Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ООО «Биорем».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1. Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2. Направление анализа внутренней среды организации
1.3. Факторы внешней среды организации
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
Совокупность факторов можно представить в виде матрицы SWOT-анализа на рисунке 2 [6, c. 146]:
Рис 2. «Факторы матрицы SWOT-анализа».
Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде [17, c. 245].
Сильные стороны:
- Выдающаяся компетентность;
- Адекватные финансовые ресурсы;
- Высокая квалификация;
- Хорошая репутация у покупателей;
- Известный лидер рынка;
- Изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
- Проверенный временем менеджмент;
- Наличие инновационных способностей и возможностей их реализации;
- Преимущества в области конкуренции;
- Преимущества в области издержек;
- Подходящая технология;
- Возможность получения экономии от роста объема производства.
Слабые стороны:
- Отсутствие четкого стратегического направления развития;
- Плохая сбытовая сеть;
- Неудовлетворительная организация маркетинга;
- Недостаточно позитивный имидж на рынке;
- Слишком узкий ассортимент на рынке;
- Отставание в области исследований и разработок;
- Внутренние производственные проблемы4
- Плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании;
- Недостаток управленческого таланта и умения.
Возможности:
- Выход на новые рынки или сегменты рынка;
- Расширение производственной линии;
- Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
- Ускорение роста рынка;
- Самодовольство среди конкурирующих фирм;
- Вертикальная интеграция;
- Появление новых технологий.
Угрозы:
- Неблагоприятные демографические изменения;
- Изменение потребностей и вкусов покупателей;
- Неблагоприятная политика правительства;
- Возрастающее конкурентное давление;
- Рецессия и затухание делового цикла.
После изучения каждой группы факторов и проверки эффекта синергии от взаимных воздействий факторов в клетки матрицы вписывается соответствующая стратегия предприятия.
Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов из подмножества возможностей и угроз с элементами подмножества слабых и сильных сторон предприятия позволяет сформировать четыре общие стратегии предприятия, представленные в таблице 1 [6, c. 150].
Таблица 1. Стратегии предприятия
Внутренние факторы Внешние факторы |
Сильные стороны > слабые стороны |
Слабые стороны > сильные стороны |
Возможности > угрозы |
Стратегия Макси - Макси |
Стратегия Мини - Макси |
Угрозы > возможности |
Стратегия Макси - Мини |
Стратегия Мини - Мини |
Рассмотрим таблицу более подробно. Если предприятие имеет больше сильных сторон, чем слабых, а рынок открывает перед ним ряд новых возможностей при практическом отсутствии угроз, то в такой ситуации применяется стратегия «макси-макси». Стратегия «макси-макси» подразумевает, что в такой позиции предприятие должно предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке, наращивая долю рынка, диверсифицируя продукты и предлагая всевозможные новинки.
При преобладании слабых сторон и действии организации в благоприятной внешней среде применяется стратегия «мини-макси». Сущность данной стратегии заключается в том, что предприятие должно стремиться к выборочному улучшению своей конкурентной позиции, увеличивать долевое участие на рынке и одновременно освобождаться от слабых сторон, добиваясь улучшения финансовой ситуации, уменьшения затрат и повышения конкурентоспособности своих изделий.
Если предприятие характеризуется преобладанием сильных сторон, но наблюдается нестабильность среды, то применяется стратегия «макси-мини». Сущность стратегии заключается в том, что нестабильность внешней среды предполагает активное использование преимуществ для преодоления угроз, исходящих извне, поиск на рынке благоприятных ниш и последующее увеличение своей доли в них, снижение затрат и модернизацию продуктов.
Внутренняя нестабильность и неспособность эффективно противостоять внешним угрозам предполагает использование стратегии «мини-мини»: постепенное уменьшение активности и плавный переход из данной сферы деятельности. Это позволяет предприятию избегать возможных убытков и потерь.
Кроме определения стратегии организации SWOT-анализ подсказывает ответы на стратегические вопросы:
Какие сильные стороны следует развивать и поддерживать для повышения конкурентоспособности организации на рынке;
От каких слабых сторон необходимо освобождаться в первую очередь;
От каких угроз следует незамедлительно защищаться;
Использование каких возможностей способно принести выгоду?
