Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях ( «Маяк»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Организационная культура и культура организации в современной России
1.2. Методы управления организационной структурой
1.3. Управление организационной культурой в целях повышения ее эффективности
2.1. Управление организационной культурой гостиничного бизнеса
2.2. Стратегии корпоративной культуры гостиничного бизнеса в отеле «Маяк»
Расчеты, проведенные на основании данных, представленных в табл. 2.1 и 2.2, показывают, что наименьший балл получили минимизация и снижения себестоимости, разработка новых гостиничных услуг и вознаграждение сотрудников за внедрения новаторских подходов. Это обусловлено, вероятно, отсутствием отдела инновационной деятельности, отсутствием комплексных оценок организационной культуры.
Изменения, происходящие в последнее время в российской гостиничной индустрии, вызванные экономическими, социальными, политическими, рыночными и другими факторами, требуют сохранения и упрочения стратегического конкурентного преимущества не только на уровне гостиничного предприятия, но также и на методическом уровне менеджмента гостиничной отрасли.
Антироссийские санкции ЕС, США, Канады и Австралии, неблагоприятное влияние украинского конфликта, обесценивание национальной валюты, подтверждаемая тенденция падения реальных доходов населения указывают на необходимость поиска новых подходов к обеспечению конкурентоспособности гостиничных предприятий в условиях нестабильной внешней среды.
Таблица 2. 2
Инновационная и предпринимательская реакция отеля
«Маяк»
Цель реакции |
Инновационная: краткосрочный потенциал |
Оценка |
Предпринимательская: долгосрочный потенциал |
Оценка |
Обслуживание |
Темп обновления предлагаемых гостиничных продуктов и услуг Ассортиментный перечень услуг отеля |
4 5 |
Темп обновления технологий Гибкое использование площадей и оборудования отеля Гибкое использование потенциала сотрудников отеля Активная реакция на необходимость перемен |
4 5 5 4 |
Средняя оценка |
4,5 |
Средняя оценка |
4,5 |
|
Маркетинг |
Прогнозирование тенденций в конкурентной ситуации Прогнозирование тенденций спроса на гостиничные услуги Расширение рынка услуг Анализ прибыльности новых услуг, предлагаемых отелем |
4 4 3 5 |
Прогнозирование изменений в гостиничной конкуренции Внедрение отелем новых услуг Исследование творческих потребностей и потенциала Разработка холистической концепции маркетинга отеля |
4 5 3 5 |
Средняя оценка |
4,0 |
Средняя оценка |
4,3 |
Продолжение табл. 2.2
Цель реакции |
Инновационная: краткосрочный потенциал |
Оценка |
Предпринимательская: долгосрочный потенциал |
Оценка |
Исследования и развитие |
Разработка новых гостиничных услуг Прогнозирование тенденций в области технологий сервиса Согласование сроков внедрения новых гостиничных услуг Проектирование услуг отеля, ориентированных на прибыль |
3 3 3 5 |
Прогнозирование перехода на новые технологии сервиса Создание сервисных технологий Разработка гостиничных услуг Адаптация новаторских технологий сервиса Оптимизация сроков создания новых услуг и технологий |
4 3 4 4 3 |
Средняя оценка |
3,5 |
Средняя оценка |
3,6 |
|
Управление |
Научно-технический прогресс в управлении отелем Создание системы управления гостиничными проектами Своевременная реакция на возрастание уровня изменений в гостиничном бизнесе Вознаграждение сотрудников отеля за внедрение новаторских подходов к деятельности |
4 5 4 3 |
Прогнозирование уровня изменений бизнес-окружения Стратегический портфель заказов в высшем звене руководства Стратегическое планирование всех типов потенциалов Эффективное управление радикальными переменами Своевременная реакция на внешние и внутренние изменения |
5 5 5 4 4 |
Средняя оценка |
4,0 |
Средняя оценка |
4,6 |
|
Средний балл |
4,0 |
4,3 |
Таким образом, отметим, что:
- в организации доминирует авторитарная организационная культура. Ее дополняет культура, ориентированная на человека. В незначительной степени присутствует организационная культура, ориентированная на задачу, а также бюрократическая организационная культура.
- в организации присутствует здоровая конкуренция за рабочее место и лучшие результаты труда, но при условии создания психологически комфортной атмосферы в коллективе.
- Отель «Маяк» обладает умеренно сильной организационной культурой.
- организации свойственно устойчивое сочетание авторитарной организационной культуры и организационной культуры личности. Организационный климат при этом здоров, но имеет тенденцию к изменчивости.
Изменения в потребительских предпочтениях клиентов, появление нового кризисного контекста рыночной среды привело к тому, что гостиничные предприятия функционируют в сложных и нестабильных условиях.
В современной России отмечается снижение туристической активности. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC), по результатам первого полугодия 2018 г. макроэкономическая ситуация в России оказалась слабее прогнозируемой изза влияния западных санкций, а также конфликт на Украине оказал негативное влияние на деятельность индустрии туризма и путешествий, что привело к спаду в международных туристских прибытиях в Россию на 8 % по сравнению с 2017 г. Прямой вклад индустрии туризма в ВВП в 2017 г. составил 1060,5 млрд. руб. (1,5 % совокупного ВВП) и, по прогнозам экспертов WTTC, уменьшится на 5,2 % в 2018 г. Всемирная туристская организация UNWTO отмечает общий спад в российской индустрии туризма и оценивает его в 6% по итогам 2017 г. [14].
