Файл: Информация в материальном мире.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Информация в материальном мире играет важную роль в становлении общества. В данной работе мы постараемся рассмотреть как развивалась информация в материальном и живом мире, их взаимосвязь. Также познакомимся с свойствами информации, ее структурой, способами ее транспортировки, возможными операциями с данными, кодирование информации. Как информация влияет на человека в материальном мире. Узнаем о существовании науки — информатики, которая помогает разобраться в процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации при помощи компьютерных технологий, дает ресурсы человеку использовать полученные данные для принятия правильных решений.

1. Информация и данные в материальном мире

1.1. Информация в материальном мире

1.1.1. Революции в информации

Информация в истории развития цивилизации всегда играла важнейшую роль и служила основным фактором для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить пять информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, которые привели к радикальным преобразованиям в общественных отношениях. В результате этих преобразований общество приобретало в определенном смысле новые качества.

Первой информационной революцией можно считать появление языка и членораздельной человеческой речи. Огромное влияние на сознание людей оказало развитие языка. Для создания первых технологий, знаний, навыков рациональной организации этой деятельности, как информационной основы стало использование языка в практической деятельности.

Использование языка дало возможность развитию у людей интеллектуальных способностей, человек накопив информацию, мог передавать знания следующим поколениям в виде мифов, былин, легенд и так далее.

Во все времена сказители пользовались в обществе всеобщим уважением, как хранители и распространители древнейших знаний.


В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди — старейшины, жрецы, шаманы. Распространение и накопление знаний в обществе происходили крайне медленно и при этом процент утери информации был настолько велик из-за смерти их носителей многие знания имели свойство утрачиваться и должны были формироваться заново. На что уходили многие столетия, а большое количество информации была безвозвратно потеряна.

Большинство современных исследователей считает, что свое начло вторая информационная революция берет с момента появления письменности, для дальнейшей передачи информации. В связи с появление письменности,

люди научились передавать свои знания и фиксировать их на материальных носителях в виде наскальных рисунков, записей на бересте, глиняных табличках, условных знаков, чертежей, многие из которых сохранились до настоящего времени. С помощь выше указанных носителей появилась возможность сохранить прежде накопленную человеческим обществом информацию, а так же повысить достоверность передаваемых знаний, чтобы в дальнейшем информация дошла до потомков и они могли ее распространить.

Таким образом люди совершили огромный шаг в развитии цивилизации. Письменностью человечество пользуется до нынешнего времени для передачи, распространения полученных знаний и информации, стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.

Кардинальным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми посредством обмена письменными сообщениями. Благодаря зарождению поэзии и литературы, появились элементы необычного, нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культурой.

Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным считался только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на иностранных языках. Таким образом, появление письменности послужило значительным толчком для накопления и распространения знаний в области организации многих производственных и социальных процессов.

Применение данного опыта, в виде рукописных документов, чертежей и рисунков представляла собой процесс зарождения «технологии» — это новое понятие в области развития цивилизации, которое в дальнейшем сыграет решающую роль в ее процессе развития.


К третьей информационной революции исследователи относят эпоху возрождения когда было изобретено книгопечатание, которое признано одной из первых эффективных информационных технологий. Применение этого изобретения в социальной практике способствовало первому информационному взрыву. Произошел лавинообразный рост количества используемых на тот момент в обществе информационных документов, а самое главное — началось широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры.

Сначала появились библиотеки печатных книг частного характера, а затем и получили распространение публичные библиотеки. Печатная книга стала основным хранителем и источником для распространения информации. Относительная простота в процессе книгопечатания, позволяла повысить тираж печатных книг, а их доступность по стоимости по сравнению с рукописными изданиями — привело к тому, что в обществе существенно расширились возможности для получения знаний, образования и самообразования.

Без изобретения книгопечатания Христофор Колумб не смог бы получить нужных знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сын бедного ткача не мог себе позволить дорогостоящие рукописи Плиния и Марко Поло. И только появление печатных изданий позволило ему получить необходимые знания для осуществления идеи о кругосветном путешествии. Быстро возрастающей спрос на печатные издания повлек за собой усовершенствование технологий для подготовки и издания различного рода печатной продукции, таким образом типографии стали одним из распространенных видов промышленных предприятий.