Для получения эффективных результатов необходимо учитывать все особенности данного анализа:
Первичная информация должна быть полной, актуальной, релевантной и достоверной;
В экспертных оценках важно избегать субъективности и недостаточной компетентности;
Акцентирование на интегральных оценках может отвлечь от частных параметров и факторов, без которых невозможен подробной анализ предприятия и его среды;
Излишнее увлечение формальной методикой способно помешать качественному анализу.
Рассмотрим пример SWOT-анализа на основе ООО «Биорем».
Нами при анализа проводились следующие шаги:
Шаг 1: определен объект анализа - ООО «Биорем».
Шаг 2: анализ внутренней среды организации, выявлены сильные и слабые стороны. Сильные стороны объекта анализа - это высокая доля на рынке СНГ, постепенное увеличение ассортимента продукции, хорошие отношения с кредиторами, внедрение новых технологий на предприятии.
Слабые стороны - уменьшение численности работников (2018 г. уменьшилась на 217 чел., в основном за счет сокращения численности основных рабочих), большинство оборудования на предприятии устаревшее, снижение показателей рентабельности.
Шаг 3: анализ внешней среды ООО «Биорем», были выявлены возможности и угрозы. Возможности: выход на новые рынки, расширение дилерской сети. Угрозы: ухудшение экономического положения в стране, ужесточение конкуренции.
Шаг 4: сопоставительный анализ объекта.
Шаг 5: разработка рекомендаций по дальнейшей стратегии ООО «Биорем».
Наиболее подробно представим SWOT-анализ ООО «Биорем» в виде таблицы 2.
Таблица 2. SWOT – анализ ООО «Биорем»
Факторы |
|||||
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
||||
Влияние на деятельность предприятия |
позитивное |
Сильные стороны: -Высокая квалификация управленческого персонала (по качественному составу работников управления с высшим образованием 61%, со средним специальным 39%.) -Доля Гродненского ОАО «Белкард» на рынке СНГ составляет свыше 50%. -Хорошие отношения с кредиторами: отсутствие просроченной задолженности по оформленным обязательствам перед банками. -В 2013 было освоено производство свыше 40 наименований новых изделий. -Проводится комплекс работ по внедрению на предприятии «CALS»-технологий. -Основное внимание при проведении научно-исследовательских работ в последнее десятилетие уделяется повышению технического уровня серийных карданных валов: снижению материалоемкости, улучшению качества комплектующих изделий, внедрению новых материалов и прогрессивных технологий. -Большой опыт работы, завод функционирует около 60 лет. |
Возможности: - расширение границ рынка в странах СНГ; - освоения новых видов и типоразмеров изделий стран дальнего зарубежья. - создание дилерских центров в странах СНГ; - подготовка обоснований и предложений по созданию новой и совершенствованию выпускаемой продукции; - определение мероприятий по стимулированию сбыта. - наличие стратегических интересов у инвесторов - для развития предприятия используются возможности в привлечении средств из разных источников (целевое бюджетное финансирование, собственные средства, инновационный фонд); |
||
негативное |
Слабые стороны: -Уменьшение численности работников -Высокие издержки -Устаревшее оборудование -Ограниченность ассортимента -Не отлаженность, или отсутствие сбытовой сети на предполагаемых рынках нехватка собственных средств, необходимых для обеспечения нормальной деятельности предприятия -снижение эффективности деятельности ОАО «Белкард», о чем свидетельствует снижение показателей рентабельности продукции и рентабельности продаж. |
Угрозы: -ужесточение конкурентной ситуации на международных рынках. -появление на рынке более дешевой продукции зарубежных производителей (Китай) -высокие инвестиционные риски -Риск использования конкурентами современных технологий -Повышение цен на энергоносители, на транспортные перевозки -Ухудшение экономического положения в стране |
Таким образом, на основе SWOT-анализа для ООО «Биорем», как зрелого предприятия, необходимо выбирать стратегию, связанную со снижением издержек путем внедрения новейших технологий, модернизацией и обновлением производственных мощностей. Приемлема так же и стратегия диверсификации производства, путем производства новых видов продукции.
