Файл: Возникновение права (Возникновение источников права).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Пути и причины возникновения права
1.1. Причины возникновения права
Глава 2. Теории возникновения права
2.1. Теологическая теория возникновения права
2.2. Теория естественного возникновения права
2.3. Теория насильственного возникновения права
Тезисы концепции:[16]
- наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения либо даются от Бога.
Признаки естественного нрава:[17]
- принадлежность к человеку с момента его рождения;
- неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;
- выражение наиболее существенных социальных возможностей человека.
- естественное право выступает критерием права позитивного, поскольку не всякий закон содержит в себе право. Еще Цицерон писал: «Несправедливый закон не создает право»;
- по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права. Таким образом, право и мораль, по сути, отождествляются;
- при реализации естественных прав имеются свои особенности:[18]
- естественные права реализуются непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта;
- реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.
Спорные моменты теории естественного права:
- преувеличение роли неписаного права приводит к умалению роли позитивного права;
- отождествление права и морали уменьшает его формально- юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного. Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
Положительное в теории:[19]
- доктрина признает за человеком его права и свободы в качестве неотъемлемых;
- прогрессивно положение о том, что законы могут быть неправовыми. Чтобы стать правовыми, они должны приводиться в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. д.;
- естественно-правовая теория являлась революционной, прогрессивной. Под ее «флагом» на смену феодальному пришел новый строй.[20]
2.3. Теория насильственного возникновения права
Теория насилия – одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники – немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833 – 1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838 – 1909), Карл Каутский (1854 – 1938) и другие.[21]
Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (то есть связана с факторами военно-политического характера).
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс образования любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь).[22]
В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.[23]
2.4. Примирительная теория возникновения права
Примирительная теория (теория примирения, примирительная школа происхождения права, интегрированная теория, коммуникативная теория) – направление в теории и философии права, представители (Г. Берман, Э. Аннерс и др.) которого считают, что право «возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами».[24]
Примирительная теория происхождения права возникла как объединение (синтез) четырёх классических школ: юридический позитивизм, теория естественного права, социологическая юриспруденция и историческая школа.
Сначала примирительная теория называлась интегрированной. Термин «интегрированное правопонимание» было введено и сформулировано американским профессором Джеромом Холлом. Он соединил теорию естественного права как идею о моральной ценности права, социологическую теорию права как идею о социальных условиях формирования и функционирования права, а также позитивистскую теорию права как идею о юридических понятиях и терминах.[25]
По мнению основоположников примирительной теории, право есть социальная функция, которая существует в качестве примирителя конфликтных ситуаций, а также результат примирения. Источниками права, согласно примирительной теории, являются договоры примирения, существовавшие ещё в первобытнообщинном обществе.[26]
Примирительное право существовало сначала в устной форме (мифы, обычаи, традиции), а затем и в письменной (законы, нормативные договоры).
2.5. Психологическая теория возникновения права
Данная теория сложилась в XX в. Основоположником ее является российский ученый Л.И. Петражицкий (1867-1931). Наиболее полно она изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».[27]
Тезисы концепции:[28]
- главный источник права – чувства, инстинкты, психика людей;
- позитивному (официальному) праву придается ограниченное значение. Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна;
- субъекты общественных отношений в своем поведении руководствуются не позитивным правом (велениями государства), а эмоциями, психикой людей;
- именно эмоции, переживания людей являются регулятором общественных отношений, именно они являются интуитивным правом;
- интуитивное право носит императивно-атрибутивный;
- официальное право испытывает давление права интуитивного. Отсутствие взаимодействия права интуитивного и официального вызывает социальные потрясения.
Спорные моменты концепции:[29]
- природа права сводится исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида. Социально-экономические, политические и другие факторы, от которых также зависит природа права, в расчет не принимаются. А ведь психика человека формируется под влиянием соответствующих социально-экономических и политических факторов;
- интуитивное право не имеет формально определенного характера. Приданном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Это может привести к трагическим последствиям. Так, впервые годы советской власти карательные органы использовали пролетарское (революционное) правосознание для борьбы с оппозицией, что способствовало массовому террору.
Положительное в психологической теории права:[30]
- психологические процессы в обществе – такая же реальность, как экономические или политические процессы. Нельзя издавать законы (т.е. творить позитивное право) без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида;
- роль правосознания в обществе возрастает, а значит, усиливается и влияние психологических факторов в правовых системах современных государств.[31]
2.6. Историческая теория возникновения права
Ее основателями считают немецких ученых Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухту. Историческая теория возникла в первой половине XIX века, как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека».[32]
Германия развивалась несколько запоздало по сравнению с другими западноевропейскими государствами и еще не была готова к восприятию идей свободы личности, равенства граждан. Эти идеи пока ею были не востребованы потому, что экономика Германии еще не вступила в эпоху предпринимательства. Возможно, по этой же причине в России идеи исторической школы права нашли в тот период большой отклик. По существу, эту теорию поддерживал и дореволюционный русский ученый Н.М. Коркунов.
Теоретики исторической школы права взяли под обстрел тезис естественно-правовой теории о позитивном праве, создаваемом нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право совсем не сводится к совокупности законов. Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно.[33]
Историческая школа права имеет несколько достоинств. Одно из главных – правильный вывод о том, что право – это объективное явление, а не чье-то произвольное творение.
Кроме того, утверждается, и с этим вполне можно согласиться, что право – явление историческое и развивается вместе с обществом, а не стоит на месте будучи раз и навсегда данным.[34]
Авторы исторической теории совершенно справедливо указали на значение глубинного этнокультурного пласта в возникновении права и подчеркнули особенности этого процесса у разных народов.
2.7. Марксистская теория возникновения права
Теория сформировалась в XIX-XX веках. Представителями являются: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924). Данная теория дополнялась результатами теоретических изысканий идеологов большевизма (Н.И. Бухарина, И.В. Сталина и др.).
Тезисы концепции:[35]
- объяснение сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. Природа государства и права не может быть понята вне контекста борьбы классов;
- воля господствующего класса получает государственно-нормативное выражение. Право – нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Отсюда право – возведенная в закон воля господствующего класса;
- содержание воли господствующего класса определяется характером материальных производственных отношений. Собственники основных средств производства держат в руках государственную власть и возводят в закон свою волю;
- после победы социалистической революции государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.
Спорные моменты:[36]
- преобладание роли классовых начал в праве при недооценке национальных, религиозных, психологических и иных начал;
- декларирование отсутствия у права исторических перспектив;
- скептическое отношение к идее правового государства.
Положительные моменты теории заключаются в том, что сторонники марксистской теории права:[37]
- обратили внимание на тесную связь права с волей господствующего класса, которая в определенные исторические периоды являлась определяющей в процессе формирования и развития правовой системы;
- выделяли четкие критерии правомерного и противоправного, так как понимали право, как закон (позитивное право);[38]
- подчеркнули обусловленность генезиса и природы государства и права (как надстроечных явлений) экономической сферой общества, и прежде всего характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-экономической формации). Данный подход в значительной степени помогает уяснению сути права и государства.[39]
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что теории возникновения права отражают различные аспекты возникновения и природы права как социального явления. Подробно рассматривая одни аспекты, они зачастую упускают из вида другие, но вместе они дают достаточно полную картину.