Файл: Выбор стиля руководства в организации( Теоретические аспекты анализа современных стилей в управлении предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:

- рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;

- рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;

- финансовый рынок;

- рынок труда;

- окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.

Целью данной работы является анализ стилей управления организацией (на примере ОАО "РЖД").

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Паевое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.

Достижение поставленной цели требует решения определенных задач:

1. Изучение и рассмотрение теоретических основ анализа системы управления;

2. Сбор информации о предприятие;

5. Анализ основных элементов управления и разработка совершенствующих мероприятий;

Предметом анализа является проблема совершенствования системы управления. Объектом является сама система управления. В работе были использованы работы специалистов в области менеджмента: Абчука В.А., Веснина В.Р, Виханского О. С, Наумова А. И., Герчиковой И.Н., Гольдштейна Г.Я., Семенова А.К., Набокова В.И. В работе также были использованы лекционный курс по менеджменту и теории организации. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.


1. Теоретические аспекты анализа современных стилей в управлении предприятием

1.1 Инновации в управлении предприятием

Сегодня, когда в силу обстоятельств, с российского рынка уходит подавляющее большинство иностранных компаний, отечественные товаропроизводители вступают в борьбу за потребителя между собой. По опыту развитых стран можно судить, что победителем в этой борьбе является тот, кто строит свою деятельность на основе инновационных технологий.

Инновация в широком смысле есть внедрённое новшество, обеспечивающее качественное повышение эффективности процессов или изделий, востребованное рынком, являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека. В менеджменте инновации направлены на достижение или поддержание требуемого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности организации или предприятия.

Инновационная деятельность является сложной, постоянно меняющейся системой взаимодействия различных методов, приемов, факторов и органов управления, занимающихся научным поиском, созданием усовершенствованных видов продукции, обновлением оборудования и предметов труда, технологических процессов и моделей организации производства на основе новейших научных и технических достижений [14, c. 738-741].

В менеджменте выделяют три основные крупные группы инноваций. Первый вид – инновации продукции – представляют собой разработку обновленного сбытового потенциала организации или предприятия, обеспечивающее конкурентоспособность фирмы, увеличение объема прибыли.

Второй вид – инновации технологии – это процесс обновления производственных возможностей, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, материалов, сырья, а также других ресурсов

Третий вид – социальные инновации – представляют собой процесс комплексного улучшения социальной сферы предприятия. Использование инноваций такого вида увеличивает возможности на рынке рабочей силы, привлекает персонал организации к достижению поставленных целей, консолидирует доверие к социальным обязательствам и гарантиям организации перед сотрудниками и обществом в целом [11, c.115].

На современном этапе внедрение инноваций открывает широкие возможности для развития организации, позволяет совершенствовать качество товаров и услуг, способствует развитию организационной структуры, повышает уровень знаний и квалификации персонала.

Перевод экономики Российской Федерации на инновационный путь развития ставит перед руководителями современных предприятий задачи внедрения новых технологий в управление предприятием. Предприятия любой формы собственности и масштабов бизнеса не остались в стороне от этих изменений. Для реализации данных целей, в первую очередь, необходимо решить следующие задачи:


  • провести анализ структуры предприятия и методов управления;
  • выявить проблемы в управлении инновационным развитием;
  • выявить особенности инновационного развития предприятия;
  • разработать стратегию инновационного развития предприятия.

Инновации сегодня – это сохранение конкурентоспособности и обеспечение дальнейшего устойчивого экономического развития предприятия в любой сфере деятельности.

Целью инновационной деятельности предприятия является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, а также удовлетворение нужд клиентов организации за счет внедрения новых технологий, в том числе и в управлении предприятием [1, с.322].

Стратегическое управление инновациями является главной составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и внедрения инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве и социальной среде предприятия [2, с. 415].

Структуру инноваций в управлении на предприятии можно представить в следующем виде:

  • подготовительный этап: выбор сырья, материалов, машин и оборудования, программного обеспечения и др.;
  • этап производства: выпуск новых изделий, услуг, технологий, программного обеспечения производственных циклов и др.;
  • этап управления предприятием: реформирование управленческой, производственной, технологической структуры предприятия.

Инновации в управлении – это создание таких технологий управления, которые будут обеспечивать устойчивое и эффективное экономическое и инновационное развитие предприятия. Мировая практика показывает, что большая потребность в инновациях возникает в кризисный период, когда необходимо принять радикальные меры и прийти к переменам, которые позволили бы не только выжить предприятию в условиях кризиса, но и обеспечить его устойчивый рост и развитие [3, с.16].

Инновационному развитию предпринимательства на современном этапе уделяется достаточно много внимания.

В обязанности аппарата управления любой компании входит:

  • руководство компании в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность компании;
  • организация работы коллектива по выполнению заказов;
  • анализ деятельности каждого подразделения предприятия;
  • контроль выполнения требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, охраны труда;
  • постоянное совершенствование подготовки и повышения квалификации работников.