SWOT-анализ имеет несомненные преимущества: он способствует систематизации информации и предприятии и его внешней среде, обеспечивает интеграцию качественного и количественного подходов анализа, придает наглядность и прозрачность аналитическому процессу, предлагает формализованную методику и информацию для принятия стратегических решений. Является эффективным инструментом разработки стратегии предприятия с учетом его сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз.
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации - это уже рассмотренный SWOT-подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных и слабых сторон организации.
Управленческие цели традиционного SW-подхода очевидны: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить и постараться дополнительно усилить; а слабые стороны - устранить.- это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S - Strength - сильная позиция (сторона), N - Neutral - нейтральная позиция, W - Weakness - слабая позиция (сторона).
Таким образом, при SNW- подходе или стратегическом SNW-анализе все изложенное про SW-подход сохраняется, но при этом еще добавляется особая нейтральная, т.е. N-позиция.
В нейтральной позиции фиксируется среднерыночное состояние. Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться состояние, когда организация относительно конкурентов по все (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному фактору - в состоянии S.
Следовательно, SNW-пoдxoд - это значимое развитие SW/SWOT-подхода. Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа. Для получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW- подхода рассмотрим таблицу 3 [2, c. 45].
Таблица 3. SNW – анализ
Стратегические позиции и характеристики |
Качественная оценка |
||
S |
N |
W |
|
Общая (корпоративная) стратегия |
|||
Бизнес-стратегии по конкретным бизнесам |
|||
Организационная структура |
|||
Финансы как общее финансовое положение |
|||
Продукт как конкурентоспособность |
|||
Структура затрат |
|||
Дистрибуция как система реализации продукта |
|||
Информационная технология |
|||
Способность к реализации на рынке новых продуктов |
|||
Способность к лидерству |
|||
Уровень производства |
|||
Уровень маркетинга |
|||
Уровень менеджмента |
|||
Качество персонала |
|||
Репутация на рынке |
|||
Отношение с органами власти |
|||
Отношение с профсоюзом |
|||
Инновации и исследования |
|||
Послепродажное обслуживание |
|||
Корпоративная культура |
|||
Стратегические альянсы и т.д. |
Техника работы с табл. 3 следующая: в каждой строке ставится только один крестик (или в колонке S, или в колонке N, или в колонке W). «Крестик» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций.
Причем альтернатива - это интегральная качественная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды организации в данной конкретной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния. Попов источник
Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации должен быть системным как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов организации, так и в плане применяемого аналитического инструмента. При SNW- подходе изучается сильная, слабая и нейтральная сторона предприятия.
2.3 Стратегический анализ макроокружения: PEST - анализ
анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия.- это аббревиатура четырех английских слов: P - Political-legal - политико-правовые, E - Economic - экономические, S - Sociocultural - социокультурные, T - Technological forces - технологические факторы.
В литературе можно также встретить обозначение STEP-анализ.анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, т.к. факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества, как системы.
Отличие PEST-анализа от SWOT-анализа: PEST-анализ изучает рынок; SWOT-анализ изучает положение бизнес-единицы на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции или идею.
Целью динамического анализа PEST является оценка воздействия наиболее значимых факторов макроокружения на деятельность организации и возможностей изменения их влияния со временем. При этом следует учитывать факторы, являющиеся незначимыми сейчас, но способные в значительной мере повлиять на деятельность организации в рассматриваемой временной перспективе.
При проведении анализа PEST выделяют политические, экономические, социокультурные и технологические факторы воздействия. В последнее время в связи с лучшим пониманием проблемы загрязнения окружающей среды в факторы воздействия стали включать и экологический фактор.
Если организация представлена на международном рынке, полезно проводить анализ воздействия общемировых факторов, таких, как взаимоотношения с крупными международными организациями, исследовать экономическую ситуацию в других странах [13, c. 115].анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.анализ можно проводить как на качественном, так и на количественном уровне.