количестве 10 человек.
Практическая новизна. Данная работа интересна тем, что в ней подробно описываются методики, с помощью которых можно выявить интеллектуальные, индивидуально – характерологические и нервно-психические особенности.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретическое аспекты подбора персонала
1.1 Психологические аспекты подбора персонала
Качественно подобранный персонал является самым эффективным ресурсом для развития организации. Сейчас никого не нужно убеждать в том, что «правильные» люди, мотивированные, обученные, обладающие необходимыми для данной работы и данной организации компетенциями, в очень большой степени определяют успех бизнеса [3, С. 41].
Именно человеческий ресурс, а не техника является залогом эффективности, экономического роста и конкурентоспособности.
В каждой организации существует своя корпоративная культура, которая определяет позицию организации относительно кадровой политики. В соответствии с ней выбираются источники и методы найма новых сотрудников в организацию.
Найм сотрудников в организацию представляет собой алгоритм действий, направленных на привлечение и отбор кандидатов, обладающих высококвалифицированными, профессиональными знаниями.
Создание и развитие кадровой политики необходимо для качественного и долгосрочного развития организации. Ее целью является планирование персонала, а также сохранение численного и качественного состава членов организации в соответствии с требованиями внутреннего и внешнего рынка. Значение грамотной кадровой политики переоценить сложно. Однако на сегодняшний день кадровой политикой и кадровой работой чаще всего занимаются люди, не имеющие соответствующего образования. Проведенное социально-психологическое исследование показало, что зачастую подбором персонала занимается директор или бухгалтер, которые не имеют ни специального образования, ни понимания, как правильно организовать процесс подбора и отбора квалифицированного персонала. В исследовании приняли участие 60 организаций: из них из сферы торговли - 57%, 30% - из сферы производства и услуг, 5% - общественное питание, 5% - реклама, обучение, геодезия, операции с недвижимостью, дизайн, 3% - строительство.
Из всех опрошенных организаций только в восьми есть специалисты по подбору персонала. В остальных организациях подбором занимаются администраторы и заместители директоров (12%), бухгалтера (10%), управляющие (5%), су- первайзеры, региональные менеджеры, кадровые агентства (3%). Это говорит о том, что качество подбора персонала и квалификация сотрудников не будут соответствовать высоким требованиям современных организаций, не будут учитываться психологические особенности личности кандидатов на вакансии [20, С. 134]
При том что организации могли бы воспользоваться целым рядом профессиональных услуг, имеющих психологическую основу, а именно:
- подбор персонала при помощи метапро- граммного интервью, тестирования, нейролинг- вистического программирования, что дает более качественный уровень подбора, затрагивающий уровень ценностных ориентаций;
- подбор персонала по уровню совместимости и выявление лояльности сотрудников;
- оценка профпригодности и компетентности сотрудников (ассессмент);
- система обучения и развития персонала (тренинги продаж, формирования команды, креативности и т. д.)
- психологическое консультирование в организации - коучинг; и т. д. [22, С. 89]
В целом, для получения корректных данных о физиологических резервах организма, психофизиологических, психологических и социально-психологических особенностях личности специалист должен соблюдать ряд правил, основанных на знании свойств измеряемых качеств и инструментов, этических и профессиональных норм психодиагностической работы, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Нормативные требования к применению психодиагностических методов
Специалист, использующий психодиагностические методики |
Измерительная технология (метод, методика, способ, тест) |
- должен знать и применять общие теоретико-методологические принципы психодиагностики и основы дифференциальной психометрии |
- должна иметь однозначную формулировку цели, предназначения, предмета и области применения |
- должен обосновывать решения в соответствие с репрезентативностью и прогностической валидностью тестов, отвечать за выводы |
- должна иметь статистическое обоснование шкал теста, проверенных на репрезентативной выборке |
- должен обеспечивать необходимый уровень надежности психологического диагноза |
- должна иметь статистические показатели надежности и валидности в области применения |
- должен формировать батареи тестов с максимальной надежностью диагностики при минимуме временных и экономических затрат |
- должна иметь описание контингента на котором она разработана |
- должен анализировать эффективность измерительной технологии в заданной области |
- должна иметь инструкцию для специалиста в виде однозначного алгоритма |
- должен обеспечивать соблюдение стандартных условий обследования, подсчета показателей и интерпретации |
- должна иметь понятную стандартную инструкцию для испытуемого |
- должен обеспечивать конфиденциальность полученной информации, предупреждать испытуемого о цели обследования |
- должна иметь стимульный материал, ключи для обработки и описание этой процедуры |
- должен хранить профессиональную тайну, не раскрывать сущность технологии, обеспечивающую ее валидность |
- должна иметь средства контроля за достоверностью результатов |
- должен препятствовать некорректному и неэтическому применению технологии |
- должна иметь однозначную формулировку выводов и интер-претации результатов измерения |
Не имея возможности представить все результаты исследования, остановимся лишь на анализе метода интервью при отборе кандидатов на вакансии. Используемые вопросы в собеседовании у разных организаций показывают, что собеседование часто ведется без специальной подготовки, не структурировано, не учитывая требования к вакансиям, к личности кандидата. В большинстве организаций, где собеседование используется как метод отбора персонала, оно применяется в очень ограниченном объеме. Многие компании совершенно не используют весь спектр возможностей этого метода и, как следствие, получают узкую и однобокую информацию о кандидатах на вакансии.
