Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ассортиментной политики торгового предприятия
1.1. Понятие ассортимента товаров, свойства и показатели
1.2. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
1.3. Методика формирования ассортимента
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ показателей ассортимента
2.3. Оценка состояния ассортимента
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
3.1 Меры по совершенствованию торгового ассортимента
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развивающейся рыночной экономики в России ситуация на рынке постоянно меняется: в результате слияния и поглощения новых компаний появляются мощные структуры розничной торговли, способные конкурировать в борьбе за покупателя благодаря предоставлению продукции более высокого качества и широкого ассортимента, снижения цен и расширения сферы услуг, лучшего понимания потребностей покупателей.
Для поддержания конкурентоспособности на рынке руководителям торговых компаний требуется точная и оперативная информация, позволяющая обоснованно решать вопросы сохранения рентабельности, быстро реагировать на непредвиденные ситуации, незамедлительно извлекать выгоды из новых возможностей.
Я выбрала именно эту тему для написания своей курсовой работы, так как считаю её очень актуальной в настоящее время. Определение наиболее эффективного товарного ассортимента чрезвычайно важно компаний розничной торговли. Слишком широкий ряд продаваемой продукции приводит к конкуренции между собственными марками, слишком узкий – к потере части рынка. Только качественный и регулярный сбор данных о рынке, мониторинг цен позволят эффективно сформировать товарный ассортимент.
Целью курсовой работы является сформировать оптимальный торговый ассортимент для торгового розничного предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ литературных источников по данному вопросу.
- Исследовать торговый ассортимент коммерческого предприятия ТД «Ассорти».
- Разработать мероприятия по совершенствованию формирования торгового ассортимента.
Объект исследования данной курсовой работы – торговое предприятие ТД «Ассорти».
Предмет исследование – формирование товарного ассортимента.
Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка используемой литературы.
Первая глава включает теоретические материалы, в которой рассмотрены понятие ассортимента товара, его свойства и показатели, критерии формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли и методы формирования ассортимента.
Во второй главе дана общая характеристика предприятия, проведен анализ организационно правовой и экономической характеристики предприятия, проведен анализ ассортимента и дана оценка его состояния, предложены мероприятия по его совершенствованию и экономически обоснованы предложенные мероприятия.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ассортиментной политики торгового предприятия
1.1. Понятие ассортимента товаров, свойства и показатели
Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (например, по общности производства или потребления, по назначению, материалу изготовления и др.).[29. стр. 80]
Различают два основных вида ассортимента товаров — промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным (сельскохозяйственным) предприятием. [29. стр. 80]
Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговой сети. [29. стр. 80] Он, как правило, шире производственного, поскольку формируется путем: подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.
В основе образования торгового ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары (продовольственные или непродовольственные}, выпускаемые различными производителями. Товарная группа — это совокупность товаров имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (например: верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т. п.).
Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением, образует вид товаров. В качестве примера вида товара можно привести, например, костюм, платье, сапоги, телевизор, творог и т. п.
Внутри каждого вида товаров по ряду частных признаков выделяют их разновидности. Разновидность товара представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов. [29. стр. 81] Ассортимент товаров, представленный их разновидностями, называется развернутым.
В зависимости от количества признаков, по которым классифицируются товары, их ассортимент может быть простым или сложным.
Простой ассортимент товаров представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (например: наименование, сорт, артикул). К ним относят большинство продовольственных товаров, а также некоторые непродовольственные товары (отдельные виды чулочно-носочных изделий, металлическая галантерея и др.).
Сложный ассортимент товаров представлен такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (например: наименование, сорт, артикул, модель, цвет, отделка, размер, полнота и др.). Это почти все непродовольственные товары и часть продовольственных (консервы, колбасные и кондитерские изделия и др.).
По частоте и характеру предъявляемого покупателями спроса товары подразделяют на несколько групп.
Товары повседневного спроса регулярно приобретаются населением (ежедневно или через небольшие промежутки времени).
Товары периодического спроса покупатели приобретают тоже регулярно, но через более длительные промежутки времени (например, несколько раз в год).
К товарам редкого спроса относят преимущественно те из них, сроки службы которых исчисляются годами (товары длительного пользования). Приобретаются они, соответственно, один раз в несколько лет (технически сложные товары, мебель и др.).
Реализация сезонных товаров производится в определенные периоды года (некоторые виды плодов, овощей, елочные украшения и др.
Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях торговли должна проводится с учетом всех свойств и показателей ассортимента. Формирование широты, глубины, структуры ассортимента реализуемых товаров, устойчивость и своевременное обновление торгового ассортимента – важные задачи коммерсантов и маркетологов.
Свойство ассортимента – это специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. К свойствам относятся: широта, полнота, структура, устойчивость, новизна, рациональность, гармоничность.
Количественно оценить ассортимент товаров можно с помощью показателей ассортимента.
1) Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.
Действительная широта – (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения.
В качестве базовых показателей могут быть данные ассортиментного перечня товаров, магазинов – конкурентов, нормативных документов.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Кш = • 100% (%) (1)
2) Полнота ассортимента – это способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.
Кп = • 100% (%) (2)
3) Устойчивость ассортимента – это способность товаров удовлетворить спрос на одни и те же товары.
Коэффициент устойчивости (Ку) – это отношение количества видов,разновидностей и наименований товаров,пользующихся постоянным спросом у потребителей к общему количеству видов,разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Ку = • 100% (%) (3)
4) Новизна(обновление)ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн),которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров(или действительной широте)
Кн = • 100 % (%) (4)
5) Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Выбор показателей структуры в том или ином выражении определяется аналитическими целями.
Сi = , (5)
6) Ассортиментный перечень – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации. Он утверждается органами местного самоуправления и устанавливается для каждого магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения. Показатель ассортиментного минимума (Ам).
7) Рациональность ассортимента – это способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.
Кр = , (6)
Показатели весомости определяются экспертным методом.
8) Гармоничность – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего свойство носит описательный характер. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. Например: в магазинах «Все для дома (сада)», «Все для досуга» и т. п. покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.
1.2. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
Формирование ассортимента товаров - это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах при обеспечении прибыльности работы торгового предприятия[29. стр.82.].
В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от[29. стр.82.]:
- объема товарооборота магазина;
- размера торговой площади;
- технической оснащенности;
- условий товароснабжения.
При формировании ассортимента следует также учитывать[29. стр.82.]:
- численность обслуживаемого населения;
- наличие между населенными пунктами транспортных связей;
- место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).
На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения[29. стр.82.]:
- социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
- экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);
- демографические (половозрастной состав населения, количество и состав семей);
- природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
- национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).