Файл: Взаимосвязь права и государства (Право: понятие и признаки).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и признаки государства и права
1.1 Понятие и признаки государства
1.2 Право: понятие и признаки
2. Соотношение и взаимосвязь государства и права
2.1 Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права
2.2 Воздействие государства на право
Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.
Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, «ведения общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее от «просто случая и просто произвола» (К. Маркс).[10, с.115]
Если государство возникает из необходимости поддержания порядка, защиты «всех против всех» (Т. Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.[10, с.115]
Тем не менее, государство и право – относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. По образному выражению М.А. Аржанова, «государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз». Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.[10, с.115]
В современной юридической литературе выделяют три возможные концепции во взаимоотношениях государства и права:
1) тоталитарная (которая исходит из того, что государство выше, важнее права и им не связано, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики);
2) либеральная (данная концепция сформировалась в рамках западной юридической и политической традиции, согласно которой, право выше и важнее государства);
3) прагматическая (государство создает право, но связано им).[7, с.298]
Тем самым, государство и право нерасторжимы, как явления цивилизации, они имеют единую социально-экономическую основу, во многом одинаковы процесс развития, не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Например, если государство состоит из органов и учреждений, то основой права являются нормы, объединенные в институты и отрасли. С другой стороны, государство является центральным звеном политической системы общества, а право – стержневым элементом системы социального регулирования.[7, с.299]
Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения, их отношения не всегда складываются гладко. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде – «антиподы», их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. «Право существует и развивается в известном противоборстве с государством… оно – мощный антитоталитарный фактор» (С.С. Алексеев).[3, с.25]
В юридической литературе рассматривают три главных аспекта соотношения и взаимосвязи государства и права: единство, различие и взаимодействие.
Единство выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.
Различия вытекают из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право – волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.[10, с.118]
Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности» (Н. Неновски).[12, с.71]
Таким образом, государство и право, являясь различными явлениями по своему социальному предназначению и роли, органически взаимосвязаны между собой и находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Данная взаимосвязь включает три главных аспекта такие, как
единство,
различие,
взаимодействие.
Однако среди них наиболее существенным аспектом является взаимодействие, т.е. непосредственное воздействие государства на право и наоборот воздействие права на государство.
2.2 Воздействие государства на право
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом, т.к. не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из этого следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение.
Данная концепция, отражающая приоритет государства над правом, характерна для государств с антидемократическим режимом, в которых право служит лишь способом выражения государственной воли и средством обеспечения государственно-властных велений. Верховенство государства над правом утверждалось марксистским учением, поэтому длительное время в отечественной науке существовала точка зрения, согласно которой право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.[9, с.254]
Наиболее важное воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации, т.е. право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.), роль государства в нем достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях, отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:
1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер.
2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера.
3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения, фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение.
4. В развитии системы права. Истинная роль современного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества нормативно-юридических актов. Задача государства здесь заключается в том чтобы:
— обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; способствовать развитию иных источников право-нормативного договора, обычного права;
— придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов, как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм;
— государство в определенной мере «управляет» правом.
Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права.
5. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.
6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право, за ним всегда стоят сила, авторитет государства; сама угроза государственного принуждения охраняет право.
7. Государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.
Государство, тем самым способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право, это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением, поэтому важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.
Юридическая политика представляет собой основные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.
Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования.
Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.[13, с.89]
Таким образом, воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации, т.е. обеспечивает развитие всей системы источников права.
Следовательно, государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.
2.3 Воздействие права на государство
В юридической литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания, но между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве.[13, с.90]
Данная концепция, признающая приоритет права над государством, характерна для государств с демократическим режимом, в которых право, с одной стороны, выражает государственную волю, а с другой стороны, гарантирует соблюдение законности при реализации государственной власти, предотвращает возможность произвола со стороны государства.[9, с.254]
Зависимость государства от права проявляется:
1. Во внутренней организации государства.
Для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.