Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Предпринимательство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной экономики, несмотря на все трудности и противоречия, предпринимательство в России продолжает развиваться бурными темпами, что приводит к постоянному росту уровня жизни населения и в целом общества.

Можно отметить, что определение места и роли бизнеса в реформируемом обществе, динамика политической стратегии взаимоотношений между государством и предпринимателями, факторов, которые способствуют достижению взаимовыгодного сотрудничества, напрямую влияет на дальнейшее развитие страны.

В то же время, целенаправленная поддержка малого и среднего бизнеса напрямую влияет и на успешность формирования гражданского общества, установление демократических свобод. Предприниматели за период трансформации превратились в важнейшую часть социума, войдя в состав экономической и политической элиты государства.

Исходя из факторов актуальности данного исследования, рационально сформулировать его объект, предмет и цель.

Объект исследования данного курсовой работы - коммерция и предпринимательство.

Предмет исследования - развитие коммерции и предпринимательства.

Цель исследования данного курсовой работы - описать историю возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.

Исходя из данной цели, требуется решить следующие задачи:

1. Изучить предпринимательство и коммерцию в России.

2. Описать зарубежный опыт развития предпринимательства и коммерции.

3. Выявить возможности применения зарубежного опыта предпринимательства в России.

В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы:

- теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования,

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики,

- сравнение,

- абстрагирование,

- конкретизация и идеализация,

- индукция и дедукция,

- аналогия,

- классификация,

- обработка и обобщение полученных данных.

Глава 1. Предпринимательство и коммерция в России


1.1. Истоки коммерции и предпринимательства в России до 1991 года

В истории российского предпринимательства существует несколько этапов:

I этап начинается с Киевской Руси и длится до 1917 года. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первые предприниматели России – это мелкие торговцы и купцы[1].

Наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра 1 (1689-1725) и после принятия реформы 1861. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал.

В начале 20 века предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки[2].

Однако революция 1917 года перечеркнула плоды труда предпринимателей многих поколений. После октября 1917 года был взят курс на ликвидацию рыночных связей. Национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предприятий[3].

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики (1921 – 1926). Таким образом, в 1921 году начался II этап развития предпринимательства. НЭП не означал полного поворота к рыночной экономике. Это была политика некоторой либерализации экономической жизни[4].

В конце 20-х годов власти полностью отказались от рыночных отношений и перешли к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику. Здесь многовеко­вая история русского предпринимательства обрывается на долгих 60 лет до начала перестройки в середине 1980-х[5].

III современный этап российского предпринимательства начинается во второй половине 80-х годов. Изначально был принят ряд законов, реабилитирующих предпринимательскую деятельность: "Об индивидуальной трудовой деятельности", "О государственном предприятии (объединении)", "О кооперации в СССР".

Постепенно расширялась правовая база предпринимательской деятельности и стремительным ростом торгового и финансового предпринимательства (создание крупных биржевых и коммерческих банковских структур)[6].


Далее наступил период полной реабилитации частной собственности и массовой приватизации государственных предприятий[7].

В группу предпринимателей второй волны вошли чиновники госаппарата, партийно-комсомольская номенклатура и руководители госпредприятий ("красные директора"). Их основная характеристика заключается в наличии выгодных стартовых позиций для предпринимательской деятельности, возможности использования былого и настоящего положения (фактическая близость к приватизируемому имуществу) и налаженных связей[8].

В противоположность представителям первой группы, которые бросались в бизнес как в омут, те, кто пришел вслед за ними, имели гарантированный старт. Используя возможности прошлого, они создавали бизнес на прочной платформе уже действующих предприятий[9].

К этой же группе можно отнести предпринимателей 60-х годов, легализовавших свою деятельность.

И третья группа приходит в бизнес после августа 1991 года. Появляется новый тип - массовый предприниматель, который объединяет и тех, кто способен к бизнесу, и так называемых предпринимателей поневоле, которые вынуждены заниматься созданием собственного дела стечением обстоятельств[10].

1.2. Предпринимательство в современной России: 1991-2018

В результате осуществляемого в 1991 г. перехода к рыночным принципам хозяйствования и одновременным принятием соответствующих правовых актов в России стала развиваться предпринимательская деятельность[11].

Тем не менее, переход к рыночной экономике не мог произойти просто и безболезненно. Чтобы лучше понять возникшие проблемы и определить позиции в предпринимательстве, требуется знать особенности функционирования предприятий в условиях административно-командной и рыночной систем[12]. Основные отличия этих систем представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности функционирования предприятий в условиях 
административно-командной и рыночной систем

В условиях административно-командной системы

В условиях рыночной системы

Предприятия – это государственная собственность

Предприятия различных форм собственности, обладают свободой хозяйственной деятельности

Монополия в сфере реализации и производства товаров

Рыночные отношения и конкуренция в сфере производства и реализации товаров

Директивно-централизованное распределение и поставка товаров

Поставка и реализация товаров в соответствии со спросом покупателей на товары

Товарная политика ограничена дефицтом товаров

Товарная политика ориентируется на спрос и предложение

Организационно-распорядительное управление процессом реализации продукции (товаров)

Рыночное системообразующее управление процессом реализации продукции (товаров)

Централизованное воздействие и манипулирование ценами на товары

Формирование и регулирование цен на товары посредством механизма рыночного ценообразования

Прибыль – результат ценовых манипуляций на реализуемые товары

Прибыль – результат предпринимательской и коммерческой деятельности


* составлено по материалам [5]

Для рыночной системы характерны наличие предпринимательства, коммерция и конкуренция, удовлетворение спроса покупателей, получение реальной прибыли[13].

Несмотря на трудности и общую экономическую нестабильность, процесс становления коммерческого предпринимательства в России неуклонно продвигается. В нем можно выделить несколько этапов. На первом этапе (1990–1991 гг.) вступили в действие Законы РСФСР от 
24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[14].

С этого момента россияне могли легально заниматься предпринимательством. Тогда же создаются всевозможные рыночные структуры: торговые предприятия различных организационных форм, биржи, инвестиционные, холдинговые и страховые компании, коммерческие банки, школы бизнеса и т.д. [15]

В 1992 г. был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ныне – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП России).

На втором этапе (1992–1993 гг.) был продолжен курс на частную собственность, предпринимательство, а также проведена масштабная приватизация. Нормативно-правовые акты того времени направлены на расширение предпринимательской деятельности и передачу государственного торгового имущества в собственность торговых и других частных предприятий[16].

Решающее значение имели постановления Правительства Российской Федерации: от 1 апреля 1993 г. «О фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции» и от 
29 апреля 1994 г. «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Кроме того, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[17].

Они направлены на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства, которые расширяют потенциальные возможности развития малых и средних торговых фирм в масштабе России, обеспечивают формирование инфраструктуры предпринимательства. В то же время программами предусмотрено всемерное содействие становлению рыночных отношений и конкуренции.

Современный этап развития предпринимательства характеризуется совершенствованием Налогового кодекса РФ, направленного на снижение налогового бремени и совершенствование механизма сбора налогов, упрощением регистрационно-разрешительных процедур[18].


Таким образом, в данной главе исследованы истоки коммерции и предпринимательства в России в древности, и в современных условиях. показаны различные исторические периоды, приведшие в конечном итоге к развитию актуальной системы.

Глава 2. Зарубежный опыт развития предпринимательства и коммерции

2.1. История предпринимательства в США

История предпринимательства США начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким[19].

Малые предприятия были неотъемлемой частью американской жизни и экономики США со времен первых колониальных поселенцев. В XVII и XVIII веках публика превозносила пионера, который преодолел большие трудности, чтобы вырезать дом и образ жизни из американской пустыни. В течение этого периода в американской истории большинство колонистов были маленькими фермерами, которые зарабатывали на небольших семейных фермах в сельских районах. Затем, в XIX веке, когда небольшие сельскохозяйственные предприятия быстро распространились по обширному пространству американской границы, фермер-усадьба воплощал многие идеалы[20].

Кэлвину Кулиджу, президенту Соединенных Штатов в 1920-е, принадлежит знаменитое высказывание: «Дело Америки - это бизнес» («Business of America is business»). В первое столетие существования страны - до 1880-х годов - с такой же точностью можно было сказать, что дело Америки - это малый бизнес, поскольку в те годы практически все предприятия в стране были малыми[21]. С тех пор крупные предприятия, конечно, в значительной степени затмили малый бизнес, но подавляющее большинство - почти 90 процентов американских работодателей имеют менее 20 работников - все еще составляют малые предприятия.

Американцы всегда верили, что они живут в стране возможностей, где любой, у кого есть хорошая идея, решительность и готовность работать, может начать бизнес и процветать[22]. На практике это убеждение в предпринимательстве приобрело много форм на протяжении истории в Соединенных Штатах, от самозанятого человека до глобального конгломерата.