Файл: Выбор стиля руководства в организации( Теоретические аспекты анализа современных стилей в управлении предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководство – способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Лидер – это человек, способный к анализу действительности, результатом которого будут выводы о формировании поведенческой линии и разработка программы реализации проекта, т. е. принимается решение, влияющее на группу. Потом он мобилизует все возможные силы и средства для реализации программы. Фактически лидер опирается на всю группу или определенных ее членов (лучше – большинство) [16, c. 400].

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Стиль руководства – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.

Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).

Она выделяет три стиля лидерства [15, c.27]:

1. Авторитарный стиль лидерства – характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов.

2. Демократический стиль лидерства – опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения.

3. Либеральный стиль лидерства – отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий [5, c. 202].

Считается, что человек, который стремится успешно управлять другими, должен придерживаться следующих лидерских принципов:

- быть оптимистом и энтузиастом;

- заботиться о своих подчиненных и зависимых от него людей, уметь их защищать, быть доступным и человечным;

- быть смелым и решительным;

- иметь широкий кругозор, развитую интуицию, стратегическое видение, чувство нового, уметь принимать решения, рисковать и, решать проблемы;

- быть тактичным и внимательным, уважать чужую индивидуальность;

- быть справедливым и честным; признание собственных ошибок свидетельствует о силе, а не слабости;


- быть последовательным, подавать пример, не давать напрасных (непродуманных) обещаний; оценивать совместную деятельность по правилу «если дела идут хорошо – это заслуга моих работников, если плохо – моя вина»;

- быть уверенным в себе, но не допускать высокомерия и тщеславия;

- уметь делегировать полномочия, не заваливать себя черновой работой;

- не пользоваться особыми привилегиями и не создавать вокруг себя фаворитов [6, c. 116].

Руководство необходимо, также как и лидерство. Человек может не быть лидером по натуре, но при этом он может великолепно руководить предприятием. Лидерство скорее заражает идеей и ведет за собой, чем управляет людьми.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу [7, c. 104].

2. Анализ стилей управления и перспективы развития системы управления предприятием

2.1. Общая характеристика ОАО «РЖД»

В настоящее время, очевидно, что эффективное использование трудовых ресурсов на предприятии является немаловажным фактором повышения конкурентоспособности.

В общем понимании трудовые ресурсы – это категория людей, представленная работниками, прошедшими специальную подготовку, имеющими определенный опыт и навыки в труде и занятыми на предприятии [8, c. 15].

Для эффективной работы современного производства, основанного на применении сложной техники и технологий, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей и информационных потоков в сфере управления, необходимы четкая организация трудового процесса и материального стимулирования высокопроизводительного труда, что невозможно без расчета технически обоснованных норм труда [9, c. 10].

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях ОАО «РЖД» является важнейшим фактором увеличения объема произведенной продукции и как следствие увеличение темпов экономического роста.

Таким образом, для ОАО «РЖД» развитие трудового потенциала выступает одним их основных условий реализации стратегических задач в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.


Производить оценку эффективности использования трудовых ресурсов для холдинга ОАО «РЖД» можно, как и в целом для компании, так и для отельных филиалов и структурных подразделений. При проведении такой оценки немаловажно проанализировать следующее:

  • уровень организации и нормирования труда;
  • условия труда и степень их влияния на эффективность использования трудовых ресурсов;
  • обеспеченность трудовыми ресурсами и оценку обоснованности бюджета производства по производительности труда и расходам на оплату труда;
  • использование рабочего времени и интенсивность труда;
  • эффективность расходов на оплату труда и социальные нужды;
  • управленческие решения, которые направлены на повышение эффективности использования трудовых ресурсов [10, c. 35].

Одновременно с этим нужно выявить все возможные резервы, которые положительно скажутся на повышении эффективности использования трудовых ресурсов (в т. ч. внедрение трудосберегающих технологий) и выработать управленческие решения с целью реализации этих резервов.

Реализация вышеперечисленных мероприятий в едином целом позволит повысить обоснованность разрабатываемого в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» «Бюджета производства» по разделу «Трудовые ресурсы».

Эффективность управления персоналом можно считать одним из важнейших этапов управления предприятием. Это объясняется, тем, что персонал выступает как основной фактор производства. Именно на сколько он будет организован и мотивирован в осуществлении профессиональной деятельности, зависят результаты деятельности предприятии и стабильное функционирование на рынке [16, c. 400].

2.2. Характеристика системы и стиля управления ОАО «РЖД»

В сложившейся социально-экономической ситуации существует неoбходимость пересмoтра принципов и приoритетов в oбласти управления и распoряжения гoсударственным имуществoм [13, c. 202].

Основная проблема в сфере управления государственного сектора экономики – низкая эффективность управления государственной собственностью, что, в свою очередь, является результатом неэффективности применяемых технологий управления, недостатка информации об объекте управления [17, c. 32]

Производя оценку эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности, наиболее часто выделяют коммерческие и некоммерческие критерии эффективности.

Коммерческая (экономическая) эффективность использования госимущества выражается в доходах, приносимых этим имуществом (поступления в государственный бюджет, увеличение стоимости имущества и др.).


Некoммерческая (социальная) эффективность использования имущества – производство заданного количества определенной государством продукции (работ, услуг) при соблюдении установленных социальных стандартов. Социальная эффективность – это соотношение полученного социального эффекта и затрат, которые способствуют его достижению [18, c. 44]

Нормативно-правовое обеспечение по управлению государственной собственностью изложено в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 (в ред. от 29.11.2000г.)).

На основании данной Концепции к критериям экономической эффективности использования госимущества можно отнести:

· погашение предприятиями кредиторской задолженности по налогам, обязательным платежам и по заработной плате;

· снижение расходов федерального бюджета на содержание казенных предприятий;

· увеличение неналоговых доходов федерального бюджета (в том числе от управления акциями).

К критериям социальной эффективности использования имущества, находящегося в собственности государства, относят [19, c. 135]:

· эффективность деятельности государственных предприятий, а также эффективность использования имущества, закрепленного за ними;

· целеориентированность государственных предприятий;

· развитие социальной инфраструктуры;

· решение целевых государственных задач;

· соответствие содержания управления запросам и нуждам людей;

· увеличение инновационного потенциала и др.

Методические рекомендации по организации и проведению анализа эффективности деятельности государственных предприятий не устанавливают четких критериев. Отсюда можно сделать вывод, что четких социальных и экономических критериев эффективности управления государственной собственностью пока не утверждено [25, c. 22].

К критериям социальной эффективности использования имущества железнодорожной организаций можно выделить критерии, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Критерии социальной эффективности использования имущества железнодорожной организации

На основании прочитанного материала по данной проблеме, а также, на основании рассмотренных социально-экономических критериев эффективности использования госсобственности, мы выводим критерии социальной и экономической эффективности использования имущества государственных предприятий, относящихся к железнодорожному транспортному комплексу.


Степень удовлетворенности потребителей отражает способность услуги максимально удовлетворить потребности потребителя согласно своим качествам, ради которых услуга приобретается [23, c. 312]

Соответствие расписания рейсов, комфорта, безопасности пассажиров являются важными показателями социальной эффективности ж/д организации

Существует неразрывная связь между социальной и экономической эффективностью, которые, также, оказывают существенное влияние друг на друга. Экономическая эффективность создает предпосылки для наиболее полного достижения социальной эффективности.

В таблице 1 представлены критерии экономической эффективности деятельности предприятия, оказывающего железнодорожные транспортные услуги.

Таблица 1 - Критерии экономической эффективности использования имущества железнодорожной организации

Показатели экономической эффективности ж/д организации

Характеристика показателя

Пассажирооборот, пасс.-км.

Пoказатель, oтражающий oбъём перевoзок пассажирoв в пассажиро-километрах. Исчисляется как прoизведение кoличества пассажирoв на расстояние перевозoк.

Грузооборот, т-км

Экoнoмический пoказатель работы транспорта. Исчисляется как произведение массы перевозимoго заoопределённое время груза на расстoяние перевoзки.

Доходы организации, руб

Это увеличение экoномических выгoд в результате пoступления активoв и погашения oбязательств, привoдящее к увеличению капитала этой организации.

Расходы организации, руб

Это уменьшение экoномических выгoд в результате выбытия активов.

Прибыль, руб

Качественный пoказатель эффективнoсти деятельнoсти oрганизации. Характеризует рациoнальность испoльзования средств прoизвoдства, материальных, трудoвых и финансoвых ресурсoв.

Социальная эффективность проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов. Поэтому она отражается на экономической эффективности последующих лет [22, c. 311]

Компания ОАО «РЖД» была создана путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, осуществленной в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2003 году. Путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта, был создан единый хозяйствующий субъект. Данное имущество было внесено в уставной капитал ОАО «РЖД». Акционер компании – Российская Федерация От ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ. Таким образом, государство управляет имуществом ОАО «РЖД» посредством приватизации имущества и участия через пакет акций.