Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( История развития гарантии прав и свобод ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История и развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Глава 1.1. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина с древнейших времен.
Глава 1.2. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в средневековье.
Глава 1.3. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в эпоху Возрождения и Реформации.
Глава 1.4. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в эпоху индустриализма.
Глава 1.5. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в США.
Глава 2. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в России.
Глава 2.2. «Крепостничество на Руси»
Глава 3. «Права и свободы человека в современном мире.»
Введение
Гарантия прав и свобод человека и гражданина это естественная и неотъемлемая задача любого государства в наше время. Но стоит отметить, что в любой момент времени нашей недолгой человеческой истории отмечались грубейшие и порой даже бесчеловечные нарушения человеческой свободы. Сейчас имея огромное количество инструментов для защиты собственных прав, мы все равно сталкиваемся с нарушениями и произволом со стороны не только государства и органов исполнительной власти, но и обычных граждан. Даже страшно представить какой хаос, бесчеловечность и беспредел творились на протяжении истории развития человека, как гражданина. Наверное с высоты нашего современного существования это можно назвать издержками и «методом проб и ошибок». Но надеюсь, что все-таки человечество будет обращать внимание на исторические события и не допустит такие же ошибки как наши предки. Всегда среди людей обычно выделялось несколько слоев общества, которые можно разделить на тех, кто имел комфортные условия для существования такие как аристократы, буржуазия, олигархи и тех кто их не имел рабы, крепостные, пролетарии.
С течением времени, количество людей на земле росло, а научный прогресс двигался вперед, люди образовывали города и государства. С появлением первых городов, у жителей была необходимость выбирать лидера, который бы отстаивал их интересы, а так же гарантировал защиту их города, самих людей и их близких. С появлением государств эта обязанность ложилась на монарха, а в наше время на президента или парламент. Управление городом или страной было бы невозможным, если бы люди не придумывали правила, обычаи, порядки и законы, которые они обязаны были соблюдать, гарантируя тем самым юридическое равенство всех граждан.
Так например Римская империя была основоположником развития юридических отношений внутри государства. А особенно гарантии прав и свобод римского гражданина относительно рабов, которые обычно прислуживали в домах состоятельных римлян или были гладиаторами, сражавшиеся друг с другом на потеху коренных жителей страны. Такое положение дел продолжалось на протяжении долгих столетий и в других странах, зачастую, где даже собственные жители становились рабами и лишались, каких-либо прав и свобод человека.
Пока в 1945 не был организован ООН, в состав которого, на тот момент входило 50 государств. Именно 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, после чего рекомендовала всем государствам-членам обнародовать текст Декларации путём «распространения, оглашения и разъяснения, главным образом в школах и других учебных заведениях, без какого бы то ни было различия, основанного на политическом статусе стран или территорий». [1]
А в данный момент в ООН существует Комитет по правам человека — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года. В отношении стран, ратифицировавших протокол к Пакту. Комитет наделен правом принимать и рассматривать индивидуальные жалобы на нарушение властями прав, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах и выносить по ним властям рекомендации. [2]
Я выбрал тему гарантии прав и свобод человека и гражданина, потому что, не смотря на существование комитета по правам человека, а так же обилие законов и конституций в государствах, во всех странах наблюдаются случаи, где нарушаются права людей, ограничивается их свобода и право на личную жизнь. Целью курсовой работы я ставлю задачу, найти юридические инструменты, применявшиеся в течение формирования человеческой истории, для того, чтобы показать, что уже было сделано для свободного существования человека и чего мы еще можем добиться в будущем.
Глава 1. История и развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Глава 1.1. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина с древнейших времен.
Для того чтобы начать эту главу, нам сначала нужно выяснить, что же такое права человека. Права человека — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности и составляют ядро конституционного права правовых государств. Конкретное выражение и объём этих прав как в позитивном праве различных государств, так и в различных международно-правовых договорах, может отличаться. [3]
Вообще первой несправедливой и ограничивающей свободу человека системой принято считать именно рабство. Рабство это когда одному человеку или государству, принадлежит другой человек в форме собственности, с правом на любое отношение к невольному, в том числе продажа, насилие и даже убийство. Не удивительно, что рабство существует чуть ли не сначала развития человеческой истории.
Как было сказано выше, права человека - это основа правового статуса личности и ядро конституционного права правовых государств, то начало истории мы будем рассказывать с истории развития правовых отношений внутри римской империи, которая положила основу всем юридическим началам во всех остальных государствах.
Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых — Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенёсший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм. (Римское право вики). Но нас интересует права человека, поэтому мы поделим римских граждан на социальные классы существовавшие в ту пору:
- Римские граждане (квириты) — пользовались всеми правами. При известных обстоятельствах, гражданства можно было лишиться (например, переехав на территорию, где действовало латинское право или по решению комиций вследствие совершенного преступления или измены).
- Латинские граждане — первоначально были жителями италийских территорий, завоёванных Римом, в 49 г. до н. э. все италики стали обладателями римского гражданства. Позднее латинское право распространялось на обитателей клиентских царств и римских союзников, а ещё позднее — и провинций. По сравнению с римскими гражданами, носители латинского гражданства были «гражданами второго сорта», не имевшими права голоса и военной службы.
- Перегрины — своего рода античные «неграждане»: жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. С точки зрения римского права рассматривались как иностранцы, но иногда могли пользоваться римским брачным или торговым правом.
- Дедитиции (досл. «Сдавшиеся») — племена, покоренные римлянами после длительного сопротивления, их территории управлялись напрямую римской администрацией. Со времени Элиева закона 4 г. н. э. сюда причислялся низший класс вольноотпущенников, не имевший возможности получить ни римского гражданства, ни латинского права. Не могли проживать ближе 100 миль от города Рима.