Исследование также показало, что только 5% организаций использует дополнительные методы отбора кандидатов, таких как психологическое тестирование, деловые игры, кейсы. Несмотря на то что эти методы не являются основными, все же не стоит отказываться от их применения, так как именно дополнительная информация может стать ключевой при принятии решения о кандидатах. Особенно важным становится применение метода деловой игры или кейсов в случае, если речь идет о выборе кандидата на управленческие позиции. Поведенческие компетенции кандидатов демонстрируются наиболее ярко, в отличие от собеседования, которое не дает полной информации, а дает представление лишь о гипотетическом предположении, и кандидат предлагает лишь версии своего поведения. [12, С. 97]
С помощью кейс-метода можно оценить не шаблонность мышления кандидата, а его компетентность, ценности и взгляды в деловом мире, какими личностными качествами обладает и какие применяет модели поведения. Кейсы позволяют выявить поведение кандидата здесь и сейчас.
Существуют следующие виды кейсов: проективные; ролевые; кейсы с внутренней проблемой; кейсы с внешней проблемой; кейсы-задачи; аналитические [6, С. 204].
С помощью деловой игры определяется: уровень деловой активности; способность анализировать происходящую ситуацию и применять соответствующую модель поведения; скорость адаптации; наличие тактического и стратегического мышления; способность прогнозировать; стиль руководства; работа в команде или индивидуализм; способность выявлять мотивы и способности людей и применять эти знания [8].
Наряду с собеседованием в арсенале менеджеров по персоналу могут быть использованы и другие методы отбора персонала. Например, психологическое тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий [4: 396].
Преимущества данного метода состоят в том, что выявляются те или иные реакции личности, а затем измеряют их в «стандартных условиях» и «объективно». Также они дают возможность сравнить выявленные качества с качествами других испытуемых.
Бертхель предлагает трехэлементную классификацию психологических тестов:
-
- общие тесты производительности, направленные на фиксацию у испытуемого сугубо профессиональных притязаний, связанных с требованиями рабочего места;
- личностные тесты, цель которых - охватить и сделать сравнимыми характерологические портреты кандидатов, выявив их интересы, установки и восприятия (MMPI, тест Стреляу, многофакторный опросник Кетелла, краткий отборочный тест, тесты креативности);
- тесты на интеллект (шкала измерения интеллекта Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра, тесты интеллекта Г. Дж. Айзенка).
Главная цель тестирования - определить, насколько сильно личностные качества кандидата будут мешать ему на предлагаемой работе; как долго он сможет проработать на этом месте; будет ли решение о найме этого человека безопасным для существующего коллектива. [22, С. 19]
Тестирование при найме целесообразно там, где:
- в короткое время проверяется большое число кандидатов;
- для определенного рабочего места ожидаются индивидуальные различия в производительности (работоспособности);
- критерии, специфичные для данного места работы варьируются;
- выполнение критерия производительности (работоспособности) базируется на взаимодействии между психологическими признаками и профилем пригодности рабочего места.
Не используя возможности этого метода отбора, можно принять на ключевую позицию сотрудника, который не подходит организации ни по квалификации, ни по личностным качествам, ни по корпоративной культуре. Такая ошибка ведет к стагнации или убыточности организации. Поэтому очень важно, чтобы в каждой организации находился специалист, который мог бы детально изучить организацию и подобрать наиболее эффективный и квалифицированный персонал. В случае если такой возможности у организации нет, то можно отдать эти полномочия на аутсорсинг кадровым агентствам.
Таким образом, подбор сотрудников в организацию является наиболее ответственным этапом в управлении персоналом, так как ошибка может обходиться слишком дорого для организации. Профессионалы в компании - половина успеха любого бизнеса. Разработка и использование всех этапов системы подбора персонала в организации может стать гарантией успешности и эффективности организации. Лозунг «Кадры решают все» может стать началом эффективной кадровой политики организации.