Инновации в сфере управления зависят от инновационных идей и практических инноваций в процессе осуществления производственной деятельности. Инновация – это одно из средств совершенствования управления предприятием в целях повышения качества работы, обеспечения устойчивого экономического развития всего предприятия. Кроме того, каждое предприятие выбирает свой индивидуальный путь инновационного развития, который должен обеспечить оптимальное соотношения между стабильностью и преемственностью, с одной стороны, новаторством и риском, с другой стороны. Не все элементы работы производственного сектора можно усовершенствовать с помощью инноваций.

Инновационный подход должен быть к подготовке и обучению персонала, это один из важных компонентов в управлении и развитии предприятия. Разработка эффективной системы аттестации персонала, обучения и повышения квалификации, разработка системы мотивации работников, является одним из приоритетных направлений управления инновационной деятельностью предприятия.

Все перечисленные выше аспекты, как в комплексе, так и по отдельности, влияют на инновационное развитие предприятия. Без этих элементов, невозможно добиться устойчивого эффективного экономического развития предприятия, а также сохранить конкурентоспособность продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

1.2 Методы и стили управления

Существует несколько стилей управления людьми, отличающиеся разным подходом к реализации. Каждый из них имеет ряд преимуществ и недостатков, поэтому заслуживает детального рассмотрения. Практика показывает, что в ряде случаев крайне важно подобрать оптимальный стиль управления, поэтому важно знать базовые сведения о каждом из них [11, c. 115].

Стиль управления с либеральностью

Среди преимуществ этого стиля управления нужно выделить то, что коллектив будет неизменно предоставлен сам себе, то есть появляется возможность ослушаться непосредственного начальника. Будет оставляться право на то, чтобы формировать определенные планы и своды правил, а также на последующую корректировку. Данный стиль не лишен и недостатков, например, у любого коллектива не будет организованности. Причина тому кроется в том, что массе людей, формирующих этот самый коллектив, попросту она не нужна. Использовать этот стиль надо крайне осторожно, так как в противном случае коллектив попросту может распуститься, а наказания или последствия его вовсе не будут волновать. Дисциплинированность людей будет на минимальном уровне по причине того, что руководитель буде всецело полагаться на ответственность каждого из сотрудников [10, c. 36].


Стиль управления с авторитарностью

Среди преимуществ можно отметить то, что дисциплинированность людей будет на высоком уровне, а порой она может быть даже излишней, однако это явное преимущество. Недостаток дисциплинированности порой приводит к негативным последствиям. Что касательно главной роли, то в этом случае она отводится именно руководителю. Среди его обязанностей будет своевременная помощь каждому сотруднику, а при необходимости следует подсказать оптимальные пути решения той или иной проблемы. Рабочий процесс станет максимально продуктивным, так как на безделье не останется времени. Каждый сотрудник заинтересован в том, чтобы проделываемая им работа была поистине качественной. Из недостатков можно выделить то, что руководитель будет все контролировать и следить за каждым сотрудником. Именно поэтому последние станут опасаться его и избегать излишних контактов. В этом случае права на свое мнение у подчиненных вовсе не будет. Высказывать предложения они могут, однако взяты во внимание они все равно не будут. Часто начальство чувствует свое превосходство над сотрудниками, так как контролируется каждое их действие [12, c. 108].

Стиль управления с коллективностью

Отличительная особенность будет в том, что все коллеги будут в курсе всех событий, происходящих на работе, даже если они занимают кардинально разные должности. Любые вопросы обсуждаются всем коллективом, что позволяет приходить к единому решению. Субординация по большому счету вовсе не соблюдается, однако сотрудники обращаются друг с другом вежливо, называя друг друга по имени с отчеством. Среди недостатков этого стиля управления выделим то, что практически полностью стирается значение цепочки от начальства к подчиненному. В ней нет никакой важности при подобном управлении людьми. Начальство с другими сотрудниками попросту забывают о своих правах и начинают в них путаться. Любой из них работает исключительно так, как это выгодно для него. Порой персонал начинает пренебрегать указаниями начальства, полагая, что они не несут какой-то определенной ценности. Нет никакой надобности в том, чтобы бояться каждого указа [13, c. 351].

Надо признать, что все существующие техники управления людьми – это сплошные хитрости психологии, способные изменить каждого индивида, что освоит их в должной степени. Отметим, что эти изменения могут быть направлены не только в лучшую сторону, но и в худшую. Независимо от этого, каждая техника обучает многим полезным вещам, а влияние их распространяется даже на людей, которые вовсе не были готовы к этому обучению. Нет того человека, который бы не хотел управлять людьми, а при этом оставаться вечно в подчинении других людей. Изучив все существующие тайны управленческой психологии, сможет моментально определить для себя то, что им пытаются манипулировать в той или иной ситуации [13, c. 219].