Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( История развития гарантии прав и свобод ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой формуле, конечно, учтены некоторые особенности политического мировоззрения XIII в. Она должна была действовать в феодальном обществе, то есть в обществе, построенном на принципе неравенства, резко разделяющемся на господствующих и подчиненных.

Там свобода требуется исключительно для «свободных». Такая оговорка вполне соответствует действительным отношениям. На людей несвободных или полусвободных, а именно большинство крестьян и часть городских жителей действие этой статьи не должно было распространяться. Но если до сих пор эти бессмертные слова припоминаются так часто, то это потому, что в них впервые был провозглашен принцип личной свободы. Но, не смотря на это, мы не можем правильно применять слова в документе к реалиям тех событий, так как было сказано выше эта «свобода» распространялась только на людей власть имущих. Скорее всего подразумевается, что свободу можно было купить, а на это требовались деньги, земли и естественно крепостные, которых можно было продать.

Так же в хартии писалось: «Никому не будем передавать права и никому не будем отказывать в них или замедлять их». Определялось право на свободу передвижения: «Пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности...». Опять же с достаточным количеством денег действительно можно было уехать в другие земли, например, как это делали религиозные деятели, так как деятельность особо не была связана с политикой и их земли были расположены не только по всей Европе, но и за ее пределами. Странствие из одного государство в другое обычная практика даже для того времени, не говоря уже о совершенных крестовых походах на Иерусалим.

Еще в Хартии содержались положения, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять. [6] Не думаю, что это действительно соблюдалось. Обычно в качестве таких должностных лиц, феодалы либо ставили своих друзей или знакомых, либо покупали уже действующих. Обычная практика для всего периода существования человека, ничего необычного. Коррупция один из самых больших препятствий на пути к всеобщему юридическому равенству и полной свободы личности.


Глава 1.3. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в эпоху Возрождения и Реформации.

Ну а мы двигаемся дальше. В период Возрождения и Реформации появлялись определенные события, которые становились причиной крупного сдвига в общественных отношениях: феодальный уклад жизни все больше уступал новым стандартам человеческого бытия. Деятели искусства и науки пробудили невиданный интерес к человеку, внесли новизну в понимание человека, признание его достоинства, автономии и равенства, потребовали ликвидации сословных привилегий, сформировали гуманистическое воззрение.

Так же в это время параллельно зарождалась эпоха колониализма, именно этот момент истории стал отправной точкой для развития не только экономических и рыночных отношений, но и закрепления огромной пропасти классового неравенства между жителями Старого Света и Нового.

Она началась примерно с 15 века в эпоху географических открытий. Политика колониализма - это политика завоевания и эксплуатации менее защищенных народов, которые находятся на территории богатой ресурсами. Европейцы демонстрировали своё технологическое превосходство и индейцы банально никак не могли что-либо противопоставить захватчикам. Первые колонии были основаны в Новом Свете испанцами. Ограбление государств местного населения способствовало развитию банковской системы, росту финансовых вливаний в науку, стимулировало развитие промышленности и капитализма в целом.

Для колониальной политики периода первоначального накопления капитала характерны стремление к установлению монополии в торговле с покорёнными территориями, захваты и разграбление целых стран, использование или насаждение хищнических феодальных и рабовладельческих форм эксплуатации местного населения. Эта политика сыграла огромную роль в процессе первоначального накопления. Она привела к концентрации в странах Европы крупных капиталов на основе ограбления колоний и работорговли, которая особенно развернулась со 2-й половины XVII века и послужила одним из рычагов превращения Англии в наиболее развитую страну того времени. В порабощённых странах колониальная политика вызывала разрушение производительных сил, задерживала экономическое и политическое развитие этих стран, приводила к разграблению огромных районов и истреблению целых народов. [7]

