Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики)..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
7) Банк РФ.
Наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета. Отвечает за формирование денежно-кредитной политики.
8) Счетная палата РФ.
Контролирует расходование федеральных средств согласно финансовому законодательству.
Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое управление финансами.
За оперативное управление отвечают министерства, федеральные службы и агентства. Региональные и местные органы управления финансами в РФ подчиняются общегосударственным.
Органы управления государственными финансами во всех странах лишь отчасти определяют развитие рыночной экономики, однако же эта часть всегда достаточно весома. В нее входит:
• Определение приоритетных направлений деятельности в государстве. Возможность регулировки данной сферы обеспечивает стимулирующая функция финансов, благодаря которой при принятии тех или иных решений на государственном уровне отчасти можно формировать локальный рынок.
• Установка и дальнейший контроль правил работы на внутреннем рынке, включая законодательную базу, приоритетные сферы, налоговый пресс.
• Обеспечение бюджетных сфер работы государства: образования, медицины и прочего.
• Устойчивость курса именно национальной валюты.
• Обеспечение и контроль работы предприятий в стратегически важных отраслей.
• Формирование и управление государственным бюджетом.
• Устойчивость банковской системы внутренней за счет контроля национального банка.
• Пресечение экономических преступлений на всех уровнях.
• Анализ развития экономики, предоставление гражданам развернутых данных мониторинга различных экономических отраслей.
Есть сферы, в которых влияние государственных органов несколько ниже, среди них:
• Курсы на основные валюты мира. Здесь важную роль будет играть скорее внешнеполитические факторы для государства и лишь в отдельных случаях оно может взять контроль над валютным рынком вручную. Обычно это случается в кризисные периоды.
• Развитие частных банков и кредитных организаций (при нормальном состоянии рыночной экономики).
• Деятельность международных корпораций и фондов, в особенности, зарегистрированных на территории других государств.
• Работа предприятий, функционирующих вне стратегически важных сфер.
2. Современное состояние финансовой политики
2.1. Анализ финансовой политики России
Рассмотрим современные тенденции в финансовой политики России в современных условиях. Крымский кризис и международные санкции крайне негативно сказались на Российской экономике, поэтому финансовая политика на 2014 и на плановый период 2014-2016 гг. принималась с целью минимизировать финансовые потери. В её основу стратегические цели развития страны, которые сформулированы в указе Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 гг. [3, 4]
В целях снижения угрозы неустойчивости и несбалансированности федерального бюджета в 2014 г. была осуществлена подготовка основных направлений бюджетной политики, проводимая на основе реалистичного варианта экономического прогноза. Данный подход позволяет не только увеличить точность планирования бюджета на долгосрочную перспективу, но также спрогнозировать часть рисков, которые образуются в соответствии с тем, что принимаются определенные дополнительные обязательства по расходам.
Бюджетная политика в период 2014-2016 гг. нацелена на сокращение уровня нефтегазового дефицита федерального бюджета. Помимо этого, также необходимо предусмотреть механизмы, которые повлияют на возможное перераспределение ресурсов для осуществления определенных дополнительных мер, которые будут осуществлять поддержку различных отраслей экономическо-социальной сферы. Несомненно, данный шаг помогли минимизировать потери от санкций и падения цен на нефть в 2014 гг.
Следует признать, что все элементы финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой, а, следовательно, бюджетная политика не сможет функционировать самостоятельно от налоговой политики. В 2014-2016 гг. Правительство РФ в области налоговой политики планируют создать эффективную и стабильную налоговую систему, которая будет способствовать бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. Основным приоритетом налоговой политики является поддержка инвестиций. Также необходимо сохранить размер налоговой нагрузки по разным секторам экономики, где был достигнут её оптимальный уровень.
В современных условиях возникает необходимость расширения границ стабилизационной финансовой политики, которая должна быть не только направлена на то, чтобы повысить уровень экономического развития страны вследствие сглаживания внешних и внутренних проблем экономики, но и осуществлять воздействие на распределение процессов , возникающих в обществе.
На современном этапе экономика России функционирует в стагнационных условиях. Но экспертами прогнозируется и рецессия, но эти прогнозы неоднозначны. В 2014 г. продолжается замедление экономики России, причем экономическая обстановка в стране ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. По оценке Минэкономразвития России прирост ВВП в I квартале 2014 составил 0,8%, реальные располагаемые денежные доходы снизились на 2,4%, доля инвестиций сократились на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013.
В феврале 2014 г. председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина озвучила прогноз уровня инфляции, составивший 5%. В сентябре того же года уровень инфляции составил 8%. Это связано с происходящей девальвацией рубля а также продуктовом эмбарго РФ. Банк России решил поднять ключевую ставку до 8% для того, чтобы снизить инфляцию. Совет директоров Банка России 31 октября 2014 г. принял решение повысить ключевую ставку на 150 базисных пунктов – с 8% до 9.5%, что выше ожиданий рынка. Данная величина ключевой ставки, по мнению экспертов, должна снизить инфляцию и привести к укреплению национальной валюты.
Также в 2014 году Россия столкнулась с такой проблемой, как резкое снижение потока инвестиций в связи с нестабильным курсом рубля. Не стоит забывать, что одной из прерогатив Российского правительства было создания благоприятных условий для инвесторов.
