Файл: Реферат. Измененные состояния сознания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2019

Просмотров: 747

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава 2. Измененные состояния сознания (ИСС)



2.1 Что такое ИСС и их функция?



На протяжении тысячелетий люди из разных культур пытаются достичь необычных состояний сознания для того, чтобы получить знания о себе и своей среде. В современном обществе многие используют разные стимуляторы для того, чтобы успокаивать самих себя и избегать той реальности, в которой они живут. В традиционных обществах люди ищут эти экстатические состояния не для того, чтобы просто испытывать разные ощущения, а для того, чтобы найти причину своего существования и познавать практический окружающий мир.

В этой главе мы будем рассматривать измененные состояния сознания как способ достижения индивидуализации, а так же то, какое влияние они оказывают на формирование личности и каким образом они появляются. Существуют два типа состояния сознания: нормальное и измененное. Состояние бодрствования и сон относятся к нормальным состояниям, однако они имеют некоторые характеристики измененных. В контексте традиционных культур ИСС дают нам доступ к параллельной реальности, наполненной сущностью материального и духовного мира.

Так же существуют другие теории об их функции. По мнению Каструбина Э.М., измененные состояния сознания являются универсальным способом взаимодействия с подсознанием, т.е. при этих состояниях возможны путешествия в бессознательную среду психики, которые позволяют найти причины нашего поведения. При измененных состояниях сознания выявляются необычайные психические возможности, которые мы можем наблюдать в различных этнических группах и народах. Например, шаманы с помощью разных веществ природного происхождения могут найти информацию предков и использовать её для развития новых уровней сознания, получить информацию о всей вселенной и о всем существовании. Каструбин ещё пишет о том, что существует единое информационное поле земли, к которому человек способен подключаться с целью получения необходимой ему информации различными способами, из которых он выделяет йогу и медитацию, так как они позволяют нам управлять и контролировать свою психику и тело. Управляя своей психикой, человек способен перейти в другой уровень сознания.

С точки зрения Тарта Чарльза ИСС - это состояния, в которых человек ясно чувствует характерные качественные изменения паттерна своего ментального функционирования, т.е. ментальные функции изменяются и дают ему больше понимания или непонимания мира, так как они прямо влияют на ощущение, восприятие, представление, и т.д. Он выделяет три стадии вхождения в ИСС:

  1. Дестабилизация начального состояния. Интенсивная музыка, бой барабанов, физиологические факторы (голодание, недосыпание, т.п.), химические вещества поступают как дестабилизирующие силы и влияют на сенсорные ощущения.

  2. Переструктурирующая стадия перехода в новое состояние.

  3. Стабилизация нового состояния.


Человеческий мозг разделен на два полушария: левое полушарие отвечает за логические формы мышления, интеллектуальный и аналитический центры, решение задач, рассуждение, речь и чтение, а правое за эмоциональное и чувственное мышление, центр возникновения идей, ориентацию в пространстве, интуицию, восприятие формы, чувства прекрасного и любовь. Если нарушить связь правого и левого полушарий мозга, то возникает асимметрия в их работе, что ведет к измененным состояниям сознания, когда активность правого полушария возрастает, происходит усиление интуитивных механизмов познания и активизируется подключение к подсознанию.



2.2 Основные признаки ИСС



Несмотря на очевидные различия между ИСС, Чарльз Тарт выделил достаточно сходных их черт, которые позволяли концептуализировать эти ИСС как некий единый феномен. Исследования доктора Левина (Levine, 1963; Levine & Ludwig, 1965a, 1965b; Ludwig & Levine, 1966) показали наличие многих этих черт в изменениях сознания, спровоцированных гипнозом, употреблением диэтиламида de-лизерновой кислоты (ЛСД-25). Сходные черты, которые дальше будем рассматривать, в той или иной степени характерны для большинства ИСС.

·Изменения в мышлении: общие результаты являются субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждений. Ведущей становится архаическая манера мышления, и в той или иной степени нарушается способность к восприятию окружающей реальности. Происходит удаление различий между причиной и следствием, сильно выражена амбивалентность, а так же возможность совместного существования противоположных и противоречивых импульсов в отношении одного и того же объекта при отсутствии явного психического конфликта. Кроме того многие из этих состояний связаны со снижением рефлексивного сознания. (Рапорт. 1951 и Бренман. 1952).

Нарушение чувства времени: чаще всего нарушения чувства времени выражаются тем, что оно является в такой степени ослабленным, что человек, при отсутствии какого-либо помрачения сознания, совершенно лишен возможности ориентироваться во времени и не может более или менее точно определять, сколько прошло времени от того или другого известного им события, несмотря на то, что их память вообще, и в частности локализация бывших событий, не представляются существенно нарушенной.

Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или неподдающееся измерению (Чарльез Тарт. Измененные состояния сознания)

Потеря контроля: человек, находящийся в измененных состояниях сознания, испытывает сильный страх перед тем, как терять власть над действительностью и над собой. Понижение сознательного контроля может вызвать чувства беспомощности и слабости или также, что парадоксально, может предоставить больше контроля и силы через утрату контроля. Это наблюдается в состояниях мистической или спиритической одержимости, когда человек сам сопротивляется контролю над своим сознанием в надежде испытать божественную истину, ясновидение, "космическое сознание", единение с духами или сверхъестественными силами и пр.


Изменения образа тела: при измененных состояниях сознания человек испытывает многообразные изменения образа тела, распространенным явлением является склонность ощущать глубокое чувство деперсонализации (состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного "Я"), разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром и вселенной. Сюда можно также отнести несколько общих характеристик: человек испытывает ощущение, будто разные части тела увеличиваются, уменьшаются, теряют вес, отделяются от тела, принимают необычный или смешной вид, появляется спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущение покалывания тела.

Искажение восприятия: общими чертами измененных состояний являются галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенная визуальная образность и многообразные иллюзии. Содержание этих перцептивных отклонений обусловлено культурой, индивидуальными, групповыми или нейрофизиологическими факторами, и представляет собой либо скрытые желания и фантазии, либо простые явления незначительной динамической важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний. В некоторых ИСС, вызванных психоделическими наркотиками или во время мистических переживаний, могут проявляться синестезии (когда формы сенсорных ощущений перемещаются с другими), человек может видеть или чувствовать звуки, или ощущать вкус того, что видит.

Чувства невыразимости: человек при ИСС испытывает уникальные субъективные переживания, опыт которых невозможен для передачи тому, кто не испытывал подобных переживаний. При чувстве невыразимости, люди доходят до той степени амнезии в отношении своего опыта в состоянии глубокого изменения сознания, что невозможно передавать объяснения того, что происходило, словами. Амнезия имеет место не во всех случаях, например, в ситуациях после психоделического опыта, курения марихуаны или некоторых откровений или озарений остаются ясные воспоминания.

Чувства возрождения: Чарльз несмотря на то, что для него характеристика "возрождение" имеет ограниченное применение к богатому одеянию ИСС, он включил ее, поскольку она проявляется во многих случаях измененных состояний. Много людей после того как они вышли из того или иного измененного состояния, заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения. Это можно объяснить тем, что в то время, когда человек испытывает некоторые ИСС, внутри него происходит очень мощная переработка информации, касающейся его жизни, в результате этого он может решить свои внутренние духовные или психические конфликты.

Выше перечислены не все признаки ИСС, существуют ещё многие другие, различные в зависимости от того, какое состояние испытывать, каким образом его достичь и при каких обстоятельствах этим заниматься. Немаловажную роль также играют культура и среда, в которой они развиваются.




Глава 3. Вызванные ИСС



3.1 Танец и измененные состояния сознания



Танец с древности имеет важную связь с духовностью. "Примитивные" цивилизации танцевали для того, чтобы обращаться к Богу или вызвать измененные состояния сознания. Он способствует исчезновению пространства и времени, что приводит к символическому открытию двери в новую реальность и соединению с высшими силами. На востоке, например, существует даосский танец - это космические взаимодействия между инь и ян для того чтобы достичь бессмертия. Это танец представляет собой космическую гармонию и трансцендентность.

В техниках Аутентичного Движения одним из основных механизмов возникновения ИСС является регрессия к превербальным стадиям развития. Джоан Чодоров пишет, что "танец и движение являются наиболее прямым способом возврата к самым ранним переживаниям. "Движущийся" часто начинает лежа на полу или близко к полу. Уделяя все внимание миру телесных ощущений, "движущийся" воссоздает ситуацию во многом напоминающую сенсомоторный поток переживаний младенца". Соответственно могут появляться и сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства - радость игры и узнавания собственного тела, невыносимое одиночество и высокая значимость телесного контакта. Некоторые переживания можно интерпретировать и как перинатальный опыт (опыт рождения, базовые перинатальные матрицы по Грофу).

В танцевальных практиках примером ИСС являются трансовые танцы, механизм их возникновения - длительная монотония движений и ритма музыки, как пример этого будем рассматривать круговые танцы.

В круговых танцах объединение двух или более людей является основой энергии, двигающейся по их телам. Существуют круговые танцы, которые проводятся вокруг музыканта, находящегося в центре, или вокруг алтаря. Эти танцы способствуют потере индивидуальности в групповых эмоциях.

В племени бушменов существует церемониальный танец под названием "кун". Это ритуал, который может длиться много часов; участники пытаются достичь состояния трансцендентности через энергию, которая поднимается от основания позвоночника до макушки головы, давая им сверхъестественные силы.

В исламе так же танец имеет свое присутствие у дервишей. Танец дервишей (сама) - это простые кружения, танцующие почти не делают движений руками. Продолжается танец не меньше десяти минут. Традиция восходит к XIII веку, когда суфии под началом Джелаладдина Руми, персидского философа и поэта, предаваясь молитве и аскезе, познавали Бога. Но одаренный Джелаладдин Руми нашел путь, который и до сих пор смущает ортодоксальных богословов, - путь музыки и танца. Танец дервишей был изначально храмовым ритуалом, действом для посвященных. Чтобы быть допущенным к сама, монах три года проводил в монастыре в жесткой аскезе: первый год он служил ближним, второй - Аллаху, и третий - совершенствовал свою душу.


Таким образом, в танце используются следующие способы достижения ИСС:

  1. Длительная монотония

  2. Расширение поля внимания

  3. Регрессия

  4. Сильные эмоциональные (экстатические) переживания

3.2 Практика медитация в Сахаджа йоге



Слово "Медитация" на санскрите звучит как дхьяна, что иногда переводят как "сосредоточение". В Китае это же слово трансформировалось в "чань", а в Японии "дзен".

Для начала отметим важное обстоятельство, что современные общепризнанные представления о медитации не выражают сути тех процессов, которые возникают в организме и психике человека, медитирующего по методике Сахаджа Йоги. Например, в толковом словаре Ожегова и в энциклопедии "Кирилл & Мефодий" термин "медитация" трактуется следующим образом: медитация - состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём-либо одном, отрешенность от всего остального; действие, приводящее в такое состояние. Вообще глубокие размышления, сосредоточенность на чём-либо. (Толковый словарь Ожегова).

Медитация - (от лат. meditatio - размышление), умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов (Энциклопедия "Кирилл & Мефодий")

Дело в том, что умственное действие, размышление - все это, на самом деле, не свойственно медитации и подобные занятия, возможно, следует называть каким-либо другим словом. Медитация в Сахаджа Йоге - это полное отсутствие мыслей при полном сознании. Медитация - состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только кундалини (от санскрита означает "свёрнутый кольцом" - жизненная энергия которая лежит на основе позвоночника, и постепенно поднимается до макушки) проходит через Сахасрару-чакру (область 0-10 см. над родничковой костью, верхней частью головы). Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания. Именно это осознание мы должны поддерживать. Однако, это не всегда легко при нашем беспокойном, отвлекающемся внимании. Наше внимание, легко рассеивается и имеет тенденцию возвращаться к старым привычным объектам. И тогда мы можем усомниться, действительно ли мы прикоснулись к новому осознанию - или это просто грезы. Это не грезы, однако необходимо укрепить наше внимание и установить его на новом месте, в Сахасраре-чакре.

К безграничным сферам Вселенной неприложимы понятия времени или конечного пространства. Подобные категории релятивны, относительны и формируемы человеческим образным сознанием. Понятие же Бога, как абсолютной неделимой реальности, есть понятие настоящего. Следовательно, Бог познаваем через миг вечный, сиюминутный. Таким же образом невозможно познание Высшего посредством нашего мозга, который весьма ограничен в своих возможностях. Мысли генерируемы мозгом и являют собой результат жизнедеятельности мозга. Мысли - переменный фактор, а все непостоянное, преходящее не может быть вечным. Они как чередующиеся волны, как стремительная карусель, ввергающая нас в оборот иллюзий Мира. Через мозг и наше внимание мы притягиваемся к сфере плотской, материальной, ментальной, эмоциональной. Счастье и горесть, потери и обретения, успехи, достижения и неудачи, отчаяние - грани одной монеты. И только Дух есть подлинная свобода в нас, подлинная независимость, неиссякающий свет, мирная радость.