Можно сказать, это был огромный всплеск социального неравенства. Количество людей на планете увеличивалось. Одни получали все, другие лишались всего, что у них было. Закончилась эпоха колониализма только в 20 веке. Страны, которые вышли из под гнета метрополий, в данный момент называются странами третьего мира, так как их экономике, обществу и социальному укладу был нанесен непоправимый вред, от которого восстановиться крайне тяжело. Но эти государства продолжают развиваться. Например Индия, которая была колонией Великобритании сейчас занимают уверенную позицию на мировой арене. Вторая в мире по населению страна активно закупает у России вооружение и импортирует целый ряд лекарств не только нашей стране, но и остальным. Но это не отменяет того факта, что во время гнета ее метрополии Индийский народ переживал огромное количество лишений и страданий. Жуткие смертные казни, рабство, нищета, голод, политическое бесправие, упадок культуры и захват ресурсов, все это длилось на протяжении владения страной и ее народом. Трудно говорить о каких-то правах и свободах местного населения в такое ужасно для них время. Но этим бесчинствам пришел конец в 1947 году. Независимость стране принесла невооруженная революция возглавляемая Махатмой Ганди.


Но, несмотря на страдания жителей Нового Света, свою порцию отсутствия полной свободы и большинства прав так и не получали жители «прогрессивной» Европы. Хотя нельзя отметить, что их участь была куда лучше, чем у коренных народов Америки.

Вернемся в Старый Свет, где под влиянием огромных масс ресурсов, появляются зародыши промышленности. А именно мануфактуры, которые разрушали привычный уклад жизни феодального строя. Но не смотря на это еще долгое время землевладение сохраняло феодальный характер, где участки делились на дворянские и крестьянские. В основном последние платили дань или оброки в пользу первых. Не смотря на это, развитие экономики приводило к тому, что города становились центром торговли и промышленности. Увеличение числа горожан и роста городов заставляло граждан искать себе любую работу, для того чтобы прокормить себя и свою семью. Это шло на руку появлявшемуся в тому времени слою капиталистов, которые на своих мануфактурах буквально истязали работников многочасовыми рабочими сменами, тяжелой работой и отсутствием каких-либо трудовых норм, что создавало огромную пропасть между работниками и капиталистами.

Однако закрепление прав человека в раннее буржуазных государств, гарантировавшего отдельные права отдельным группам населения появляются только в период XVII–XVIIIвв. Составляются юридические акты, провозглашающие права и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам. Права граждан именуются естественными, то есть возникшими независимо от воли правителей, и неотчуждаемыми, то есть ставящими преграду произволу власть имущим. Этап истории прав человека постепенно начал становиться в самостоятельную отрасль.

Старт юридических свобод в области закрепления прав человека и необходимом для их защиты разделении властей в период раннего капитализма была Англия. К периоду формирования буржуазного строя в Англии относится принятие Петиции о праве 1628 г. Этот закон возлагал на короля обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.

Слово «свободный» получило новый смысл в формуле «habeas corpus act'a». Она найдена в 1678 г. в тот момент, когда абсолютизм был уже побежден бесповоротно, хотя сам еще этого не сознавал. Если кратко абсолютизм это неограниченная власть монарха, где воспетые богословами монархи, являлись чуть ли не божественного происхождения люди. Естественно, что от такого положения дел необходимо было уходить. Поэтому содержание этого закона сводится к следующему. Всякий человек, арестованный без объяснения причины, или кто-нибудь другой, узнавший об этом, может требовать представления его в суд. Судья обязан под страхом штрафа предпринять следующие действия: Во-первых, отправить немедленно в место задержания виновного. Дальше виновный докладывался судье, согласно предписанию о представлении к себе арестованного. Во-вторых, потребовать объяснения причин задержания. В-третьих, рассмотреть дело и постановить приговор.


Исходя из всего написанного, этот документ вводил понятие «надлежащая процедура», устанавливая гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав человека положения. НО мы точно не можем сказать соблюдались ли эти положения на самом деле. Во всяком случае это были значительные шаги к установлению и закреплению гражданских прав в государстве.

Дальше следовал документ, устанавливающий компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев в Англии, называвшийся «Билль о правах» 1689 г. Он утверждал, что в Англии закрепляется конституционная монархию. Этот билль отводил значительную роль управления в стране парламенту. Так же запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны. В этом документе содержалось каким образом нужно было содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов, право обращения подданных с петицией к королю.

Дальше по хронологии шел акт об устроении 1701 г., который учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможны в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму. Желание каждого класса отстаивать свои нужды и потребности стало причиной зарождения в одной из самых жестких монархий мира демократических идей о правах человека.

В этом же веке пришло время конституционных актов. Другие страны последовавшие за идеями английского государства, привели к таким событиям как американская и французская революция. Соответственно на фоне этих событий, в документах за человеком признавались определенные свободы, то есть сферы, находящиеся вне регулирования и вмешательства государства. Наряду со «свободами» от вмешательства государства стали закрепляться и права, которые могли быть реализованы только через законодательную и исполнительную деятельность государства.

В 1789 году народ Франции сверг абсолютную монархию и подготовил почву для создания первой Французской Республики. Через шесть недель после штурма Бастилии и через три недели после отмены феодализма, граждане приняли декларацию прав человека и гражданина в качестве первого шага к созданию конституции Французской Республики. Это был огромный шаг к созданию единого централизованного государства, в котором права и свободы человека имели далеко не самую последнюю роль. В конституции говорилось, что всем гражданам должны быть гарантированы права на «свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Декларация утверждает: «необходимость в создании закона происходит из того факта, что выполнение прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами». Отсюда, декларация рассматривает закон в качестве «выражения общей воли», направленной на укрепление этого равенства прав и запрет «только тех действий, которые несут вред обществу».


Глава 1.4. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в эпоху индустриализма.

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав, таких как свобода, равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и т.д. Одной из центральных общественно-политических проблем, имеющих непосредственное отношение к правам человека, в это время была проблема рабства; ряд деятелей, таких, к примеру, как британец Уильям Уилберфорс, предпринимали усилия, направленные на его отмену. Уже в 1807 году в Британской империи появился Акт о работорговле, запрещающий, соответственно, торговлю рабами, а в 1833 — Акт об отмене рабства. [8]

Не смотря на огромные старания англичан повлиять на свободу рабов, таковыми становились их собственные граждане, работавшие за гроши на предприятиях. В погоне за наживой капиталисты использовали женский и детский труды, так как их заработная платы была просто мизерной. В 1845 году один английский писатель сообщал: «Количественное возрастание рабочих было велико благодаря усиливающейся замене труда мужчин трудом женщин и особенно труда взрослым труда малолетних. Три девочки 13-летнего возраста, заменяют взрослого мужчина, чья зарплата по крайней мере в 3 раза больше чем у одной из них.» Изменятся форма договора между рабочими и капиталистами, с тех пор как капитал начинает покупать незрелых и полузрелых. Раньше рабочий продавал свою собственную рабочую силу, которой он располагал как формально свободная личность. Теперь он продает жену и детей. Он становится работорговцем. Спрос на детский труд часто и по форме приближается к тому спросу на негров-рабов. Отчеты комиссий по детскому труду отмечают по истине возмутительные и чисто рабовладельческие черты в отношении рабочих-родителей к барышничеству детьми. Последствия вызванного таким образом разложения семейной жизни является колоссальная смертность детей рабочих. Даже принимая эти факты во внимание, можно сказать, что это издержки раннего капитализма. Все равно в будущем граждане придут к тому, что появятся нормативно-правовые акты, закрепляющие условия труда и появления профсоюзов. [9,141] Конечно трудно адекватно говорить о таких условиях жизни и труда с нашей «высоты», где в принципе можно отстоять свое право на законный труд и исполнение работодателем обязательств согласно трудового кодекса.