Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики)..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
Например, экспортные пошлины на нефть, газ должны стать выше на столько, чтобы добывающим компаниям выгоднее было продавать ТЭР на внутреннем рынке, чем экспортировать. Приток ТЭР на внутренний рынок приведёт к снижению цен на них для российских производителей. Размер пошлины должен повыситься до такой величины, чтобы цены на ТЭР на территории России снизились до уровня, компенсирующего отрицательные климатические факторы для инвесторов.
Второй способ – ввести государственные квоты на обязательную продажу добывающими компаниями нефти и газа на российском рынке по ценам, установленным государством. Размер их снижения также должен с запасом компенсировать отрицательные климатические факторы для инвесторов на территории России.
Третий способ – полная национализация добывающих отраслей и установление внутренних цен государством на столь же низком уровне.
Таблица 2 – Повышение инвестиционной привлекательности экономики России посредством создания конкурентных преимуществ
Цель |
Способ достижения |
Создание конкурентных преимуществ, повышающих инвестиционную привлекательность |
Увеличение экспортных пошлин на ТЭР для снижения внутренних цен до уровня, компенсирующего отрицательные климатические факторы для инвесторов |
Введение государственных квот обязательной продажи добывающими компаниями нефти и газа на российском рынке по сниженным ценам, компенсирующим с запасом отрицательные климатические факторы для инвесторов на территории России |
|
полная национализация добывающих отраслей и установление внутренних цен государством на столь же низком уровне, компенсирующем затраты, обусловленные климатом |
|
Увеличение финансирования за счёт кредитования |
Создание льгот для производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции по ставкам за пользование банковским кредитом с их – приближением к нулю. |
Это позволит создать конкурентные преимущества в российской экономике и повысить инвестиционную привлекательность экономики, что необходимо для импортозамещения, и особенно для реального подъёма отечественного производства сельскохозяйственной и промышленной продукции [8, с. 109].
Такая политика вернёт населению России национальные богатства добывающих отраслей, когда эти богатства в первую очередь будут служить благосостоянию Российской федерации, а не импортёрам российских ресурсов. Не стоит удовлетворяться расточительностью, опустошением недр от увеличения продаж отечественного сырья за рубеж. Важно сохранять природные ресурсы посредством экономии экспортных поставок в большей степени, чем во внутреннем потреблении.
С этой целью важнейшим показателем эффективности использования отечественного сырья следует считать достижение наилучших результатов в виде роста ВВП при наименьшем расходовании топливно-сырьевых ресурсов (особенно на экспорт).
Общеизвестно, что внутренний долг США составляет более 100% ВВП. Денежная масса в долларах США и евро не обеспечены производством или драгметаллами внутри США и Европы. Их выпускают под внутренний долг Федерального резерва. В то же время важнейший показатель оценки кредитоспособности государств китайского агентства «Dagong» коэффициент долговой нагрузки у России не достигает 13%. А с учётом Фонда национального благосостояния у России вообще нет долгов. Для Китая этот коэффициент находится на уровне 20%. Как было сказано, у Америки он превышает 100% [7, с. 2-10]. Но, несмотря на это, валюта США остаётся мировой, и Америка может в любое время подпечатать новых долларов, чтобы оплатить долги. Такая эмиссия долларов тем более снижает их обеспеченность, но при этом на необеспеченную валюту, а значит за бесценок, позволяет скупать ресурсы и другие активы различных государств. Выдача кредитов государствам в долларах или евро, необеспеченных соответствующими активами, означает создание долговых обязательств этих стран к эмитентам доллара и евро за пустые денежные знаки «фантики», расплачиваться за которые придётся реальными трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами.
Таким образом, устойчивость американской валюты обеспечивается не активами США, а сторонними государствами, которые соглашаются продавать национальные богатства за доллары и, тем самым поддерживают устойчивость американской валюты и финансовой системы США собственной экономикой.
Для обеспечения экономической и политической независимости России необходимо стремиться к отказу от признания доллара США и евро в качестве мировых валют, поскольку по своим параметрам они не соответствуют такой оценке, но используются для манипуляции финансами РФ. Отказываться от доллара и евро необходимо последовательно, постепенно и осмотрительно, в тех секторах, направлениях и расчетах, которые не принесут стратегического ущерба российской экономике из-за отказа от доллара и евро.
Попытки освободиться от мирового давления американского доллара предпринимались правительством отдельных государств. Ещё в 1966 году президент Французской республики генерал Шарль де Голль попытался отказаться от американского доллара и вернуться к золотому стандарту.
Экономический кризис, сотрясший планету в последние годы, вынудил ряд стран задуматься о ведении межгосударственных расчетов в золоте. Китай стремительно начал увеличивать свой золотой запас и объявил о решении чеканить золотой юань.
Как известно, руководство России совместно с азиатскими партнерами и ближайшими странами с 2014 года предпринимают попытки освобождения от давления иностранной валюты, заменяя ее рублями и валютой взаимодействующих стран. Это необходимая мера. Инвалютные резервы, и другие виды денежных активов в России также необходимо заменить на драгметаллы.
Странным выглядит и то, что на территории России золото продается исходя из курса доллара США. В 2012 г. Россия вышла на 3-е место по добыче золота в мире. В этой связи оценка золота внутри РФ по курсу доллара США как для импортёров, выглядит колониальной уступкой метрополии США и даёт в руки США мощнейший инструмент манипулирования курсом российского рубля.
По данным «Яндекс Новости», цена на золото, как и на другие драгоценные металлы, в долларовой оценке имеет динамику сильного снижения за последние годы. В период с наибольшей амплитудой изменений, начиная с 5 сентября 2011 г. золото стоило 1902,8 долл. США за тройскую унцию, 22 декабря 2014 г. оно упало в цене до 1172,4 долл. США за тройскую унцию. Это значит, что российское золото на протяжении 3 лет всё более обесценивалось и продавалось по курсу за не обеспеченные производством или драгметаллами «фантики» под названием «доллар США».
С другой стороны, ввиду резкого увеличения котировки доллара США в последнее время российское золото внутри России выросло в цене более чем в 2 раза. Например, за период с наибольшей амплитудой изменений с 26.12.2013 продажа золота Сбербанком России проводилась по цене 1 288.00 руб. за 1 гр., а 31.12.2014 из-за резкого роста курса доллара США цена продажи золота Сбербанком внутри России достигла 3 055.00 руб. за 1 гр. при котировке в долларах 1 183,3 долл. США за тройскую унцию. Такие котировки – прямой путь к девальвации рубля и его ослаблению по отношению к инвалютам. Это препятствует накоплению золота внутри России и обеспечивают практически «дармовой» вывоз золота за пределы Российской Федерации [18, с. 10].
Сказанное ещё раз подтверждает то, что России следует отказываться от продажи золота за доллары и евро.
Необходимо также, чтобы курс драгоценных металлов внутри России не был привязан к доллару США, а имел самостоятельное хождение на мировом рынке, чтобы котировки драгметаллов устанавливались в рублях столь же непосредственно, как и курсы иностранных валют в отношении к рублю. Золото — не менее значимый актив, чем утративший доверие доллар США. Поэтому золото не нуждается в посреднических валютах.
Установление прямого курса драгметаллов к рублю позволит России быть полноправным участником мирового рынка драгоценных металлов, а не зависеть от эмитентов американской и европейской валют
Снижение ставок за пользование кредитом. Высокие процентные ставки за пользование банковским кредитом делают невозможным развитие бизнеса, открытие новых производств. Для обеспечения импортозамещения и подъёма российских производств до мирового уровня необходимо максимальное снижение процентных ставок за кредит для производителей с помощью государства. Необходимо создать льготы для производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, особенно для вновь открывающихся производств. Чем ближе ставка кредитования к нулю, тем благоприятнее финансирование развития производств. Известно, что в Японии ставки кредитования приближены к нулю.
С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности бесспорным выглядит необходимость подъёма сельского хозяйства в России. Россия имеет все потенциальные возможности, чтобы стать крупным производителем экологически чистой сельскохозяйственной продукции без ГМО и излишней химической обработки, так как Россия обладает наибольшими площадями плодородных земель, которые далеко не достаточно использованы для развития отечественного сельского хозяйства, а в южных регионах – для выращивания теплолюбивых фруктов и овощей. А пока, к сожалению, мы почти не видим на отечественных прилавках фруктов, выращиваемых в южных регионах России, а сами регионы, например, Краснодарский край, утратили и пока не восстановили те объёмы садоводства, которые действовали в дореформенный период.
Деревни находятся в плачевном состоянии, многие сельские поселения не газифицированы, живут на печном отоплении. Из-за отсутствия работы и нормальных жизненных условий, неорганизованного досуга, молодёжь всё больше покидает сельскую местность. Остаётся лишь наиболее инертная, часть сельских жителей, склонная к алкоголю. Село погибает.
Принятое Президентом РФ решение о подъёме сельского хозяйства весьма необходимо. Необходимо решительное участие государства в восстановлении деревни, вплоть до полного освобождения сельских производителей от налогов до тех времён, когда деревня окрепнет. Государству также нужно ограничивать импорт сельскохозяйственной продукции, когда она реализуется по демпинговым ценам с целью вытеснения отечественных производителей.
Суверенитет Российской федерации не реализуем без развития промышленного и сельскохозяйственного производства, что невозможно без повышения конкурентных преимуществ, как важнейшего фактора инвестиционной привлекательности российской промышленности и сельского хозяйства на основе существенного удешевления сырья и энергетических ресурсов, добываемых из национальных месторождений. Новые производства не могут появляться и без снижения процентов за пользование кредитами. Кроме этого замена доллара США и евро валюты драгоценными металлами в золотовалютных резервах страны, а в денежном обращении – рублём, золотом, согласованными полноценными валютами, необходимы для освобождения России от давления американской и европейской валют, которые не могут считаться устойчивыми и свободно конвертируемыми из-за их необеспеченности соответствующими активами при наличии чрезмерной внутренней задолженности.
Без указанных мер не представляется возможным действительное решение проблемы импортозамещения и реализация эффективной финансовой политики России в будущем.
Заключение
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.