Файл: Формирование и реализация института Президента в России (Характерные особенности института Президента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Институт президентской власти в Российской Федерации является относительно молодым и имеет множество характерных черт, выделяющих его среди современных моделей президентства. Такого рода институт был органически чужероден, в условиях советской республики, которой Россия была в течение большей части XX века. Необходимость его появления в 1991 г. стала ответной реакцией на происходившие процессы децентрализации и суверенизации республик, входивших в состав Советского Союза. Введение института президентства в Российской Федерации, первое всенародное избрание на этот пост согласно Конституции 1993 г. закрепили изменившиеся реалии государственного устройства страны и современный механизм разделения властей. Президент Российской федерации - это влиятельная, инициативная политическая сила, оказывающая значительное воздействие на всю систему государственной власти, а так же на внутреннюю и внешнюю политику страны. Правовой статус Президента России рассмотрен в науке достаточно глубоко. Однако на современном этапе развития страны существует необходимость проанализировать сущностные характеристики института президента.

В научной доктрине до настоящего времени ведется спор о том, к какому виду президентской республики относится Россия: полупрезидентской или суперпрезидентской. Множество точек зрения и неоднозначная позиция научных деятелей основываются на таком же неопределенном правовом положении самого Президента РФ.

Целью курсовой работы является анализ структуры и функций аппарата президентской власти, а так же конституционно правового статуса Президента Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть процесс формирования института Президента в РФ ;

- раскрыть конституционно-правовой статус Президента РФ;

- провести исследование механизма структуры института Президента РФ;

- проанализировать характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе.

Предметом являются нормы права и научная литература, отражающие процесс законотворчества.

Источниковедческую базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, а именно Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации.

Теоретической основой для работы послужили фундаментальные положения, содержащиеся в научных трудах Коваленко В.И., Мухаева Р.Т., Согрина В.В., Гаман-Голутвиной О.В., и других исследователей.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

1. История формирования института Президента в Российской Федерации

Процесс становления и развития института президентства в России непосредственно связан с советским периодом. Из-за последствий политической реформы команды М.С. Горбачева руководство страны было вынуждено искать совершенно новые форм управления обществом и государством. Ликвидация партийной монополии на власть ослабила всю политическую систему огромной страны.[1] Свою актуальность потерял пост Генерального Секретаря ЦК КПСС, ранее централизующий и легитимирующий политическую систему. В сложившейся ситуации структурного кризиса руководством страны было принято решение об усилении центральной власти посредством создания неассоциированных с коммунистическим прошлым структур.

Население требовало решительных мер, направленных на нормализацию положения экономики страны и скорое решение социально-экономических проблем. Это послужило аргументами в пользу введения поста президента СССР. Во многом, создание института президентской власти было вынужденно быстрым и потому концептуально непродуманным.[2]

Особенностью советского и раннего этапа становления российского президентства является так же факт того, что данный институт создавался под конкретных людей, как правило, бывших партийных руководителей.[3] Первые выборы Президента СССР были непрямыми, как и выборы президентов союзных республик.

14 марта 1990 г. депутаты Ш внеочередного Съезда народных депутатов СССР приняли Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». После внесения дополнений согласно Конституции СССР Президент СССР должен был избираться гражданами страны путем прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. Несмотря на это в порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. Новый глава государства – первый и единственный президент СССР – был избран 15 марта 1990 года. Им стал М.С. Горбачев, за которого проголосовало 59,2 % депутатского корпуса.[4]


На этом же съезде была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая ведущую роль КПСС как института  определявшего «генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР». Тем самым были разрушены необходимые для любого государства механизмы организации и управления, а новые – президентские структуры – еще не начали свою работу.[5]

Становление собственно российского института президентства происходило в условиях политической децентрализации и суверенизации не только республик СССР, но и регионов РСФСР. И если союзный институт мыслился его инициаторами как цементирующий «раствор» начинавшей рушиться системы, то республиканские и, прежде всего, российский был создан в качестве инструмента ликвидации централизованной системы власти. Об этом прямо заявил один из ближайших соратников Б.Н. Ельцина:  «целью создания института президентства в РСФСР было изменение всей существующей системы власти, отстранение от политического руководства не только КПСС, но и ликвидация Советов»[6]

Формальное начало российскому институту президентства положили Декларация о государственном суверенитете  РСФСР (принята 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР), итоги референдума 17 марта 1991 г. (за введение должности президента высказались 69,8 % пришедших на референдум или 52,4 % избирателей РСФСР) и Закон РСФСР «О выборах президента РСФСР» (принят Верховным Советом РСФСР 24 апреля 1991 г.).

