Файл: Понятие социального обеспечения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Международное сообщество исходит из того, что од-ним из основных прав каждого человека как члена общества признается право на социальное обеспечение.

Актуальность темы исследования состоит в том, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и осуществление необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития личности прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). А каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека).

Право социального обеспечения включает в себя право на обеспечение в случае утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам (болезнь, безработица, старость, инвалидность, вдовство и др.). Материнство и младенчество также дают право на особое попечение и помощь со стороны общества. Необходимо уяснить содержание права человека на социальное обеспечение в международных актах, а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина и Конституции РФ.

Происходящие в государстве социально-экономические, политические, демографические изменения напрямую отражаются на жизнедеятельности граждан, на их интересах, материальном положении, что требует обновления законодательства о социальном обеспечении.

Объектом исследования являются основы осуществления социального обеспечения в России.

Предметом исследования является основные понятия, особенности, основы осуществления социального обеспечения для соответствующих категорий граждан и семей.

Целью исследования является изучение сущности и особенностей социального обеспечения в РФ и ее правовые основы.


Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные понятия социального обеспечения, изучить его функции;

- определить принципы права социального обеспечения;

- изучить формы социального обеспечения;

- рассмотреть правовые основы социального обеспечения.

Нормативная база данной работы представлена нормативно-правовыми актами: Конституцией РФ; федеральными законами РФ, подзаконными нормативно-правовыми актами.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Основные понятия социального обеспечения

Понятие и функции социального обеспечения

В настоящее время понятие социального обеспечения носит многогранный характер. Однозначного определения социального обеспечения законодательством не установлено. В законодательстве отсутствует соответствующее легальное определение и в принципе его не должно быть, поскольку это — собирательная понятийная категория, выработанная на основе исторически сложившегося теоретико-правового осмысления, а также семантики рассматриваемого словосочетания.

Законодательство о социальном обеспечении крайне нестабильно, постоянно изменяет свои приоритеты, что приводит к новации его конкретных целей и задач, правовых принципов, уровня содержания и помощи нуждающихся граждан и т. д. Как следствие, меняются и взгляды ученых на сущность и содержание этого явления общественной жизни, что и находит соответствующее отражение в определениях данного понятия.

Авторы учебных и научных изданий рассматривают основные направления в развитии социального обеспечения, беря за основу страны с развитой социально-экономической системой. В связи, с чем выделяют основные современные признаки социального обеспечения:

  1. способы распределения совокупного национального продукта через организацию системы социального обеспечения граждан носят государственный характер;
  2. государственное нормирование стандарта, которое устанавливает условия предоставления социального обеспечения и его минимальный уровень;
  3. законодательное закрепление категории граждан, подлежащих социальному обеспечению;
  4. законодательством предусмотрено закрепление социальных рисков, которые являются основанием для предоставления различного вида социального обеспечения[1].

Выделяют следующие признаки социального обеспечения:

- государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов его осуществления (форм социального обеспечения);

- перечень социальных рисков, имеющих законодательное закрепление. Они выступают основаниями для предоставления социального обеспечения. В науке права социального обеспечения под социальным риском понимается вероятное обстоятельство, с которым связан риск утраты источника средств к существованию, к примеру, достижение пенсионного возраста, утрата трудоспособности в связи с инвалидностью, потеря кормильца и т.п.;

- законодательно закрепленный круг субъектов, который подлежит обеспечению;

- законодательно закрепленные стандарты обеспечения, ниже которых оно не может быть предоставлено.[2]

Относительно понятия социального обеспечения наука выделяет две общие концепции. Первая, экономическая концепция, которая предусматривает включение в себя различных видов социальной поддержки граждан, предоставляемых из общественного фонда потребления.

Вторая – это правовая концепция, в основе которой лежит принцип предоставления социальной помощи не всем гражданам Российской Федерации, а только определенной ее части, нуждающейся в особой государственной защите.

Таким образом, социальное обеспечение понимается как способ распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения, выравнивающий имущественное положение граждан при наступлении установленных в законе социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников для поддержания полноценного социального статуса лица и предотвращения обнищания.[3]

Другими словами социальное обеспечение - это предоставления, направляемые в адрес нуждающихся граждан в виде содержания или оказания помощи для удовлетворения их алиментарных потребностей.[4] При этом субъекты соответствующих правоотношений согласно законодательству получают предоставления социально-обеспеченного характера, объединенные одним общим для всех свойством – состоянием нуждаемости.

Такое состояние нуждаемости, признаваемое государством, выявляется в связи с различными обстоятельствами: нетрудоспособностью, безработицей, малообеспеченностью, малолетним или преклонным возрастом и т. п.).

