Файл: Гендерные различия проявления профессионального стресса ( Анализ гендерных различий).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к изучению проявлений стресса
1.1. Подходы к изучению стресса и острых стрессовых реакций
1.2. Причины возникновения стресса
1.3. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
2. Анализ проявления профессионального стресса мужчин и женщин, занимающих руководящие должности
2.1. Цели, задачи и организация исследования
2.2. Анализ гендерных различий проявлений профессионального стресса
2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Возросшая напряженность и интенсивность жизни современного человека влечет к увеличению проявлений негативных состояний, возросшие требования к личности, требования к интенсивности и выносливости, силе воли, постоянно заставляют человека испытывать напряжение, накапливаются и проявляются через ухудшение физического и психологического здоровья, ухудшают самочувствие, негативно сказываются на эффективности профессиональной деятельности как мужчин, так и женщин.
Стрессовые реакции провоцируют проявления неустойчивых психических состояний, влекут за собой потерю профессионализма, понижение эффективности своей деятельности, затрудняют профессиональный рост, оказывают негативное воздействие не только на здоровье, но и механизмы социально-психологической адаптации личности профессионала. Как следствие, возможны социально-психологические и социально-экономические результаты таких процессов воплощенные в снижении удовлетворенности трудом со стороны профессионала, нарастание синдрома эмоционального выгорания как следствие деформация личностных и характерологических свойств, в повышенной текучести кадров в организациях и на предприятиях связанных с эмоционально насыщенной деятельностью. Наиболее интересную область в организационной психологии представляют исследование гендерных различий проявлений профессионального стресса.
Психологическая профилактика негативных стрессовых состояний, монотонии, неблагоприятных условий профессиональной среды, будет способствовать поддержанию, сохранению, развитию психического здоровья сотрудников организации, что в свою очередь станет ресурсом к преумножению профессиональной готовности, специалиста, укреплению дисциплины, мотивации к профессиональной деятельности.
Объектом исследования в работе выступают проявления профессионального стресса.
Предметом в работе является гендерные различия проявления профессионально стресса.
Целью данной работы является определение гендерных различий проявлений профессионального стресса.
Задачи:
- рассмотреть подходы к изучению стресса и острых стрессовых реакций;
- выделить причины возникновения стресса;
- изучить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности;
- проанализировать проявления профессионального стресса мужчин и женщин, занимающих руководящие должности;
- предложить рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Методологическую основу данного исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие теоретические подходы к изучению проявлений стресса.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный, метод описания и изложения.
Практическая значимость работы состоит в определении гендерных различий проявлений профессионального стресса.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
1. Теоретические подходы к изучению проявлений стресса
1.1. Подходы к изучению стресса и острых стрессовых реакций
Рассмотрим классическую теорию стресса Г.Селье. Автор теории определят стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Важными понятиями в рассматриваемой концепции являются понятия эустресса и дистресса, которые связаны с конструктивными и деструктивными видами стресса соответственно[1]. На уровне физиологии при стрессе в организме происходят три основных изменения: увеличение активности коры надпочечников, сморщивание вилочковой железы и лимфатических желез, появление язвочек в слизистой оболочке желудка и кишечника.
В 1936 году был описан «синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», позже его назвали общий адаптационный синдром. Он включает в себя три последовательные фазы: тревоги, сопротивления, истощения[2]. К современным подходам в изучении стресса можно отнести: экологический, трансактный и регуляторный. В экологическом подходе - стресс рассматривается как результат взаимодействия индивида с окружающей средой. Основными задачами подхода являются поиск причин возникновения стресса, его неблагоприятные последствия в трудовой деятельности, его влияние на физическое и психическое здоровье человека. Уровень выраженности стресса основывается на дисбалансе человека с окружающей средой, а также рассматривается возможность избегания стресса[3].
Высказывалось предположение о том, что профессиональный стресс возникает при несоответствии требований среды и тех ресурсов, которые имеет человек. Именно это и является фактором, который угрожает здоровью и эффективности труда. Трансактный подход к изучению стресса был основан в середине 1970х гг. Представителями данного подхода являются Р.Лазарус, Т.Кокс и Дж. Макэй и др. Рассматриваемый подход представляет модель взаимодействия человека и среды, в которой стресс понимается как ответная реакция на несоответствие между возможностями человека и требованиями окружающей среды[4].
Стресс - это индивидуально-приспособительная реакция человека на осложнение ситуации. Согласно трансактной модели Т. Кокса и Дж. Макэйя, стресс является индивидуально воспринимаемым феноменом, опосредованным психологическими особенностями личности. Важной особенностью этой модели является то, что стресс представляет собой замкнутую систему реакций[5]. Эта система реакций состоит из пяти стадий: фактические требования среды, когнитивная оценка, возникновение психологических и физиологических изменений в организме как ответ на возникновение стрессора, борьба со стрессовой ситуацией, обратная связь. Таким образом, можно говорить о том, что данные стадии наиболее полно отражают действие стресса.
Трансактная модель Т. Кокса и Дж. Макэйя оказывает значительное влияние на создание новых психокоррекционных методов, кроме того может быть использована как аналитическая схема для дальнейшей обработки эмпирических данных. В трансактном подходе выделяют еще одну модель психологического стресса, которая была предложена Р. Лазарусом. По мнению автора, развитие стресса возможно тогда, когда требования среды превосходят возможности человека, необходимые для приспособления к предъявляемым требованиям.
В своей теории Р. Лазарус придает особое значение тому, как человек оценивает происходящую с ним ситуацию, возникновение тех или иных чувств разочарования, переживания конфликта или угрозы, так как именно эти переживания являются источниками психологического стресса. Под угрозой понимается предвосхищение человеком той ситуации, с которой ему необходимо будет столкнуться, и которая является опасной для него. Особенностью трансактного подхода является то, что при его изучении можно определить пути профилактики и преодоления психологического стресса.
Регуляторный подход к изучению стресса является одним из современных, его разработкой занимались Д. Бродбент, Р. Хокки, А.Б. Леонова[6] и др. В этом подходе стресс понимается как особый класс состояний, возникающих вследствие формирования специальных механизмов регуляции деятельности в затруднительных условиях. Ключевой момент в рассматриваемом подходе заключается в анализе смены механизмов регуляции деятельности, которые находятся под влиянием разных факторов, а также оцениваются внутренние затраты организма. Регуляторный подход широко используется в практическом применении, его используют при анализе стресса в ходе выполнения когнитивных задач разной сложности в разных видах труда. Одним из важных моментов в данном подходе является возможность проследить развитие негативных последствий стресса[7].
Рассматривая различные определения стресса можно отметить, что не существует единого его понимания, так как люди различных профессий определяют его по-разному. Сейчас под стрессом в психологии понимается состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
По характеру переживания человеком стресса можно выделить такие его виды: устресс (положительный стресс), дистресс (отрицательный стресс).
Одна и та же стрессовая ситуация может быть как положительной, так и отрицательной. Зависит это лишь от субъективного восприятия индивидом события. По длительности протекания выделяют: кратковременный стресс, долгосрочный стресс[8].
Данные виды стресса влияют на здоровье человека, так долговременный стресс несет в себе более тяжелые последствия для организма.
Кратковременный стресс обычно наступает быстро и может переходить в долговременный. В зависимости от того какие факторы действуют на человека выделяют:
1) физиологический стресс, который является результатом чрезмерного воздействия на организм физических нагрузок, неправильного питания, нарушения распорядка дня;
2) психологический стресс, который возникает при сильном нервном напряжении, из-за каких-либо переживаний;
3) эмоциональный стресс, характеризующийся переживанием сильных чувств; может возникать как в ситуациях опасных для жизни, так и в радостных, неожиданных для нас ситуациях;
4) информационный стресс, который возникает от избытка или дефицита информации;
5) управленческий стресс, который возникает из-за слишком высокой ответственности перед принимаемым решением[9].
Кроме выше перечисленных видов стресса В.А. Бодров выделяет: внутриличностный стресс, межличностный стресс, личностный стресс, семейный стресс, рабочий стресс, экологический стресс, финансовый стресс.
1.2. Причины возникновения стресса
Рассматривая причины возникновения стресса можно выделить ряд факторов, которые способствуют этому процессу. Воздействия таких факторов можно избежать или уменьшить. Все причины возникновения стресса можно разделить на две большие группы: организационные и личностные.
К организационным причинам относятся:
1) не правильно организованный трудовой процесс. В таком случае стрессогенными факторами могут являться высокие нагрузки или отсутствие отдыха;
2) высокий уровень ответственности сотрудника, который приводит к возникновению страха совершить ошибку;
3) неблагоприятная эмоциональная атмосфера в коллективе. Она является не только источником стресса для человека, но и уменьшает продуктивность выполненной работы;
4) слишком маленькая нагрузка, вскоре человек начинает сомневаться в своей ценности;
5) конфликт ролей, когда человеку необходимо выполнять две противоречащие роли;
6) неинтересная работа;
7) плохие условия труда[10].
К личностным причинам возникновения стресса относят:
1) не достаточное количество материальных благ;
2) проблемы со здоровьем, как своим, так и близких людей;
3) проблемы в семье;
4) потеря близкого человека;
5) не способность самореализации.
Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, то он находится в особенном психологическом состоянии, которое принято называть острой реакцией на стресс.
По мнению Ю.С. Шойгу, экстремальная ситуация - это внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию[11].
Обычно к экстремальной ситуации человек не адаптирован, и не готов действовать или принимать какие-либо решения в ее условиях, потому что любая экстремальная ситуация выходит за пределы обычного опыта человека. Однако, то в какой мере ситуация будет являться экстремальной зависит от каждого человека, так как любая угроза воспринимается человеком не только как объективно существующая для самого субъекта и его близких, важно и его отношение к ней.
Ю.С. Шойгу выделяет следующие факторы, определяющие экстремальность ситуации:
1) эмоциогенные воздействия в связи с опасностью и новизной ситуации;
2) дефицит или избыток необходимой информации;
3) чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;
4) влияние неблагоприятных климатических условий;
5) наличие голода или жажды.
Необходимо отметить, что экстремальная ситуация существенно влияет на одну из базовых потребностей человека - его безопасности, а также может приводить к травматическому и посттравматическому стрессу, развитию невротических и психических расстройств. Следует отметить, что любая экстремальная ситуация в той или иной мере влияет на психическое состояние людей. Однако до сих пор, невозможно точно определить какой именно вид чрезвычайной ситуации оказывает наибольшее влияние на психическое состояние людей. В чрезвычайных ситуациях могут возникать различные реакции, связанные с психическим состоянием людей, среди них можно выделить реакции дезадаптации, возникновение фобических расстройств, различные острые реакции на стресс. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10), острая реакция на стресс - это переходящее расстройство, развивающееся у людей без психических отклонений в ответ на физиологический или психологический стресс[12].