Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение для бюджетной системы РФ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц в России
1.1 Социально-экономическое значение налогообложения физических лиц
1.2 Виды налогов с физических лиц и их характеристика
1.3 Налоговые льготы, применяемые в налогообложении физических лиц
2 Анализ и оценка налогов с физических лиц за 2013-2015 годы
2.1 Оценка динамики поступления налогов с физических лиц в бюджеты разных уровней за 2013-2015 гг.
2.2 Факторы, влияющие на поступление налогов с физических лиц в бюджетную систему РФ
3 Предложение практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения физических лиц
3.2 Пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
Введение
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения. Развитие и функционирование рыночной экономики невозможно без создания эффективной системы налогообложения.
Население страны в той или иной мере всегда является (прямо или косвенно) субъектом налоговых правоотношений. Прямо - при налогообложении доходов и имущества физических лиц, косвенно - при конечном потреблении товаров, работ, услуг, в цену которых заложены налоги с юридических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д.).
Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во многих экономически развитых странах мира центр тяжести, налогового бремени приходится на налог на доходы физических лиц, именно он является основной частью дохода федерального бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица, что, по мнению ряда экспертов, несет в себе ряд негативных последствий. Дискуссионным остается вопрос о твердой налоговой ставке на доходы физических лиц, ряд специалистов и политиков высказываются за возвращение к прогрессивной шкале налогообложения доходов населения.
Эти и многие другие вопросы, делают тему данной работы, актуальной и своевременной.
Объектом исследования являются поступлений налогов с физических лиц в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ.
Предмет исследования – совокупность взаимодействий, возникающих в процессе налогообложения физических лиц.
Цель данной курсовой работы – предложение практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения физических лиц.
Для достижения цели исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- определить социально-экономическое значение налогообложения физических лиц;
- рассмотреть виды налогов с физических лиц и их характеристику;
- охарактеризовать налоговые льготы, применяемые в налогообложении физических лиц;
- оценить динамику поступления налогов с физических лиц в бюджеты разных уровней за 2016 – 2018 гг.;
- проанализировать факторы, влияющие на поступление налогов с физических лиц в бюджетную систему РФ;
- рассмотреть меры по оптимизации НДФЛ, налога на имущество физических лиц;
- определить пути совершенствования налогообложения физических лиц в России.
Методологической базой исследования являются НК РФ, бюджетное послание президента РФ.
Информационной базой послужили данные отчетов об исполнении бюджета Оренбургской области за 2016 – 2018 гг. и бюджета г. Оренбурга за 2016 – 2018 гг.
1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц в России
1.1 Социально-экономическое значение налогообложения физических лиц
Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще: фискальную и регулирующую. Но при этом они служат и средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с организациями, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.
Налоги с населения - один из экономических рычагов государства, с помощью которых государство пробует решить разные задачи социального характера:
- предоставления достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;
- стабилизация уровня доходов населения и, соответственно, структуры собственного потребления и накоплений граждан;
- давать стимул для наиболее разумного использования получаемых доходов;
- смягчения положения наименее защищенных категорий населения [1, с. 23].
Одним из основных налогов с населения, который играет весьма знаменательную роль в налоговой системе РФ — налог на имущество физических лиц. Данный налог охватывает всех физических лиц, у которых в собственности имеется различного вида имущества. Совместно со своей ведущей ролью, то есть фискальной, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, он так же влияет на создание структуры личной собственности граждан. Увеличение или уменьшение ставок налога на имущество, предоставление различных льгот позволяют уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к увеличению богатства [2, с. 3].
Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) — это главный вид прямых налогов, который учитывается на основе общего заработка физ. лиц и который изымается в денежном виде за отчетный год.
Также как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов страны, при помощи которого оно желает выполнять различные проблемы. Так, при помощи этого налога обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура собственного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов; уменьшается неравенство прибыли; реализуется действие режима «автоматических стабилизаторов».
Целью НДФЛ считается пополнение бюджета страны и равномерное распределение жизненно актуальных средств между населением, что достигается с помощью реализации функций приведенного налога [3, с. 35].
Данный налог является экономическим рычагом государства. Именно с помощью этого обязаны решаться вопросы фискального и регулирующего характера
Основными элементами подоходного налогообложения физических лиц, позволяющими достигать социальной справедливости, являются:
- освобождение от уплаты налога отдельных физических лиц;
- определение налоговой базы с учетом социальных, демографических, семейных и других факторов, характеризующих налогоплательщика;
- установление такой шкалы налогообложения, которая позволит учитывать не только различия в уровне доходов налогоплательщиков, но и их семейное положение, особенности общей социальной политики государства;
- возможность организации контроля за соответствием расходов уровню получаемых доходов [4, с. 120].
Транспортный налог, по сути, является налогом на владение транспортным средством, т.е. имеет характер имущественного налога. Он исчисляется в зависимости от мощности двигателя, выраженной в лошадиных силах. Ставки дифференцированы по видам транспортных средств: автомобилям легковым, грузовым, автобусам, мотоциклам и т.п. Ставки имеют существенную прогрессию, особенно для легковых автомобилей. Транспортный налог является региональным налогом и зачисляется полностью в региональный бюджет. Он не является целевым налогом и потому тратится на общие нужды развития региона. При этом регионы вправе в 10 раз увеличивать или уменьшать ставки транспортного налога [5, с. 23].
Земельный налог относится к местным налогам и является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Земельный налог - один из важнейших источников формирования доходов местных бюджетов. Все средства, собираемые с данного налога, направляются в бюджет того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок [6, с. 3].
Таким образом, налоги с населения - один из экономических рычагов государства, с помощью которых государство пробует решить разные задачи социального характера:
- предоставления достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;
- стабилизация уровня доходов населения и, соответственно, структуры собственного потребления и накоплений граждан;
- давать стимул для наиболее разумного использования получаемых доходов;
- смягчения положения наименее защищенных категорий населения.
1.2 Виды налогов с физических лиц и их характеристика
Физические лица, в случае наличия объекта налогообложения признаются плательщиками:
- налога на доходы физических лиц (НДФЛ);
-транспортного налога;
-налога на имущество физических лиц;
-земельного налога.
Остановимся более подробно на каждом из налогов, которые уплачивают физические лица на территории РФ.
Правовое регулирование налогообложения физических лиц осуществляется на территории России на основе Налогового кодекса РФ.
Правовые основы взимания и уплаты НДФЛ прописаны в 23 главе НК РФ, согласно которой [7]:
1) налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, а также нерезиденты, которые получают доходы от источников в Российской Федерации (ст. 207 НК РФ);
2) налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (Ст. 216 НК РФ);
3) объектом подоходного налогообложения для физических лиц - резидентов признается любой доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, для физических лиц - нерезидентов - только доход, полученный от источников на территории России (Ст. 208, 209, 217 НК РФ);
4) налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При ее расчете нужно учесть доходы (Ст. 210-214 НК РФ):
- полученные в денежной форме;
- полученные в натуральной форме;
- полученные в виде материальной выгоды;
- возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.
5) налоговые ставки НДФЛ (Ст. 224 НК РФ):
а) 9% применяется к:
- доходам от долевого участия в деятельности организации (дивиденды, проценты),
- процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.,
- доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.
б) 30% применяется при налогообложении лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, по всем доходам, полученным от источников в Российской Федерации;
в) 35% применяется к доходам в виде:
- стоимости призов, выигрышей, проводимых организаторами конкурсов и других мероприятий, связанных с рекламой, в части превышения 4 000 руб. в год;
- процентных доходов Банка России, действующей в течение периода начисления этих процентов, и 9% годовых по валютным вкладам.
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств (процент по рублевому кредиту ниже, чем 2/3 ставки рефинансирования, по валютному кредиту - ниже 9% годовых), - в части занижения процентов;
- платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения установленных Налоговым кодексом РФ размеров;