Своего максимума третья информационная революция достигла, при помощи появления печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и тому подобного. Общий годовой объем информации в такого рода изданиях стремительно быстро возрастает. При этом, следуя общим закономерностям увеличения объемов информации в мире, объемы печатной продукции не уступают в росте, несмотря на появление и все более широкое использование в последние годы различных электронных носителей информации.

Четвертая информационная революция берет свое начало в XIX веке, когда были изобретены и стали все более широко распространяться всё новые средства информационной коммуникации: радио, телефон и телевидение.

Практически в каждой семье в развитых странах имеются средства информационной коммуникации, которые оказывают огромное влияние на формирование сознания человека социальной сфере жизни.


Люди перестали испытывать чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества, благодаря этим средствам, так как они сегодня подключены к общему информационному пространству своей страны, а также и большей части всей нашей планеты. Свою причастность к происходящим в мире событиям, люди могу почувствовать благодаря информационному обмену, где они могут быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты.

Человечество не представляет своего существования без мирового информационного пространства, что является важным фактором формирования сознания человека, который теперь ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в своем роде, гражданином всего мира. Новые качества были принесены в информационную сферу общества четвертой информационной революцией. Они заключаются не только в том, что по новым коммуникационным сетям стали передаваться огромные объемы информации, но также и в том, что информационные коммуникации стали высокоскоростные, что позволило повысить оперативность передачи данных.

Любое событие, которое произошло сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным огромному количеству ее жителей, где бы в этот момент, они ни находились. Именно поэтому мы все больше начинаем ощущать себя жителями единого общечеловеческого «дома» — планеты Земля. Информационные революции меняют общественное сознание всего человечества, делают его все более глобальным и социально значимым.

Пятая информационная революция берет свое начало в 50-е годы XX века, в тот момент, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменилось. Возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов выросли в разы. Развитие этот процесс получил в последние сорок лет, когда были сконструированы и стали выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело настоящий переворот в информационной сфере общества, где во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.

Появление на тот момент ЭВМ вызвало бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование новых возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, — возможностей персональных ЭВМ. Так например на тот момент, японская фирма TOSHIBA объявила о своей новой программе совершенствования персональных компьютеров типа NOTEBOOK. В результате реализации этой программы фирма планировала создать семейство портативных персональных ЭВМ с исключительно высокими параметрами. Предполагалось, что объем долговременной памяти нового компьютера на 10 оптических дисках диаметром 17 мм составит около 20 Гбайт, что равноценно объему информации, который содержится в 40—50 тысячах книг по 300 страниц каждая. При этом габариты самого компьютера не превысят размеров книги, а его стоимость будет доступна.


Появление и массовое распространение ПЭВМ с такими характеристиками существенным образом расширило сферу социального применения вычислительной техники, которая стала персональной, доступной по ценовым категориям. Однако самое важное и значительное новое качество, которое принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю свою историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для развития своих интеллектуальных способностей, это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.

Возможности эти сегодня еще далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые помогут повысить возможности человека по хранению, поиску, обработке и передаче информации.

1.1.2. Понятие информации

С понятием информации мы сталкиваемся в нашей жизни ежедневно, и общепризнанного ее определения до сих пор не существует, поэтому обычно используют понятие об информации. Понятия, в отличие от определений, вводятся на примерах, причем каждая научная дисциплина делает это по-разному, выделяя в качестве основных компонентов, что наилучшим образом соответствуют ее предмету и задачам.

Как правило понятие об информации, введенное в рамках одной научной дисциплины, может опровергаться конкретными примерами и фактами, полученными в рамках другой науки. Например, представление об информации как о совокупности данных, повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира, характерное для естественных наук, может быть опровергнуто в рамках социальных наук. Нередки также случаи, когда исходные компоненты, составляющие понятие информации, подменяют свойствами информационных объектов, например, когда понятие информации вводят как совокупность данных, которые “могут быть усвоены и преобразованы в знания”.

Для информатики как технической науки понятие информации не может основываться на таких одиночных понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств. Все средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать большое количество информации автоматически, при этом участия человека не требуется, и ни о каком знании или незнании здесь речь идти не может. Вычислительная техника может работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного подтверждения ни в природе, ни в обществе.