В подобной ситуации актуализируется проблема обеспечения конкурентоспособности как фундаментального ресурса эволюционирования и базового фактора сохранения устойчивых стратегических позиций, выступающего значимым показателем результативности системы управления конкурентоспособностью предприятий сферы гостиничных услуг.
Проблема заключается в необходимости активной адаптации предприятий в сфере гостиничных услуг к изменениям внешней среды при проявлении влияния кризисной составляющей на уровень стратегической конкурентоспособности предлагаемых продуктов и услуг и предприятия в целом, для чего потребуется инновационная модель измерения уровня конкурентоспособности и создание бизнес-модели организационной культуры, способной эффективно функционировать и обеспечивать конкурентное преимущество гостиничных предприятий в условиях неблагоприятных изменений внешней среды.
Стратегическая адаптация в гостиничной индустрии с учетом кризисной составляющей – это процесс, посредством которого менеджмент гостиничных предприятий активно приспосабливает их к изменениям внешней среды в кризисных условиях путем проведения специального комплекса мероприятий по развитию организационной культуры. Стратегическая адаптация означает:
• разработку компетентностного подхода к процессам управления персоналом в условиях нестабильной рыночной ситуации;
• обеспечение гостиничного предприятия ресурсной базой и распределение ресурсов по значимым звеньям цепочки создания ценности;
• выработку политики и процедур для обеспечения эффективного обеспечения конкурентоспособности;
• внедрение методик непрерывного совершенствования;
• улучшение информационных, коммуникационных и других систем гостиничного предприятия;
• поступательное развитие организационной культуры с учетом кризисной составляющей.
Новый профиль потребительских требований к гостиничным услугам складывается под влиянием развивающихся факторов, которые воздействуют на формирование современных тенденций в гостиничной индустрии:
1) стабильная основная мотивация путешествий, но более высокие ожидания относительно того, как ее реализовать и, соответственно, значительные требования к дифференцированию гостиничного продукта;
2) рост потребительских экспертных знаний и развитие туризма созидания, где все стороны – и поставщики, и потребители услуг – объединяются для совместного их производства;
3) новое информационное поведение потребителей с более доступными технологиями и онлайн-ресурсами; наличие многих вариантов сбора информации, бронирования и покупки гостиничных услуг (использование Google, Travelocity, Expedia, HRS, booking.com и др.);
4) дифференцирование туристских активностей с реализацией тенденции совмещения различных видов деятельности в одном путешествии, например, релакс, культурное наследие, спорт, семья;
5) расходы в целом выше, но потребители более чувствительны к цене из-за кризиса;
6) увеличение количества онлайн-туроператоров и турагентств, предлагающих инновационные пакеты под девизом «Создайте ваш собственный отпуск»;
7) более высокие качественные ожидания от средств размещения (гостиничные здания и номера, атмосфера и обслуживание);
8) возрастание спроса на нишевые турпродукты, кастомизированные для удовлетворения вкусов все более проницательных путешественников.
В табл. 2.3 обобщены изменения в спросе на гостиничные услуги, происходящие на современном этапе, и связанные с ними последствия для гостиничных предприятий.
Таблица 2.3
Современный профиль потребительских требований к гостиничным услугам
Основные профильные характеристики |
Реакция гостиничных предприятий |
Уменьшение реальных доходов, относительное ухудшение финансового состояния потребителей |
Снижение совокупного спроса на люксовые варианты размещения |
Изменение образа жизни |
Диверсификация вкусов и поиск альтернативных гостиничных продуктов. Поляризация структуры расходов на проживание с учетом кризисной составляющей |
Информационная перегрузка, воздействие большого количества рекламно-коммуникационных сообщений |
Снижение эффективности и значимости традиционных маркетинговых стратегий, необходимость адаптации их к новым реалиям |
Продолжение табл. 2.3
Основные профильные характеристики |
Реакция гостиничных предприятий |
Развитие туризма созидания |
Появление инновационных пакетных предложений |
Технический прогресс, увеличение роли интернета, развитие массовых коммуникаций в глобальном масштабе |
Увеличение количества онлайн-бронирований, продаж, развитие онлайн-маркетинга, цифрового информационного потока, сокращение жизненного цикла гостиничных предложений |
Избирательная адаптация требований и стремлений потребителей среднерыночного сегмента до более высоких уровней качества гостиничных продуктов и услуг |
Предоставление гостиничных услуг с учетом требований стандартизации, сертификации и установления лучшего соотношения между ценой и качеством |
Увеличение количества интернет-пользователей |
Использование возможностей онлайн-маркетинга и стратегий распределения гостиничного продукта; появление различных вариантов онлайн-коммуникаций и моделей потребления |
Индивидуализация спроса на гостиничные услуги |
Смещение тренда от групповых туров к индивидуальным путешествиям, развитие нишевого маркетинга в гостиничной индустрии, более высокий спрос на индивидуализацию и персонализацию обслуживания |
Более искушенные и образованные потребители гостиничных услуг |
Сознательное потребление: аутентичность, жизненный опыт, изучение нового, наличие культурного компонента становятся необходимыми условиями путешествия |
Обеспечение устойчивости |
Повышение роли ответственного туризма и корпоративной социальной ответственности; потребители ищут дружественные окружающей среде, соответствующие экологическим и культурным нормам варианты размещения |