Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики)..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
Введение
В последнее столетие вопросам проведения государственной экономической политики, а в частности финансовой, уделяется большое внимание. Перед любым правительством стоит цель построить мощную экономику и социально благополучное общество. Все эти цели невозможно достичь без грамотно построенной финансовой политики.
Начиная с образования Российской Федерации, грамотно составленная финансовая политика позволяла минимизировать потери от дефолта и финансовых кризисов. То, что мы видим в последние финансовый кризис, а также санкции ЕС, продуктовое эмбарго, стремительное падение цен на нефть: всё это, несомненно, негативно сказывается на экономике Российской федерации. Негативными последствиями стало резкое падение курса рубля, быстрое увеличение инфляции, рост безработицы, уменьшилось ВВП, повысилась ключевая ставка на 7% годовых. Лишь грамотные мероприятия финансового регулирования способны минимизировать негативные последствия на экономику.
Цель данной работы - рассмотреть понятие финансовой политики.
Объект исследования - финансовая политика.
Предмет исследования - направления и механизмы реализации финансовой политики.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансовой политики
- проанализировать финансовую политику России
- выявить направления совершенствования финансовой политики РФ
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики
Государство использует финансовые ресурсы для достижения поставленных им задач и определенных целей. Так, финансовая политика занимает достаточно важное место в процессе деятельности государства. Таким образом, финансовая политика является неотъемлемой составляющей экономической политики в целом. Для эффективного развития экономики важно поддерживать сбалансированность финансовой политики. Темпы развития секторов и отраслей экономики, таких как, например, промышленность, торговля, транспорт и многие другие зависят от того насколько правильно будет построена финансовая политика.
Финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов форм организации и методов использования финансов, которые реализуются на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени.
Таким образом, необходимо отметить, что финансовая политика, во-первых, формирует главные задачи и конкретизирует цели. Во-вторых, определяет 2 основные методы и формы отношений, которые способствуют в быстром решении поставленных задач. В-третьих, подбирает кадры, которые будут способны решить поставленные вопросы, проконтролировать и организовать их эффективное исполнение.
Итак, что же подразумевает под собой понятие финансовая политика?
По мнению Букина И.С. и Маневич В.Е., финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов[1]. В настоящее время в России существует регулирующий тип финансовой политики, основанный на идеях Кейнса. Для объективного рассмотрения финансовой политики в целом, следует помнить, что является составляющими финансовой политики.
Как полагает Нешитой А.С., важнейшими составляющими финансовой политики являются бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика. Рассмотрим каждую из них [2].
Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном Кодексе РФ и законодательных актах, регулирующих весь бюджетный процесс. Проводя бюджетную политику, государство распределяет расходы между бюджетами разных уровней, составляет структуру расходной части бюджета, выявляет источники и способы покрытия дефицита бюджета, а также составление методов управления госдолгом. От стратегии решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики.
Налоговая политика Российской федерации отвечает за формирование налоговой системы страны и своевременной и полной уплаты налогов, и регулируется Налоговым кодексом РФ. От эффективности налоговой политики зависит благосостояние казны государства, и, следовательно, уровень её экономики.
Инвестиционная политика РФ связана с созданием благоприятных условий для привлечений отечественных и иностранных капиталов в реальный сектор экономики и реализуется на разных уровнях госуправления финансами. Основной задачей данной политики является создание условий для благоприятных инвестиций и постоянного притока капитала в экономику РФ и не допущения утечки капитала.
Социальная политика связана в первую очередь с финансовым обеспечением прав граждан России, установленных Конституцией РФ. Данная политика охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, образовательную, здравоохранения, а также др., установленные федеральными законами РФ.
Таможенная политика представляет собой некое смешение налоговой и ценовой политики, посредством которой государство ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок товаров и услуг, а также поощряет или сдерживает экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Данная политика России в настоящее время, во многом зависит от политической обстановки а также от бюджетной политики и направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
Финансовая политика государства включает бюджетно-налоговую политику, инвестиционную политику и социальную политику. Наиболее значимая роль в составе финансовой политики отводится бюджетно-налоговой политике. Она оказывает влияние на формирование финансовой базы для эффективного развития государства. Так, основой бюджетной политики страны на 2015-2016 год являются стратегические цели развития страны. Они сформулированы в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политики в 2014-2016 годы. Бюджетная политика страны направлена на решение следующих основных задач:
- обеспечение сбалансированности в долгосрочной перспективе при учете того, что будет обязательное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач представленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- оптимизация структуры расходов федерального бюджета, то есть определение резервов и их перераспределение;
- развитие программно-целевых методов управления;
- обеспечение стабильности пенсионной системы;
- эффективное развитие налоговой системы России.
