Файл: Бюджетирование как инструмент планирования и управления хозяйственной деятельностью.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ЕГО МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие и основные принципы бюджетирования
1.2 Процесс разработки системы бюджетирования и его основные этапы. Виды бюджетов
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ООО «САТУРН»
2.1. Оценка бюджетирования на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Бюджетирование является одним из основных инструментов управления бизнесом. Он давно используется компаниями в качестве технологии финансового планирования. Немногие компании рассматривают бюджетирование как реальный инструмент для повышения эффективности работы организаций и достижения стратегических целей. Однако компания, которая хочет конкурировать, должна иметь стратегический план развития. Успешные компании строят такой план не на основе статистической информации и своих прогнозов на будущее, а на основе того, как организация должна выглядеть через некоторое время.[28].
Сегодня не все российские компании имеют бухгалтерский и управленческий учет, который настроен таким образом, чтобы информация, которую они содержат, была пригодна для оперативного управления и анализа. Опыт показывает, что организациям со сложной производственной структурой необходима оперативная финансово-экономическая информация, которая помогает оптимизировать затраты и финансовые результаты и принимать обоснованные управленческие решения.
Отсутствие технологий планирования и нечеткие цели означают, что сотрудники служб финансового и бизнес-планирования создают документы, которые затрудняют принятие оперативных решений о том, как управлять экономикой и финансами бизнеса. Отсутствие четкого понимания целей менеджеров и сложности их ориентации в рыночных условиях означает, что планирование отодвигается на задний план и неизбежно позволяет решать текущие дела.
Выходом из сложившейся ситуации в рыночных условиях является организация системы финансового планирования в компании. Прежде всего, это финансовый план, который обеспечивает глубокое понимание и возможность проанализировать различные варианты достижения целей, поставленных перед компанией. Начиная с планирования, менеджеры обычно начинают более четко понимать свои цели и работать над бюджетом. В то же время точность планирования увеличивается.
Аутсорсинг и предварительное планирование деятельности организации невозможно, поскольку бюджетирование является основным инструментом для гибкого управления организацией, что дает высшему руководству полную, точную и своевременную информацию. Бюджет организации отражает все результаты планирования и контроля с точки зрения плановой, ожидаемой и фактической информации, а также отклонения плановых и фактических показателей. План бюджета будет разрабатывать стратегию для эффективного развития организации в нестабильных и конкурентных условиях, а также отслеживать и анализировать деятельность организации. По этой причине бюджет является важным инструментом для менеджеров по разработке мероприятий для достижения целей организации.
Желание научиться управлять финансами в нестабильной среде, организовать производство конкурентоспособной продукции при обеспечении эффективного развития организации представляет собой сложную задачу для менеджеров российских компаний: овладение методологией бюджетирования как основного плана финансирования и регулятора экономики отношения между организационными единицами или с иностранными носителями.
Исследование как теоретических основ коммерческого бюджетирования, так и практических аспектов, например, анализ и совершенствование внутренней системы бюджетирования очень важны как для отдельных организаций, так и для всей экономики страны.
В данном контексте разработка научно-обоснованного подхода к постановке бюджетного управления, целиком и полностью связанного со стратегическим планом развития хозяйствующего субъекта, приобретает особую значимость и актуальность.
Цель работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- исследовать технологию бюджетирования;
- раскрыть российскую и зарубежную специфику бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
- проанализировать сбытовую деятельность предприятия;
Объектом исследования работы является ООО «Сатурн», которое занимается производством корпусной и мягкой мебели эконом класса.
Предметом исследования является процесс бюджетирования в организации.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке единого методического подхода к управлению развитием на основе бюджетирования. Разработанная автором модель бюджетного управления, может использоваться на отечественных предприятиях при постановке и совершенствовании бюджетирования.
Достижение поставленных задач осуществляется с помощью следующих методов:
-
- системного анализа;
- графического метода;
- аналитического метода;
- экономико-математических методов: метод коэффициентов, метод средних величин и другие.
Теоретической и методической основой работы выступают: годовые отчеты, законодательство РФ, работы ведущих экономистов по изучаемым вопросам, официальные инструктивно- методические материалы.
Структура. Работа состоит из следующих структурных частей: введение; три главы; заключение, список использованной литературы и приложений.
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ЕГО МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие и основные принципы бюджетирования
Понятие «бюджет» сейчас широко распространено. Это стало очень знакомым и близким понятием сегодня. Это связано с тем, что бюджетная функция очень полезна для контроля работы компании, она предотвращает от непредвиденных ситуаций и распознавания стадии развития компании [4].
Как правило, слово «бюджет» более тесно связано с формированием экономической политики по всей стране. Хорошо известно, что бюджет может быть утвержден не только для целей всей страны, но и на микроуровне, когда речь идет о планировании работы отдельной организации. Можно утверждать, что помимо «государственного бюджета» существует также «корпоративный бюджет», с помощью которого они понимают систему интегрированного планирования, контроля и анализа хозяйственной деятельности организации, которая регулярно обеспечивается [9].