Нетрудоспособность – это состояние физического лица, когда оно не может обеспечить себя материально свои трудом и получаемым за него вознаграждением. Нетрудоспособность может быть связана с инвалидностью, временной потерей здоровья (временная нетрудоспособность), связанной с заболеваниями, травмами, по иным причинам, объективно препятствующим продолжению работы, например, при уходе за заболевшим членом семьи, при карантине, при беременности и т. д.


Под малообеспеченностью по действующему законодательству понимается такое имущественное положение гражданина (семьи), при котором, среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Поэтому для определения гражданина или семью нуждающимися рассматривается уровень их дохода

К третьему виду нуждаемости относится обстоятельства, возникшие в связи с экстремальными жизненными ситуациями. Например, в связи со смертью кормильца, безработицей человек утратил средства существования. Или причиной материальной утраты послужили чрезвычайные ситуации социального характера (войны, вынужденная миграция населения и т. п.), природного (наводнение, землетрясение, эпидемии, и т. п.), техногенного (производственные аварии и катастрофы).

Кроме перечисленных видов нуждаемости существуют такие обстоятельства, которые специально предусмотрены законодательством. К таким случаям, в частности, относятся социальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством, специальные меры по поддержке материнства и детства в Российской Федерации и некоторые другие. В большинстве своем нуждающимися являются индивидуально-определенные физические лица (пенсионер, инвалид, застрахованное лицо, клиент социальной службы и т. д.), но вместе с тем в этом качестве выступает и такая общность физических лиц, как семья.

Предоставление именного социального обеспечения граждан или семей предусматривает ряд критериев:

  1. цель, согласно которой предоставляется данное обеспечение. Целью может являться улучшение жизненного уровня отдельных категорий граждан; снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в стране и др.;
  2. источник финансирования, которым является специально создаваемые фонды (федеральный (территориальный) фонды обязательного медицинского страхования, ФСС и др.);
  3. круг лиц, предусматривающий категорию лиц, обозначенных государством, на которую может распространяться обеспечение.

К таким лицам относятся:

- беременные женщины;

- нетрудоспособные граждане в отсутствии кормильца;

- семьи с несовершеннолетними детьми;

- ветераны войны, труда;

- лица, имеющие статус безработных;

- лица, имеющие статус вынужденных переселенцев;

- лица, имеющие статус беженцев;

- лица, пострадавшие от воздействия радиации;

- лица, имеющие звание Героя Советского Союза, Героя социалистического труда, Героя Российской Федерации;


- лица, награжденные орденами и медалями трудовой и боевой славы, медалью «За оборону Ленинграда»;

- репрессированные и впоследствии реабилитированные лица;

- узники фашистских концентрированных лагерей, гетто и других граждан;[5]

4) условия, при которых законодатель закрепляет право на получение обеспечения. Это события или страховые риски: наступление инвалидности, рождение, смерть, старость, безработица и т.д.

Социальная помощь указанным категориям граждан и семьям оказывается в различных формах:

- в виде денежных выплат. Это выплаты пенсий по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п., выплаты пособий по безработицы, по временной нетрудоспособности, выплаты по уходу за ребенком, при передачи ребенка на воспитание в семью, выплаты пособий вынужденных беженцев и переселенцев, выплаты лицам, пострадавшим на производстве и т.п.;

- в не денежной форме (натуральной). К такому обеспечению относятся: лекарственная помощь; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения; предоставление протезно-ортопедической помощи; предоставление льгот по системе социального обеспечения.[6]

Таким образом, предметом права социального обеспечения охватываются разнообразные общественные отношения. Но для всех них свойственны определенные характеристики:

  1. общая экономическая природа (носят распределительный характер);
  2. специальный субъект общественных отношений – государственный орган (или уполномоченное государством лицо), который предоставляет обеспечение. Второй субъект – это физическое лицо или семья, которые обладают правом на социальное обеспечение;
  3. объект правоотношений – это материальное благо, выраженное в денежной форме (пособии, компенсации, пенсии) или натуральной (социальные услуги);
  4. специфические юридические факты, как основание возникновения общественных отношений, которые называются социальными рисками. Такими юридическими фактами являются происходящие не зависимо от воли людей события.

Функции социального обеспечения отражают его значение для общества и направлены на решение основных его проблем. В науке права социального обеспечения выделяют: экономическую, производственную, политическую, социальную и демографическую функции.

Экономическая (распределительная) функция. Сущность ее состоит в использовании государством социального обеспечения в качестве одной из форм распределения национального дохода. Таким образом, государство выполняет функцию по регулированию доходов граждан посредством предоставления некоторой ее категории материальных благ в виде пособий, пенсий, льгот и компенсаций. Непосредственно экономическая функция перераспределения ВВП реализуется через вложение финансовых средств государством в целевые источники (бюджеты всех уровней, фонды социального страхования и др.).[7]