Женщины не рассматривались древнеримским правом как носители гражданства, хотя имели право владения собственностью. Рабы получили некоторые личные права только в период правления императора Антонина Пия. Например, убийство раба хозяином приравнивалось к убийству перегрина. Парадоксом в этой ситуации было то, что вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство, правда, с определёнными обязательствами к бывшему хозяину. [4]. Отсюда мы видим, что в Римской империи основными правами и свободами человека обладали только римские граждане, хотя и таковой мог лишиться своих привилегий в зависимости от той или иной ситуации. Так как римляне вели широкую экспансию, у них появлялось огромное количество пленников, которые в последствии становились рабами.
Рабы, как мы уже заметили, люди низшей социальной группы, которые не обладали никакими правами, а условия труда были просто ужасными. Их участь зависела только от господ, которые ими владели. Старых и больных рабов они отправляли на разные острова, где обитали такие же больные и немощные невольники, ждавшие свою не минуемую кончину, от которых подобно мусору избавлялись римские граждане. Не трудно сделать вывод, что во времена римской империи твои права и свободы зависели только от социальной группы, к которой ты принадлежал. Родился у пары римлян? – ты свободный человек. Твою страну завоевали? – соболезную, так как твое положение становится плачевным. Стоит ли говорить о том, что такое положение дел не справедливо, ведь твоя судьба зависела только от того, смогло ли твое государство постоять за себя или нет. Хотя такое положение дел длилось очень долгое время, вплоть до 1981 года, когда последней страной, отменившей рабство стала Мавритания. Но, не смотря на это, в нашем мире все еще существуют рабство в той или иной форме, но об этом позднее.
Мы выяснили, что наличие свободы и прав гражданина того времени зависит от того, в какой стране ты живешь и какое положение в ней занимаешь. Но всегда ли так было? Давайте перейдем к следующему шагу в истории человечества, когда предпринимались новые попытки создать равные права и условия для всех граждан в государстве.
Глава 1.2. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в средневековье.
Средневековье, период которого начался после окончания эпохи античности (примерно в V веке), ознаменовалось эпохой феодализма, с основной формой правления монархией. Можно конечно добавить, что религия, а в частности христианство, играло далеко не последнюю роль, а зачастую и даже была лидером установленного классового неравенства и ущемления прав и свобод человека того времени. Как я уже написал, средневековье - это эпоха феодализма. Что такое феодализм и какое отношение имеет к нашему делу.
К X веку в Европе образовалось два класса: землевладельцы-феодалы и крепостные крестьяне. Феодалы возникли из знати - старейшин, военных вождей и их дружинников, а также из тех римских рабовладельцев, которые сохранили свои земли и богатства. Так же там были руководители христианской церкви - папа, епископы, аббаты. Класс крепостных крестьян образовался из прежних свободных общинников и бывших рабов.
Такой строй, при котором вся земля и власть принадлежат землевладельцам-феодалам, эксплуатирующим крепостных крестьян, называется феодальным строем.
Как мы уже поняли привилегированным слоем населения были феодалы, монархи и религиозные деятели. Так чем же крепостные отличались от рабов? Хотя и те и другие принадлежали свои хозяевам. Раб не имел ни земли, ни хозяйства, ни орудий труда и работал только на рабовладельца. За свой труд он получал только пищу и, если повезет, кое-какую одежду. Он считался вещью своего господина. Рабовладелец мог сделать с рабом всё, что угодно: продать, купить, даже убить. А крепостной уже был более менее свободным, потому что работал на земле принадлежащей феодалу и часть урожая, которую собирал крестьянин оставлял себе и своей семье. Остальную часть отдавал землевладельцу. Феодал тоже имел власть над крепостными: он мог их продавать, жестоко наказывать, но по закону не имел права убивать.
Были у крепостных их права и свободы? Начнём с того, что впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская «Великая хартия вольностей», принятая в 1215г. [5]. Но не смотря на это, даже по отношению к свои гражданам имело место быть бессовестная несправедливость, которую никто не в силах был прекратить. Следствием этого появлялись банды и группировки вооруженных бандитов и грабителей, терроризировавших как и местных жителей, так и феодалов-богачей. Они плевали на законы и моральные принципы того времени, а их цель была одна – жажда наживы. Хотя рассказы и фильмы про «Робин Гуда», могут говорить об обратном.
Интересно заметить, что в уже закрепившемся христианском мире уже существовало подобие судов, где в качестве судей выступал трибунал, состоящий из высших чинов религиозной общины. Обычно подсудимыми были граждане якобы замешанные в колдовстве или черной магии, инаковерующие (христиане «очень любили» евреев, но об этом позже), а так же члены религиозных партий или орденов, уличенные в предательстве или нарушении обетов. Трудно сказать были ли эти суды справедливыми, хотя обращая внимание на количество «еретиков» сожжённых на кострах во имя божьей справедливости, думаю не очень. Но, как никак, это было правильным направлением в сторону грамотных юридических отношений между гражданами.
Вернемся к хартии вольностей. Так все-таки чем была на самом деле эта «Великая хартия вольностей»? Хартия содержала положение: «Мы пожаловали так же всем свободным людям нашего королевства... на вечные времена все изложенные ниже вольности...» Особое место в ней занимает ст. 39, в которой впервые излагается формула личной свободы: «Ни один свободный человек не может быть схвачен или посажен в тюрьму, или лишен прав, или поставлен вне закона, или иным каким способом обездолен, и не пойдем мы на него, и не пошлем на него, иначе как по приговору суда его равных или по закону страны».