Первые выборы президента РСФСР (и единственные с таким названием страны) состоялись 12 июня 1991 года. В отличие от последующих выборов, вместе с президентом РСФСР избирался вице-президент РСФСР – аналогично системе выборов президента США, где кандидатура вице-президента выставляется вместе с кандидатурой президента как единый пункт избирательного бюллетеня. Кроме того, президент избирался на пятилетний срок и хотя в 1993 г. он был сокращен до четырех лет,  переходные положения новой Конституции РФ предусматривали, чтобы Ельцин пробыл в должности весь первоначальный срок. Поэтому следующие выборы состоялись в 1996 г., а не в 1995 году.[7]

Ельцин обладал безоговорочной легитимностью по сравнению с союзным президентом. Легитимным являлся и сам институт президентства, как отмечалось выше, за введение которого высказалось большинство граждан РСФСР. Однако распорядиться властью оказалось гораздо труднее, чем ею получить. Неолиберальные реформы, «шоковая терапия», приватизация, приведшие к массовому обнищаю населения страны и дополненные ростом сепаратистских настроений в ряде регионов России, переросших в полномасштабную войну на Северном Кавказе, естественным образом негативно сказались на легитимности режима и авторитет первого президента.[8] Серьезным ударом по репутации государственной власти в лице Ельцина стал конституционный кризис 1993 г., закончившийся 4 октября расстрелом Белого дома (место заседания Верховного Совета республики). К началу 1996 г. рейтинг  действующего президента не поднимался выше 6 %.


На выборах 1996 г. Ельцину с трудом удалось сохранить свой пост лишь со второй попытки. В первом туре действующий на тот момент президент набрал 35,38 % голосов. Второй тур состоялся 16 июня 1996 г. и принес Ельцину победу – 53,88 % голосов.

Несмотря на одержанную победу  на выборах,  кризис президентства Ельцина был неоспорим. В результате совершенных ошибок, 31 января 1999 г. Ельцин был вынужден подписать указ об отставке. Он публично заявил об этом в телеобращении к народу, и пояснил, что уходит «не по состоянию здоровья, а по совокупности всех проблем», публично извинился перед гражданами России за несбывшиеся мечты и неоправданные надежды.[9] В то же время исполняющим обязанности президента был назначен председатель Правительства России В.В. Путин, который незамедлительно подписал указ, гарантирующий первому президенту неприкосновенность, защиту от судебного преследования и, помимо этого, полное государственное обеспечение его и  его семьи.[10]

Следующие президентские выборы состоялись 26 марта 2000 года, не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий прежнего президента. КР В первом туре, набрав 52,94 % голосов, победу одержал самовыдвиженец – исполняющий обязанности Президента РФ – В.В. Путин. На следующих выборах – 14 марта 2004 г. – Путин набрал 71,31 % голосов, что является ярким свидетельством поддержки его политики большинством населения страны.  Не менее убедительную победу на выборах 2 марта 2008 г. одержал кандидат от партии «Единая Россия» Д.А. Медведев – 70,28 % голосов избирателей.

Очередные президентские выборы состоялись 4 марта 2012 года. Беспартийный кандидат, выдвинутый политической партией «Единая Россия», на тот момент действующий премьер-министр страны В.В. Путин, набрав 71,31 % голосов,  повторил результат 2004 г. и был избран на шестилетний срок. Согласно Закону Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» срок полномочий Президента России был увеличен с четырех до шести лет.

Последние на данный момент выборы главы государства прошли в Российской Федерации в 2018 году, в результате которых победу одержал Путин В.В. набрав 76,6% голосов избирателей. Тем самым он был избран на пост Президента РФ на второй срок подряд и на четвертый в общем счет, учитывая его президентские сроки с 2000 по 2008 г.г.

Согласно данным Левада-Центра по состоянию на июнь 2015 г. деятельность действующего главы государства в целом одобряют 89 % опрошенных, что является рекордным рейтингом доверия, а следовательно и легитимности данного института. 


2. Сущность института Президента Российской Федерации

2.1 Функции и прерогативы Президента Российской Федерации

Институт президентства представляет собой совокупность государственно-правовых норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти.[11]

Конституционный статус президента находит свое отражение в нормах конституции, закрепляющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия схожи, но не тождественны. Под функциями принято понимать наиболее важные общие обязанности главы государства, непосредственно вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же следуют из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.[12]

Функции главы государства не могут быть детализированы полномочиями в полном объеме. В связи с этим среди полномочий главы государства как правило есть не раскрытые в конституции, которые выявляются в чрезвычайных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или основываясь на судебное толкование конституции.[13]

В ст. 80 Конституции РФ определены основные функции Президента РФ как главы государства, согласно которой он:

  • является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по защите суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

Остановимся на анализе каждой из них. Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина заключается в обеспечении положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Данную функцию Президента РФ следует рассматривать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.[14] Функция гаранта Конституции предусматривает обширное право Президента действовать по своему усмотрению, исходя из норм Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредусмотренные Конституцией жизненные ситуации.[15] Данное право представляет собой ни что иное, как дискреционную власть (от фр. discretionnaire — зависящий от личного усмотрения), неизбежную в любом государстве.[16] Важно отметить, что понятия "дискреционная власть" и "демократия" не конфликтуют между собой. Использование первого не чуждо правовому государству, в случае, если действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не ломают механизм общественного согласия и не влекут за собой массового неповиновения властям. Дискреция не исключает права граждан на судебное обжалование действий Президента, согласно Конституции РФ.[17] Согласно рассматриваемой функции, Президент, как гаранта прав и свобод граждан, обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и до момента принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав отдельных категорий граждан, по борьбе с организованной преступностью, против терроризма, тем самым поддерживая конституционный порядок в государстве.