Необходимо отметить, что в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия представляет собой долговременный курс финансовой политики, который рассчитывается на перспективу и предусматривает решение масштабных задач. А выработка определенных мер, которые направлены на решение задач конкретного этапа развития общества, путем развития финансовых связей. Таким образом, существует некоторая связь между финансовой стратегией и финансовой политикой, то есть если финансовая стратегия достаточно стабильна, то при этом финансовая тактика должна быть относительно гибкой.
Современная финансовая политика государства играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации. Также развитие индустрии определяется в зависимости от уровня ее рациональности. Поэтому можно сказать, что финансовая политика помогает найти ответы на такие вопросы: каким образом в конкретных социально-экономических условиях можно достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующего финансового механизма; нужны ли изменения экономической структуры; каковы пути увеличения национального богатства.
Кроме того среди основных проблем финансовой политики Российской Федерации необходимо выделять следующие: нестабильность валютного курса рубля; несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; существующие недостатки развития налоговой системы; неэффективное использование государственной собственности.
В настоящее время в России достаточно активно поддерживается политика сдерживания, которая применяется уже в течение достаточно долгого периода времени в отношении финансовой политики. На данный момент времени данная политика проводится достаточно интенсивно, в связи со сложившимися условиями в мире.
Так, странами Евросоюза и США против Российской Федерации были введены санкции с 2014 года. Так, в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016-2018 года» разработанном Центральным банком Российской Федерации, введенные против России санкции названы в числе главных факторов, которые будут препятствовать росту российской экономики. Однако, в связи с ситуацией в мире и массовыми террористическими актами, по мнению экспертов, возможно снятие санкций для объединения против террористических организаций.
На сегодня ситуация в стране достаточно сложная. Самой очевидной причиной можно назвать падение цен на нефть. Но наиболее серьезная и важная проблема состоит в том, что цена вряд ли восстановится в ближайшее время. Если же рассмотреть ситуацию с валютным курсом, то ожидаемым становится падение объемов ВВП и налоговых отчислений в бюджет.
Таким образом, рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики России, необходимо отметить, что ее успешная реализация и функционирование напрямую зависит от последовательного и сбалансированного проведения намеченных преобразований, а также от способности быстро и правильно реагировать на изменение условий социально-экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики и от своевременного отражения ее направлений и особенностей ее реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.
1.2. Органы управления финансами в РФ
Система финансов Российской Федерации – это сферы и звенья финансовых отношений и связанные с ними денежные фонды и органы управления финансами в РФ.
Управленческая финансовая деятельность подчиняется целям и задачам финансовой политики, финансовому и связанному с ним законодательству. В управлении участвует государственная власть и органы местного самоуправления.
Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление. Согласно структуре финансовой системы РФ по видам объектов управления различают
Субъекты управления финансами
— управление государственными и муниципальными финансами, финансами субъектов РФ;
— управление финансами хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций, финансы автономных учреждений и общественных фондов, финансы индивидуальных предпринимателей, действующих без регистрации юридического лица).
Элементы управления финансами — это управление
— бюджетами;
— внебюджетными фондами;
— страхованием;
— финансово-кредитными учреждениями.
Субъекты управления:
— законодательные органы (принимают законы о финансах и финансовой деятельности);
— исполнительные органы управления финансами в РФ (направляют, регулируют и контролируют финансовые процессы);
— финансовый аппарат коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий и учреждений.
На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют
1) Президент Российской Федерации.
Функция – бюджетное послание (сообщение о внутренней и внешней политике государства, формулировка основных принципов финансовой политики на определенный период).
2) Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации).
Функции:
— принятие федеральных законов;
— утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением.
3) Правительство РФ.
Задача – разработка федерального бюджета, бюджетов государственных и внебюджетных фондов.
4) Министерство финансов РФ.
Задача – осуществление финансовой политики.
5) Федеральная налоговая служба.
Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов.
6) Федеральная таможенная служба.
Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей.