Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Предпринимательство).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпринимательство и коммерция в России
1.1. Истоки коммерции и предпринимательства в России до 1991 года
1.2. Предпринимательство в современной России: 1991-2018
Глава 2. Зарубежный опыт развития предпринимательства и коммерции
2.1. История предпринимательства в США
2.2. Европейский путь развития предпринимательства (Германия, Великобритания, Франция)
Глава 3. Возможности применения зарубежного опыта предпринимательства в России
3.1. Примеры успешного использования иностранных моделей предпринимательства
Институциональные условия в нашей стране в целом достаточно благоприятны. Нормативно- правовое обеспечение данного формата относительно развито. Его основу составляют: Федеральный закон от 06.04.2011 No 63-ФЗ «Об электронной подписи», Закон от 07.02.1992 No 2300-I «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 No 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» и др.
Также существует проект федерального закона РФ «Об электронной торговле», принятый Государственной Думой РФ в первом чтении постановлением от 06.06.2001 No 1582-III ГД[67].
Интеллектуальные условия виртуального предпринимательства в России также благоприятны. Первым их аспектом является высокая доступность технологий организации виртуального бизнеса. Второй аспект связан с большим количеством высококвалифицированных специалистов в области информационно- коммуникационных технологий, обеспечивающих функционирование виртуальных предприятий[68].
Физические условия виртуального предпринимательства в России приемлемы. Доступ к Интернету имеет большая часть населения, стоимость пользования его услугами невелика[69]. Негативным фактором является низкий уровень развития транспортной инфраструктуры и системы доставки, однако это незначительно сказывается на лояльности потребителей.
Финансовые условия виртуального бизнеса в России можно охарактеризовать как неблагоприятные. Несмотря на большое количество провайдеров электронных платежных инструментов (банков и небанковских финансовых организаций), уровень доверия потребителей к таким инструментам крайне низок по целому ряду причин[70].
Во-первых, отмечается психологический протест против перехода на электронную форму совершения платежей в рамках общего сопротивления инновациям. Так, многие отечественные потребители, получающие свой основной доход электронным образом в рамках зарплатных и других проектов, предпочитают обналичивать свои денежные средства и оплачивать покупки наличными, даже несмотря на присутствие оборудования для электронной оплаты в магазинах и предлагаемые бонусы для такой формы оплаты[71].
Во-вторых, существует проблема надежности электронных платежей. Она обусловлена зависимостью от иностранных платежных провайдеров и риском парализации электронных платежей в случае нарушения хозяйственных связей. Однако данная проблема активно решается на государственном уровне. В частности, в связи с финансовым кризисом 2014 г. на федеральном уровне было принято решение о создании собственной национальной электронной платежной системы, полностью независимой от иностранных провайдеров. Согласно Федеральному закону РФ от 27.06.2011 No 161-ФЗ «О национальной платежной системе» она действует в нашей стране с 2015 г.[72]
Результаты проведенного анализа доказывают выдвинутую гипотезу и подтверждают, что финансовая инфраструктура действительно играет важную роль в развитии виртуального предпринимательства. Для современной России характерно существование определенных финансовых барьеров, что является сдерживающим фактором развития виртуального предпринимательства[73].
Перспективы решения финансовых проблем развития виртуального предпринимательства в современной России связаны с устранением финансовых посредников между продавцом и покупателем. Основу недоверия потребителей электронным платежам составляет наличие финансового посредника – провайдера платежного инструмента в виде банка или небанковской организации. Так как в рамках реального бизнеса сделка совершается напрямую без подобного посредника, потребители отдают предпочтение ему. На практике может возникать ситуация, при которой самому виртуальному предприятию потребители доверяют, но их не устраивают доступные способы оплаты покупок, поскольку они не доверяют финансовым провайдерам[74].
Поэтому рекомендуется создание собственных электронных платежных инструментов виртуальными предприятиями. Это может быть выпуск платежных карт, формирование собственной электронной валюты и т.д. Основная идея заключается в следующем: если потребители расплачиваются с поставщиком товаров и услуг его же «деньгами», они уверены в том, что платеж пройдет, и не сомневаются в надежности провайдера финансовых услуг. Благодаря этому достаточно завоевать доверие потребителей самому виртуальному предприятию, чтобы привлечь их к совершению покупки[75].
Предлагаемая модель ориентирована на реализацию на микроуровне экономики, то есть на уровне самих виртуальных предприятий. Она предполагает перенос рисков платежа на виртуальное предприятие через заключение контракта с поставщиком финансовых услуг. В результате напрямую с провайдером электронного платежного инструмента взаимодействует только виртуальное предприятие, а потребители контактируют только с ним самим.
Дистанционное взаимодействие и без того условно отдаляет поставщиков и потребителей товаров и услуг, поэтому устранение финансового посредника из их отношений может оказать существенный благоприятный психологический эффект и повысить лояльность потребителей к виртуальным предприятиям[76]. В дополнение к этому в рамках разработанной модели вместо сторонних бонусов, предоставляемых провайдерами финансовых услуг (к примеру, скидки на покупки в других организациях), виртуальное предприятие может самостоятельно проводить финансовую политику по управлению лояльностью потребителей, устанавливая скидки на совершение повторных покупок у себя, стимулируя объем продаж и рост прибыли.
Данная модель была успешно внедрена на волжском предприятии ЗАО «ВАТИ-АВТО», которое параллельно с реальным бизнесом – производством деталей для автомобилей – осуществляет виртуальный бизнес для продвижения сбыта своей продукции на российском и мировом рынке B2B[77]. В январе 2015 г. предприятие создало собственную электронную платежную систему для расчетов с бизнес-партнерами. Это положительно отразилось на ведении бизнеса, так как по причине различий в финансовых провайдерах с российскими и тем более с иностранными партнерами расходы на совершение финансовых операций были завышены из-за двойной или даже тройной комиссии.
Создание собственной электронной платежной системы позволило устранить финансовых посредников из системы коммерческих отношений и сократить расходы на совершение финансовых операций на 10%. В результате лояльность бизнес- партнеров к ЗАО «ВАТИ-АВТО» значительно увеличилась, что позволило заключить более выгодные коммерческие контракты и увеличить объем продаж. По данным на январь 2016 г., за год прибыль предприятия возросла на 15%, что свидетельствует о достаточно высокой экономической эффективности разработанной финансовой модели развития виртуального предпринимательства в России[78].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «человечкский фактор» в настоящее время играет ключевую роль в развитии виртуального бизнеса в России. Это связано с тем, что люди не доверяют и не готовы активно использовать электронные платежные средства, которые являются неотъемлемой частью виртуального предпринимательства. Предложенный финансовый инструментарий позволяет воздействовать на этот фактор в интересах потребителей и виртуальных предприятий, создавая тем самым благоприятные условия для их функционирования[79].
Подводя итог, отметим, что психологические барьеры являются наименее управляемыми в экономике. Поэтому, вероятнее всего, реализация предложенной финансовой модели развития виртуального предпринимательства в России будет иметь отложенный эффект, который незначительно проявится в краткосрочной перспективе и в наибольшей степени – в долгосрочном периоде[80].
В данной главе исследованы возможности применения зарубежного опыта предпринимательства в России. Для этого показаны примеры успешного использования иностранных моделей предпринимательства, а также проанализированы социально-экономические ограничения использования зарубежного опыта предпринимательства в России.
По результатам анализа можно отметить, что наибольшим потенциалом на данном этапе развития предпринимательства обладают виртуальные предприятия, которые активно развиваются в России.
Заключение
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
1. Изучено предпринимательство и коммерция в России.
Решение данной задачи позволило сделать следующие выводы:
Обзор истории возрождения и становления нового российского предпринимательства позволил выделить три основные группы, выступающие в качестве социальной базы современных предпринимателей.
В результате перехода на рыночные принципы хозяйствования с одновременным принятием соответствующих правовых актов в России стала развиваться предпринимательская деятельность. На смену монопольной государственной торговле пришло торгово-коммерческое предпринимательство, основанное на самоопределении, самоуправлении и независимости.
Современный этап развития предпринимательства характеризуется совершенствованием Налогового кодекса РФ, направленного на снижение налогового бремени и совершенствование механизма сбора налогов, упрощением регистрационно-разрешительных процедур.
2. Описан зарубежный опыт развития предпринимательства и коммерции.
Решение данной задачи позволило сделать следующие выводы:
В процессе развития предпринимательства и коммерции в США во многих отраслях промышленности небольшие предприятия испытывали трудности с получением достаточных средств и функционировали в масштабах, достаточно больших, чтобы эффективно производить все товары, требуемые все более изощренным и богатым населением. В этой среде современная корпорация, часто использующая сотни или даже тысячи рабочих, приобретает все большее значение.
Сегодня американская экономика может похвастаться широким спектром предприятий, начиная от индивидуальных предпринимателей и заканчивая некоторыми из крупнейших в мире корпораций.
Цель предпринимательства в Европе заключается не только в создании новых предприятий, но и в развитии унаследованного от старших поколений бизнеса, а также в сохранении и рациональном использовании состояния семьи.
3. Выявлены возможности применения зарубежного опыта предпринимательства в России.
Решение данной задачи позволило сделать следующие выводы:
Была рассмотрена модель виртуального предпринимательства.
Виртуальное предприятие, предполагающее электронный формат ведения бизнеса, в рамках которого предприятие не имеет физических границ и осуществляет свою деятельность в Интернете, что обусловливает виртуальный характер отношений продавца и покупателя и отложенный характер сделок.
Виртуальное предпринимательство является перспективным направлением развития бизнеса в современной России. Однако, как показывает официальная статистика, доля виртуального бизнеса в общей структуре российского предпринимательства невелика и составляет менее 10%, темп его прироста также незначителен и равен в среднем 10% в год.
Реализация предложенной финансовой модели развития виртуального предпринимательства в России будет иметь отложенный эффект, который незначительно проявится в краткосрочной перспективе и в наибольшей степени – в долгосрочном периоде.
Список литературы
- Александрин Ю.Н. Опыт Великобритании в модернизации системы государственной поддержки малого бизнеса // Экономика: теория и практика. - 2011. - № 4 (24). - С. 29-35
- Альхимович И.Н. Предпринимательство как фактор становления социально-экономических условий рыночной модели развития. - Архангельск: САФУ, 2014. - 114 с.
- Белоусов В.И., Белоусов А.В., Шибаев М.А. Бизнес крестьянских подворий в России. - Воронеж: Lambert Academic Publishing, 2012. — 472 c.
- Большаков А.С. Основы бизнеса. — Сыктывкар: СЛИ, 2013. — 148 с/
- Васильев Ю.П. Стратегия повышения эффективности производства в США, или как прорваться в будущее. - М.: Экономика, 2012. - 456 с.
- Воронков А.Н., Колосова Т.В. Этапы развития российского предпринимательства. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 69 с.
- Девлетов О.У. История отечественного предпринимательства. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 343 с.
- Евстратов А.В., Бережнова А.И. Развитие рынка электронных платежных систем в рамках присоединения Российской Федерации к ВТО // Экономика: теория и практика. 2017. No 2. С. 56–62
- Егоров Ю.Н. Русское предпринимательство и общественная среда. - М.: издательство МПА-Пресс, 2013. 32 с.
- Елизаров С.А. Экономическая история. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2016. — 181 с.
- Заклинский С.В. Определение приоритетных бизнес-процессов в компаниях электронного бизнеса // В мире научных открытий. 2016. No 2.1. С. 707–718
- Илларионова Е.В., Фомина А.С. История российского предпринимательства. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 248 с.
- Кашникова Т.В. История экономики. - Ростов н/Д: ИП Беспамятнов С.В., 2016. — 103 с.
- Кожевина О.В. Динамика развития и сегменты роста «электронного» бизнеса в России // Эффективное антикризисное управление. 2016. No 3. С. 44–51
- Ли С.Р. К оценке экономической эффективности электронного бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. No 10-2. С. 130–131
- Маргарян Т.К., Петрова М.В. Электронный бизнес и перспективы его развития в России // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2015. No 3. С. 18–22
- Метельская Е.А., Новиков В.С. Развитие предпринимательского потенциала малого и среднего бизнеса. Проблемы и перспективы виртуального предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2016. No 6. С. 833–838
- Мороз О.Н. Особенности предпринимательской среды России. - Новосибирск: СГГА, 2014. — 314 с.
- Новиков В.С. Субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий в предпринимательстве // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. No 2. С. 21–26
- Пиньковецкая Ю.С. Закономерности и тенденции развития предпринимательства в России. — Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2018. — 240 с.
- Пономарев О.Б., Светуньков С.Г. Экономика и предпринимательство. - СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2015. - 632 с.
- Светлакова Н.А. Предпринимательство. — Пермь: Прокростъ, 2014. — 461 с.
- Сметанина А.И. Гипотеза виртуализации предпринимательской деятельности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. No 2. С. 43–51
- Тарануха Ю.В. Предпринимательство: теория и российская действительность. — М.: Русайнс, 2015. — 276 с.
- Титов А.В. Технологии предпринимательства. - Ижевск: УдГУ, 2017. - 138 с.
- Торосян Е.К., Сажнева Л.П., Зарубина Ж.Н. Основы предпринимательской деятельности. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 130 с.
- Травин Д., Маргания О. Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара. — СПб.: Норма, 2016. — 392 с.
- Черняк В.З., Амаглобели Н.Д. История предпринимательства. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 607 с.
- Щербич С.Н. История предпринимательства в России. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. - 100 с.