Файл: Теоретические особенности проектирования организаций и предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В процессе запуска своего бизнеса, всегда необходим бизнес-план, так сложилось в рыночной экономике, даже если вам не нужны инвесторы, бизнес-план позволит взглянуть на будущее предприятие под разными углами и сформулировать желаемый результат.

Если будущий или уже функционирующий бизнес требует дополнительного финансирования, то, первое, что у вас попросят инвесторы – это обоснования инвестиций, для чего и требуется бизнес-план.

Грамотно и составленный бизнес-план также поможет избежать многих операционных ошибок нас старте деятельности компании, будь то лишний персонал, нецелевые расходы инвестиций и много другое, за чем не сможет уследить команда, на начальном этапе развития компании, особенно при отсутствии большого опыта.

Цель работы – изучение сущности и значения проектирвоания организаций в менеджменте и составление бизнес-плана частного детского сада «Тигруля».

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть и особенности проектирования организаций и предприятий,

- охарактеризовать процессы проектирования организаций,

- сформулировать общую идею проекта частного детского садика «Тигрюля»,

- описать план реализации проекта частного детского садика «Тигрюля» ,

- разработать маркетинговый план проекта частного детского садика «Тигрюля» ,

- составить план производства проекта частного детского садика «Тигрюля» ,

- составить финансовый план проекта частного детского садика «Тигрюля»,

- провести анализ рисков проекта частного детского садика «Тигрюля».

Объект работы – проектирование организации частного детского садика «Тигрюля».

Предмет работы – основы бизнес-процессов проектирования организации.

Методология исследования – методы анализа, обобщения и систематизации.

Глава 1 Теоретические особенности проектирования организаций и предприятий


1.1 Сущность и особенности проектирования организаций и предприятий

Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) – это процесс создания прототипа, прообраза возможного будущего состояния организации, предполагающий описание ее технических, экономических и социальных сторон. Целью организационного проектирования является поиск наиболее эффективного сочетания организационных элементов (структуры, персонала, задач и пр.) и установления между ними оптимального соответствия [1].

К основным процессам организационного проектирования относятся композиция, структуризация, регламентация и ориентация.

Композиция включает в себя [2]:

- направления и стратегические области деятельности организации;

- правовые формы организации;

- информационные и технологические взаимосвязи между подразделениями организации;

- принципы распределения полномочий и ответственности;

- степень централизации и децентрализации;

- модели взаимодействия организации со средой;

- финансовые и экономические механизмы организации;

- принципы подбора, мотивации, развития и продвижения персонала.

Структуризация нацелена на определение границ организации, конкретного состава и функций подразделений организации, ее организационной структуры, на определение численности персонала [3].

Регламентация предполагает формирование систем различных норм и правил функционирования организационных звеньев. Такими нормами являются [4]:

- права, обязанности и ответственность работников и структурных подразделений;

- процедуры выполнения тех или иных работ на уровне организации и в подразделениях;

- принципы распределения задач и работ между исполнителями;

- принципы работы с персоналом;

- объем, содержание, периодичность поступления или представления информации, в том числе отчетной;

- бюджетные финансово-экономические показатели;

- производственные натуральные показатели.

Основой регламентации является регламент, представляющий собой четко предписывающий условия, показатели, порядок, ограничения того или иного действия. Регламенты бывают техническими, организационными, финансово-экономическими, социальными.

Ориентация заключается в создании в рамках организации условий для упорядочения положения и движения людей и материальных объектов. Ориентация бывает [5]:

- нумерационной – шифры папок в архиве;

- словесной – таблички на дверях подразделений;


- словесно-нумерационной – комбинация того и другого;

- символической – условный рисунок;

- графической – схемы эвакуации персонала в случае пожара;

- цветовой – различная окраска стен.

Особое место в системе национальной экономики занимает организация или предприятие [6]. Предприятие является первичным структурным звеном народнохозяйственного комплекса России. Народнохозяйственный комплекс имеет особые отрасле­вые, региональные, воспроизводственные и другие структурные характеристики [1].

Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. Группировка носит условный характер, так как один и тот же субъект хозяйствования может быть отнесен одновременно к различным группам.

Для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Под сектором экономики понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Выделяют следующие секторы экономики [7]:

- сектор предприятий (организаций);

- сектор домашних хозяйств;

- сектор государственных учреждений;

- внешний сектор.

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль — это совокупность качественно однородных предприятий (организаций), характеризующихся единством [12]:

- экономического назначения продукции;

- однородностью потребляемого сырья;

- общностью технологического процесса и технической базы;

- особым профессиональным составом персонала;

- специфическими условиями работы и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

При определении отраслевой принадлежности предприятия его рассматривают как единое целое, относят к той или иной отрасли, исходя из того вида деятельности, который в момент регистрации является преобладающим [8].

Организационно-правовые формы коммерческих предприятий таковы:

- Хозяйственные товарищества. Существуют как полные товарищества, так и основанные на вере. Отличаются между собой степенью ответственности участников. Форма не является слишком популярной [9].

- Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства и паевых взносов. Хозяйственные партнерства. Их работу регулирует отдельный закон № 380-ФЗ. Очень редкая форма.

- Крестьянское хозяйство. Предприятие, которое обладает такой организационно-правовой формой, представляет собой объединение граждан для ведения сельского хозяйства. Основывается на их личном участии в бизнесе и имущественных вкладах.


- Хозяйственные общества. Это самый популярный вариант для коммерческих организаций. Представлены в виде обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО).

ООО – самая распространенная организационно-правовая форма. Такие компании: относятся к хозяйственным обществам, ведут коммерческую деятельность, приносят прибыль. Капитал ООО формируют вклады участников, разделенные на доли. Такая форма организации бизнеса подходит для предпринимателей, кого по тем или иным причинам не устраивает статус ИП. ООО можно быстро создать. Эта форма требует меньше финансовых затрат на содержание, чем АО [10].

АО – это вторая по популярности организационно-правовая форма юридического лица. Капитал организации разделен на определенное количество акций. АО делятся на публичные (ПАО) и непубличные (НАО). Главное отличие между ними в том, что в ПАО акции могут свободно отчуждаться, в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Рыночная экономика вызвала к жизни множество организационных форм, в которых реализуются процессы промышленного производства. Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн - это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества [11].

Также существуют конгломераты — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

В мировой практике также получили распространение и консорциумы — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

Стоит выделить и такую форму организации предприятий как картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании — соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Синдикатом выступает объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции [12].


Стратегический альянс (Strategic Alliance) – это соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

Принято выделять следующие формы интеграции компаний: вертикальная, горизонтальная и диагональная.

Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием – потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий. Речь идет, таким образом, об укреплении связей между смежными звеньями технологической и распределительно-сбытовой цепочек [1].

Горизонтальная интеграция представляет собой объединение предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции, предоставлении однотипных или сходных услуг. Она предполагает расширение доли группы на рынке, прежде всего за счет поглощения региональных предприятий аналогичного профиля для повышения конкурентоспособности производства, расширения рынка сбыта [13].

Под диагональной интеграцией понимается установление интеграционных связей с таким предприятием, которое не является смежным или однородным для данного, но включено в технологическую цепочку, содержащую однородные или (потенциально) смежные предприятия для стабилизации и увеличения доходов компании за счет деятельности в различных рыночных сегментах.

В современных условиях широкое распространение получает частичная интеграция, при которой часть продукции, используемой компанией, заку­пается на рынке, а остальная производится на собственных пред­приятиях [14].

Структура механизма микрорегулирования определяется характером экономических связей, в связи с чем различают:

- внутрихозяйственный механизм регулирования деятельности предприятий,

- механизм государственного регулирования.

Методы регулирования деятельности предприятий зависят от экономической системы, в которой они применяются, и подразделяются на прямые и косвенные, опосредованные рынком [15].

Различают следующие типы механизмов регулирования деятельности предприятия [3]:

- административный (командный),