Файл: Возникновение права (Возникновение источников права).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Пути и причины возникновения права
1.1. Причины возникновения права
Глава 2. Теории возникновения права
2.1. Теологическая теория возникновения права
2.2. Теория естественного возникновения права
2.3. Теория насильственного возникновения права
ВВЕДЕНИЕ
Выбор данной темы обусловлен тем, что право в качестве особенной системы юридических норм, а также связанных с ними правовых отношений зарождается в истории общества по тем же причинам и условиям, что и государство. Процессы зарождения права и государства протекают параллельно. Кроме того, у различных народов и в различные эпохи возникновение права имело собственные особенности, но есть и общие закономерности.
Актуальность данной темы заключается в том, что любой человек имеет права и обязанности. Из этого следует, что процесс изучения возникновения права носит и познавательный, и академический, и политико-практический характер.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что изучение возникновения права даёт возможность разобраться в социальной сущности права, его характерные особенности и черты, предоставляет возможность провести анализ причин и условий его возникновения и дальнейшего развития. Даёт возможность чётче представить все свойственные ему функции, а также как можно точнее разобраться в его роли в жизни общества и политической системы.
Цель написания данной курсовой работы – изучение возникновения права.
Задачи, поставленные для достижения цели, заключаются в следующем:
- изучение причин и путей возникновения права;
- рассмотрение теологической, естественной, насильственной теорий возникновения права;
- рассмотрение примирительной, психологической, исторической и марксистской теорий возникновения права;
- изучение правового обычая, нормативно-правового акта, юридического прецедента;
- изучение договора нормативного содержания и юридической науки.
Объект написания курсовой работы – изучение возникновения права.
Предмет работы – причины и пути возникновения права, теории возникновения права, источники возникновения права.
Степень научной разработанности данной темы достаточно высока. Проблема изучения возникновения права представлена в научной литературе. Общие теоретические вопросы, характеристика, а также характерные особенности возникновения права рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили статьи в журналах, научная и учебная литература. Среди источников литературы основными при написании работы будут труды С.С. Алексеева,
Одним из информационных источников для написания данной курсовой работы стало пособие С.С. Алексеева «Введение в юридическую специальность. Теория государства и права». Данное пособие даёт возможность ознакомиться с методикой обучения студентов по специальности «Юриспруденция». В этом пособии раскрываются структура, состав учебной дисциплины и ее основное содержание. Даются конкретные рекомендации по изучению предлагаемого материала и его информационно-методического обеспечения. Раскрываются особенности юридической специальности, приводятся извлечения из Европейского кодекса поведения юристов, отражающие общемировые требования к профессиональному поведению юристов. Описывается характер труда юристов в целом и распространенных среди них специальностей: следователя, прокурора, адвоката, судьи, нотариуса, юрисконсульта. Значительное место в работе отводится описанию истории развития юридического образования и юридической науки в России.
Ещё одним источником для написания работы стал учебник М.И. Абдулаева «Теория государства и права». В учебнике в доступной форме рассматриваются основные вопросы общей теории государства и права, изложены научные представления о социальной природе, сущности и назначении государства и права, раскрываются обобщенные систематизированные знания о функционировании и развитии правовых явлений и институтов общественной жизни. Центральная идея книги – приоритет и обеспечение прав и свобод человека. С позиций защиты прав человека и гражданина как высшей социальной ценности рассматриваются основные положения общей теории государства и права.
Также источником послужил учебник А.В. Полякова «Теория государства и права». В данном учебники рассмотрены такие понятия, как понятие научного знания, методы и методология дисциплины, общая теория права и теория государства, понятие общества, его элементы и структура, различные теоретические подходы к пониманию права, правосознание, различные подходы к пониманию сущности государства.
Методологическая база исследования представлена анализом и синтезом, методом классификаций, методом индукции и дедукции.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии. В первой главе будет представлено изучение причин и путей возникновения права. Во второй главе планируется рассмотрение теологической, естественной, насильственной теорий возникновения права, рассмотрение примирительной, психологической, исторической и марксистской теорий возникновения права. В третьей главе будет изучен правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор нормативного содержания и юридическая наука.
Глава 1. Пути и причины возникновения права
1.1. Причины возникновения права
Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.
Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:[1]
- возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;
- право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.
Некоторые учёные предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:[2]
- Необходимость установления единого порядка.
- Необходимость его поддержания.
- Оформление товарно-денежных отношений.
- Смягчение противоречий между различными слоями общества.
Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.
Основная норма поведения в период первобытного общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.
Признаки обычаев:[3]
- создание их обществом;
- выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;
- передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;
- закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;
- добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;
- обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;
- отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;
- отсутствие различия между правами и обязанностями.[4]
Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.[5]
В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.
Признаки права:[6]
- создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;
- выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;
- предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;
- охрана и поддержание мерами государственного воздействия.
1.2. Пути возникновения права
Выделяют восточный и западный путь возникновения права:[7]
- Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник правовых норм – сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
- Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.[8]
Но есть и другая классификация путей возникновения права. При ней правовые нормы складываются преимущественно тремя путями:[9]
- перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства, (обычное право);
- правотворчества государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и т.п.), (статусное право);
- санкционированного правотворчества, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел), (прецедентное право).[10]
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
Особенности образования права на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах; в европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.
Глава 2. Теории возникновения права
2.1. Теологическая теория возникновения права
Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:[11]
- Вечный закон – сам божественный разум, управляющий миром;
- Божественный закон – это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;
- Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;[12]
- Человеческий закон – это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство- это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли.
Итак, согласно теологической теории право – это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).[13]
В теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться:[14]
- ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Данная теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры;
- теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение. Ведь согласно теологической теории и законотворчество, и правоприменение производно от воли Бога.
К положительным моментам в теории относится то, что авторы теории связывают понятия «право» (пусть и как выражение божественной юли) и «справедливость».[15]