Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( История развития гарантии прав и свобод ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но вся эта война, человеческие и экономические потери конца 19века, дало только толчок к развитию прав чернокожего населения. Негры различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы согласно которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, и имели собственную систему школ и университетов, должны были занимать специально отведенные для них места в общественном транспорте, и многое другое. Большинство магазинов, ресторанов и гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Белые граждане США всегда рассчитывали на их покорность, сопротивление чернокожих казалось немыслимым. Многие южане были убеждены в том, что чернокожие смирились с ролью граждан второго сорта, и она им даже нравится. Что немыслимо, но это правда ведь чернокожие автовладельцы составляли путеводитель, в котором описывали способы избежать дискриминации во время путешествий и перечисляли места, в которых к ним не было агрессивного отношения. [11]

В конце концов за двенадцать лет ненасильственной борьбы движение за гражданские права добилось прекращения расовой дискриминации в различных сферах. Это движение пробудило в чернокожих американцах чувство самоуважения, гордости и уверенности в своих силах, что способствовало достижению взаимопонимания между белыми и чернокожими гражданами США. Ведь эти люди внесли огромный вклад в мировую культуру, создавая новые музыкальные жанры, например джаз и хип-хоп. Так же было бы бессовестно умолчать о всеми известном и скандальном поп исполнителе Майкле Джексоне, которому по всей видимости не нравился цвет кожи, но не отменяло факта его чернокожего происхождения.

Стоит еще напомнить о огромных достижениях в спорте, где их природная физическая сила и выносливость, делает их по-настоящему трудными соперниками. Наверное почти нет таких видов спорта в которых они бы не участвовали. Баскетбол, легкая атлетика и многочисленные разновидности силового спорта, в которых представители чернокожей расы достигают наибольших успехов. Естественно нельзя не указать на первого в истории Америки афроамериканского президента США Барака Обамы. Ну и наконец я бы отметил такого человека как Мартин Лютер Кинг, рожденный в 1929 году баптистский проповедник был одним из самых главных представителей движения за гражданские права чернокожих в США. Он выступал за защиту гражданских прав, основываясь на опыте Махатмы Ганди, выступая за ненасильственные меры достижения своих целей. В 1964 году получил нобелевскую премию за борьбу с расовым неравенством. К сожалению обычно такие люди мешают существующей политике и в 1968 году был убит. Но его вклад в историю развития гражданских прав и свобод поистине не оценим. Мартин Лютер Кинг посмертно получил президентскую медаль свободу и золотую медаль конгресса США. С 1986 года на федеральном уровне стал праздноваться День Мартина Лютера Кинга, а в 2011 году был открыт мемориал на национальной аллее в Вашингтоне, что указывает на огромную роль этого чернокожего человека в истории страны.


Глава 2. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в России.

Теперь поговорим о развитии гражданских прав и свобод в России. Я думаю если спросить любого гражданина нашей страны, о том какой вид ограничения свободы в российской истории больше всего принижал достоинство русского человека, то не секрет, что каждый ответит - крепостное право. Хотя мало кто знает, что в начале развития Руси как государства существовало и рабство. О нем мы поговорим чуть позже. Вообще история России это вечные войны с зарубежными государствами, гражданские волнения, революции, где простому человеку приходилось очень туго. Даже отмена крепостного права не сильно сглаживало ситуации. Свою свободу русские люди стали приобретать с развитием социалистического государства, хотя действительно свободными люди стали себя чувствовать только после 2й мировой войны, а особенно в период так называемого «Застоя». Но идеология СССР не позволяла по-настоящему проявлять все свои возможности свободного человека, это стало возможно после развала советского союза. А конкретно после 2000х годов, так как 90е годы очень сложно назвать периодом полной свободы и независимости русского человека. Если коротко, то и сейчас в нашей стране тоже есть определенные проблемы.

Глава 2.1. «Рабство на Руси»

Но вернемся к истокам нашей страны. Как я уже упомянул раннее у нас тоже существовало рабство. С 9 века на Руси было огромное количество рабов. В основном они трудились на земельных владениях древнерусских зажиточных граждан. П. Н. Третьяков, касаясь рабства у славян, писал:

«Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи. Вряд ли можно рассматривать все это в качестве примитивного патриархального рабства, которое было распространено у всех первобытных народов. Но это не было, конечно, и развитым рабовладением, оформившимся как целостная система производственных отношений.»

Хотя помимо захвата пленных могли быть и другие возможности стать зависимым от других людей и потерять свои свободу и права. Например: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение, банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп или человек, совершивший тяжкое преступление. Но спустя некоторое время, рабством необходимо было осуществлять наиболее суровую меру наказания, не прибегая к убийству, в рабы изначально попадали наиболее опасные преступники. О рабстве на Руси известно из многих средневековых источников, в частности, из законов «Русской Правды» киевского князя Ярослава Мудрого. Е. И. Колычев о рабстве в древней Руси пишет следующее:


«…холопство на Руси как правовой институт не представляло собой нечто исключительное, неповторимое. Для него характерны те же важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабства.» [12]

Обычно рабов на Руси называли челядью, то есть зависимыми людьми. Также челядью могли быть родственники или друзья хозяина, которые не имели дома и денег и жили за его счёт. Но потом появился новый термин – холоп, так как термин «челядь» начал обозначать дворовых людей помещика. Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Отличие состояло в том, что рабство — это система устройства общества, а крепостное право — совокупность юридических норм феодального государства. Крепостной мог перейти к другому хозяину в Юрьев день и мог иметь собственность. Раб был лишён такой возможности. В дальнейшем рабы слились с холопами, дворовыми людьми и другими категориями крепостных.

Кстати самое интересное, что большинство людей считает бурлаков такими же рабами или холопами. Конечно же, после увиденной картины Репина, другого мнения и не могло сложиться. Хотя бурлаки именно наемные рабочие, задача которых была тянуть речное судно против течения. Но в некоторых диалектах, «бурлачить» могло означать и совсем другие виды деятельности.

Глава 2.2. «Крепостничество на Руси»

Вообще именно понятие крепостное право появилось с 1497 года, в котором появился «Юрьев день». Именно в этот день завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. После всех мероприятий крепостной имел право перейти от одного помещика к другому. Но в 1581 году «Юрьев день» отменили. Хотя именно понятие «крепостное право» не употреблялось в русском законодательстве. Оно стало использоваться помещиками в 18 веке для обозначения своих прав собственности на землю и крестьян. Крепостничество является производным от слова «крепость» в значении «документ, удостоверяющий право собственности на недвижимое имущество», и вторичным по отношению к издавна существовавшему определению «крепостной человек», каким обозначали лично зависимых людей.

Так с чего же началось «крепостное право»? Служилое поместье в Русском государстве XV — начала XVII веков представляло собой земельный участок, находящийся в собственности государства, населённый лично свободными людьми, сельскохозяйственными работниками —крестьянами, обязанными временно отчислять определённую долю своих сельскохозяйственных прибытков, чаще всего натурой, но иногда и в денежном эквиваленте, не в государственную казну, а в пользу помещика. Раздача поместий была вызвана недостатком наличных денежных средств, чтобы оплатить услуги лиц, несущих военную или бюрократическую службу государству.


Кроме поместья, полученного временно, под условием службы, многие дворяне владели землёй на праве частной собственности, доставшейся в качестве приданого, по наследству и так далее — «вотчинами». Но свою частную землю собственник возделывал или с помощью нанятых вольных работников, или поселяя на неё лично зависимых от него лиц —холопов. Вотчинник не имел права переселить крестьян из государственного поместья в свои частные владения, потому что жители поместья ни при каких обстоятельствах не считались собственностью помещика, а исключительно свободными государственными налогоплательщиками, временно обязанными свои прямые выплаты в государственную казну заменить косвенными платежами — в пользу помещика, то есть человека, служащего государству своим образованием или воинским умением, и потому взятого государством на содержание. Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с наступлением династии Романовых. К этому времени сроки поисков беглых крестьян увеличились с 5 лет до 15 лет. В большинстве случаев землевладельцы настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно и, конечно же, царь Алексей Михайлович идет навстречу этим требованиям. Далее в изданном в 1649 году Соборном Уложении появились два новых пункта. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.

Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.

Фактически, уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Документ 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Вполне ясно, что уже в этот период времени крестьянин, является личной собственностью господина. Так, например, уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. [13]


С конца XVII века постепенно входят в практику скрытые сделки по продаже крестьян между помещиками, также крепостных отдают в качестве приданого и так далее. Но речь шла, всё-таки, о переселении, перемещении земледельцев, причём непременно вместе с семьёй, из одного поместья в другое. Закон запрещал обезземеливание крестьян. Кроме того, запрещалась и торговля крепостными крестьянами.

С конца XVII крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. С самого начала крепостничество начиналось как форма государственной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов.

Несмотря на осознание того, что крепостнические порядки являются социальным злом, правительство не предпринимало никаких решительных мер к их уничтожению. Распространение получила так называемая «месячина». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне - «месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от негров на плантациях Нового Света.

Очередным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный в 1833 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества. Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 года. Правда, появляется формальный запрет продавать крепостных с разделением семей и без земли, а также ограничено право беспоместных дворян приобретать крепостных. Но эти запреты легко обходили на практике. Крестьян и дворовых покупали и продавали как и прежде, оптом и в розницу, но теперь в газетах такие объявления маскировали: вместо «продаётся крепостной человек» писалось «отпускается в наём», но все знали, что на самом деле имеется в виду.

Телесные наказания были обычном делом. Нередко такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли никакой ответственности за убийства и увечья своих слуг. Одной из самых суровых мер правительства по отношению к жестоким господам было взятие имения «под опеку». Это означало лишь, что усадьба переходила под непосредственное управление государственного чиновника, но помещик-садист сохранял право собственности и исправно получал доходы от имения. Причём по прошествии времени, как правило очень скоро, опека «высочайшим повелением» отменялась, и господин получал возможность вновь совершать насилия над своими «подданными».