По оценкам Министерства финансов, ущерб от санкций составил 2% ВВП. По прогнозам на будущее, если санкции не отменят, то к концу 2015- начала 2016 г может ждать увеличение отрицательных показателей роста ВВП.
В целом, санкции способны нанести ощутимый ущерб не только определенным компаниям или лицам, но и экономики России в целом. Они просто ограничивают доступ страны к западным рынкам капиталов и новым западных технологиям, двум вещам, в которых Россия в настоящее время нуждается больше всего.
Таким образом, оценивая тенденции в финансовой политики России, можно сделать вывод, что правительство выбрало правильный вектор, следуя которому Россия может максимально быстро наладить импортозамещение и восстановить макроэкономические показатели до докризисного уровня.
2.2. Совершенствование финансовой политики РФ
Сегодня, в условиях не простой экономической ситуации, наиболее отчётливо проявилась необходимость формирования эффективной, устойчивой, вполне независимой национальной экономики. Чтобы экономика России стала таковой недостаточно накапливать национальные страховые резервы. Резервы способны лишь временно приостановить падение.
Для совершенствования финансовой политики, необходимо использовать различные экономические рычаги, действие которых должно быть направлено на:
- рост отечественного производства;
- снижение зависимости от цен на нефть;
- стабилизацию спроса и предложения;
- снижение ставок на пользование кредитами;
- расширение системы прямых расчетов между государствами, минуя доллар;
- развитие банковского сектора и собственных платежных систем;
- совершенствование механизма налогообложения добывающих отраслей;
- совершенствование правового механизма пользования недрами.
Новая основа экономики предполагает возрастание доли промышленного и сельскохозяйственного производства относительно доли добывающих отраслей в экономике Российской Федерации, что снизит зависимость России от колебаний мировых цен на сырьевой экспорт, а также освободит от необходимости импортных поставок, оборудования и комплектующих для производств.
Исходя из этого, ключевым показателем качества экономического развития России, представляется показатель соотношения доходов от вновь возникающих производств с доходами от топливно - сырьевого экспорта в государственном бюджете. Чем больше динамика этого соотношения движется в сторону преобладания производства над добычей и экспортом сырья, тем устойчивей, суверенней и сильнее становится национальная экономика и государство в целом.
Единство спроса и предложения. Попутно следует предостеречь от чрезмерно активного стимулирования внутреннего спроса и потребления, к которым призывают различные деятели. Искусственное стимулирование спроса может быть уместно при перепроизводстве в национальных масштабах. При низкой конкурентоспособности отечественных товаров стимулирование спроса способствует увеличению закупок преимущественно импортных товаров, росту цен на товары без улучшения их качества, а значит без инновационного развития, а также гарантирует сбыт монопольным производителям, нежелающим видеть новых конкурентов на рынке импортозамещения. Стимулирование спроса без создания новых производителей ещё больше развращает монополистов, позволяет им повышать цены вне конкуренции, что приводит к росту инфляции и обнищанию населения, задержке инновационного развития. Такая финансовая политика усиливает дисбаланс между спросом и предложением, углубляет проблему [11].
Без создания новых производств не представляется возможным решение проблемы импортозамещения. В соответствии с известными законами рынка спрос и предложение должны быть уравновешены. Недостаток спроса в настоящее время вызван приостановкой ряда производств со снижением их платежеспособности из-за так называемых «санкций» от США и ЕС. Наша экономика испытывает именно недостаток конкурентоспособных отечественных производств, а не спроса как такового.
В этих условиях нужно стимулировать предложение, восстанавливать и расширять конкурентоспособное производство, что ведёт к появлению новых производителей, конкурирующих между собой в достижении наивысшего качества и в инновационных достижениях, так как из множества конкурирующих производителей, наибольший сбыт будет обеспечен передовым производствам с высоким качеством и невысокими ценами. В свою очередь, появление новых производителей создаёт новые рабочие места, на которых работники получают новые зарплаты, что само по себе усиливает спрос и потребление на внутреннем рынке. Кроме того снижение цен также увеличивает спрос. Таким образом, решается проблема спроса и предложения естественным путём на основе рыночных законов через снижение цен, а не повышение инфляции [9, с. 45-46].
И так, в условиях недостаточно развитого не вполне конкурентоспособного производства стимулирование предложения или спроса приводят к последствиям, представленным в таблице 1.
Таблица 1 – Последствия регулирования спроса и предложения в условиях неразвитого производства
Меры финансовой политики |
Возможные последствия |
Искусственное стимулирование спроса |
Рост продажи импорта при вытеснении отечественных производителей, усиление монополизации экономики, рост инфляции, девальвация и обнищание граждан |
Стимулирование предложения |
Создание рабочих мест с соответствующей заработной платой (что формирует спрос), рост изобилия, снижение цен (что также повышает спрос), сокращение инфляции, улучшение качества и повышение конкурентоспособности производств |
Рассмотрим подробнее возможности решения проблем, подъёма отечественного производства. Необходимым условием такого подъёма является повышение инвестиционной привлекательности российской экономики на основе формирования конкурентных преимуществ. Для этого необходимо, чтобы цены на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в стране стали на столько низкими, чтобы с гарантированным запасом покрывать затраты, связанные с суровыми климатическими условиями РФ. Имеется несколько способов снижения цен на ТЭР внутри страны, которые отражены в таблице 2.