Составление бюджета происходит от английского слова бюджетирования, то есть планирования и разработки бюджетов, который работает на этапе планирования бюджетного процесса [11].
Следует отметить, что термины «план» и «бюджет» не идентичны. Бюджет представляет собой числовое представление централизованно определенных характеристик бизнес-плана, которые характеризуют доходы и расходы за определенный период. Бюджет является центральным пунктом всего административно-планового процесса [1].
Также необходимо отличать термин «бюджет» от «бюджетирования». Бюджет, как уже упоминалось выше, является полным количественным показателем документа, согласно которому компания осуществляет свою экономическую работу.
Бюджетирование - это процесс создания и внедрения этих документов в практику компании. Бюджетный процесс не ограничивается подготовкой сводного бюджета. Этап бюджетного процесса показан на рисунке 1
Рисунок 1 – Стадии бюджетного процесса
Бюджетный цикл - это период времени с начала 1-го этапа бюджетного процесса, то есть составления консолидированного бюджета, непосредственно перед завершением 3-го этапа - планово-фактического анализа исполнения консолидированного бюджета. В лучшем случае в компании бюджетный процесс должен быть непрерывным, т. е. Завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать с разработкой бюджета следующего периода.
В настоящее время бюджетирование является трудоемким и неэффективным процессом. Службы планирования и экономики готовят большое количество документов, большинство из которых не подходит для финансового анализа. Бюджетирование задерживается во времени, что делает его непригодным для принятия решений. При существующей системе бюджетирования невозможно провести анализ сценариев и анализ финансовой устойчивости предприятия к непосредственно меняющимся условиям деятельности.
Исходя из вышеизложенного следует, что основной целью бюджетирования является координация всех аспектов деятельности предприятия. Задачи, которые должны решить бюджетирование, можно сформулировать следующим образом:
- составление бюджета необходимо для понимания, где, когда, как и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию;
- составление бюджета необходимо для определения количества и объема ресурсов, которые непосредственно необходимы для достижения целей;
- бюджетирование необходимо для эффективного использования привлеченных ресурсов.
Основное различие между составлением бюджета и финансовым планированием заключается в том, что в то время, когда бюджет помогает предприятию планировать свои ключевые расходы и планировать их еженедельно и ежемесячно, финансовый план дает возможность финансировать финансовые цели, достигнутые за 5, 10 или 20 лет. Хороший финансовый план сможет помочь найти решение проблем финансовых потоков, страхования, налогов, имущественного планирования, образовательных потребностей, выхода на пенсию и других тем.
Прежде чем анализировать вопросы о концепции бюджетирования и о том, зачем это нужно, необходимо уточнить некоторые понятия и термины. С одной стороны, бюджетирование - это процесс составления финансовых смет и планов, с другой - технология управления, которая предназначена для разработки и повышения финансовой устойчивости управленческих решений.
Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля расходов и доходов, которую предприятие получает от своей деятельности на всех уровнях управления, которая также позволяет анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять ресурсами с их помощью.
За последние несколько лет бюджетирование стало популярным и получило много внимания. Бюджетирование дает возможность координировать деятельность подразделений внутри предприятия и подчинять его стратегическим целям организации. Бюджеты включают все аспекты экономической деятельности и включают в себя отчетность и плановые (фактические) данные.
Планирование постепенно расходится по всей организационной структуре. Каждый из бюджетов на начало отчетного периода является стандартом или планом. В конце концов, он уже выступает в качестве индикатора, который позволяет менеджеру сравнивать результаты с теми, которые были запланированы (сравнение плана / факта), для дальнейшего улучшения операций.
Таким образом, бюджетирование дает возможность в режиме реального времени, то есть ежедневно, получать показатели прибыльности для каждой единицы, продукта и потребителя или каждой транзакции. Оперативный управленческий учет может помочь быстро адаптироваться к изменениям рынка и, кроме того, увидеть проблемы экономики в момент их возникновения и устранить их до того, как они нанесут существенный материальный ущерб. Это основная идея бюджетирования.
Еще один важный момент, раскрывающий сущность бюджетирования, проявляется в делегировании финансовой ответственности, т.е. система управления бюджетом основана на принципе общественного принятия решений, в комитете по бюджету, где решения принимаются не одним человеком, а группа менеджеров - топ-менеджеры. Управленческие решения, идущие сверху вниз, не всегда оптимальны, часто плохо отрабатываются и не применяются на местах, а также хуже выполняются.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что суть бюджетирования заключается в структурировании расходов и доходов с четко определенными местами их возникновения и обеспечении им перемещение ответственных лиц.
Наиболее ценным является то, что бюджетирование дает компании - это координация всех аспектов деятельности и усилий всех подразделений компании для достижения конечного результата и, как следствие, повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Бюджетирование - это второй шаг в сложных вопросах планирования деятельности организации после анализа безубыточности и целевого планирования прибыли.
Как правило, создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. С учетом стратегических целей предприятия бюджеты позволяют решать задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов дает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия.