Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование и реализация действенной финансовой политики является важной составной механизма регулирования социально-экономического развития страны. Глобализационные преобразования и значительная степень открытости отечественной экономики обуславливают необходимость усовершенствования институциональных механизмов и операционных рычагов финансового управления с учетом среднесрочных задач общественного развития. Механизм финансово-экономической политики должен включать комплексное взаимодействие инструментов, при помощи которых обеспечивается макроэкономическая стабильность государства.
В условиях экономических преобразований, целесообразным и актуальным является усовершенствование теоретико-методологических основ финансовой политики, повышение уровня ее адаптивной эффективности в процессе регулирования экономических циклов, усиления действенности механизмов поддержки конкурентоспособности, ограничения монополий в разных секторах экономики.
Важным является усиление финансовой стойкости бюджетной системы, надлежащее обоснование прогнозных значений бюджетных показателей с учетом влияния постепенного снижения частицы расходов сводного бюджета в валовом внутреннем продукте.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Финансовая политика Российской Федерации охватывает все сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия. Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития.
Знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией того, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Научный подход к выработке финансовой политик предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Среди весомых научных исследований зарубежных ученых в сфере институционального обеспечения финансовой политики, финансово-экономического регулирования можно назвать труды: Л. Абалкина, Н. Афанасьева, Дж. Бьюкенена, А. Вагнера, Р. Дорнбуш, Дж. М. Кейнса, П. Кругмана, А. Лаффера, В. Лебедева, Д. Рикардо, В. Родионовой, Д. Санса, П. Самуельсона, В. Сенчагова, А. Смита, Дж. Стиглица, В. Танзи, Я. Тинбергена, С. Фишера, М. Фридмана, Дж. Хикса, М. Ходоровича.
Вопросам формирования и реализации финансовой политики, ее влияния на социальное и экономическое развитие страны посвящены труды отечественных ученых: А. Барановского, О. Василика, В. Гейца, В. Глущенка, И. Луниной, И. Лютого, В. Опарина, Г. Пятаченка, В. Федосова, И. Чугунова, А. Чухна, И. Школьник, С. Юрия и других.
Вместе с этим, на данном этапе совершенствования финансово-экономических отношений, важным является углубление существа финансовой политики как составной институционального развития экономики, совершенствование положений относительно влияния инструментов государственного финансового регулирования на социальные и экономические процессы страны с учетом институциональных особенностей финансовой системы.
Необходимым является активизация инвестиционной активности субъектами хозяйствования с повышением уровня эффективности капитальных инвестиций, в том числе за счет использования механизмов государственной поддержки и стимулирующих мероприятий бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политики. Требуют повышения уровня обоснованности приоритетные направления финансовой политики исходя из основных задач социально-экономического развития, цикличной динамики экономики. Все это свидетельствует об актуальности проблемы.
Предмет исследования – финансовая политика.
Объект исследования – Россия.
Цель курсовой работы – рассмотреть финансовую политику государства.
Задачи, для достижения цели:
- раскрыть понятие финансовой политики;
- рассмотреть механизм реализации финансовой политики и ее виды ;
- раскрыть критерии эффективности финансовой политики;
- провести анализ финансовой политики России и ее эффективность;
- выявить проблемы финансовой политики России и направления их решения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие финансовой политики
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей.
Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств[1].
Финансы - связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективный характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории[2].
По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют характерное свойство, отличающее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики[3].
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика, как предмет, призвана найти ответы на следующие вопросы:
- как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач;
- как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов;
- необходимо ли для этого изменения этих механизмов;
- в каком направлении должна развиваться финансовое строительство;
- как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;
- каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом[4].
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества[5].
Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов[6].
Финансовая политика – это составная часть экономической политики страны, в которой конкретизированы основные направления развития производства, определены объемы финансовых ресурсов, а также направления их использования, разработан механизм стимулирования и регулирования социально-экономических процессов с помощью финансовых методов[7].
Важным аспектом финансовой политики выступает формирование финансового механизма, с помощью которого осуществляется государственная деятельность в финансовой сфере.
Под финансовым механизмом понимается система установленных правительством страны видов, форм и методов организации отношений, касающихся финансов.
Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, он изменяется в процессе решения тактических задач, именно поэтому можно наблюдать скорейшие изменения в финансовом механизме при переменах в экономической и социальной ситуации.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;
3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация)[8].
Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий[9].
Основная цель финансовой политики - максимальная мобилизация финансовых ресурсов государства и их эффективное использование.
Выделим важнейшие задачи финансовой политики:
1. Обеспечение условий, которые позволят сформировать максимально возможные финансовые ресурсы;
2. Рациональное распределение финансовых ресурсов и их использование;
3. Организация регулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов в стране;
4. Разработка оптимального финансового механизма, его развитие вместе с изменяющимися целями.
Результаты финансовой политики во многом зависят от качественного механизма обсуждения и реализации интересов всех слоев населения и имеющихся у страны объективных возможностей применения различных факторов воздействия на финансовую политику.
Государственная политика в области финансов во многом зависит от степени развития финансовой системы страны и самостоятельности отдельных звеньев.
Элементы финансовой политики представлены на рисунке 1[10].
Рис. 1. Основные составляющие политики в области финансов
Рассмотрим каждую составляющею подробно.
Налоговая политика — нацелена на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации.
Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов. Реализуется путем: изменения соотношения прямых и непрямых налогов; коррекции налогового механизма и его составляющих — базы, ставок и льгот; регулирования налогового бремени.
Налоговая политика, в достаточной степени, влияет на объемы и структуру доходной части сводного бюджета и отображает степень развития экономических процессов. Необходимо отметить, что налоговая политика нацелена на обеспечение достаточного уровня доходов бюджета путем установления оптимального показателя налогообложения и стимулирования экономического роста.
В процессе разработки и реализации налоговой политики важным и необходимым является учет и взаимосогласование целей, задач бюджетной политики, что положительно будет влиять на экономическое развитие общества[11].
Бюджетная политика – это правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации[12].
Бюджетная политика должна быть направлена на формирование оптимальной модели перераспределения финансово-экономических ресурсов между уровнями бюджетной системы с целью создания условий для обеспечения надлежащего развития воспроизводственных процессов в обществе. Приоритетными заданиями государственных финансовых институтов является повышение уровня конкурентоспособности экономики, оптимизации расходов бюджета, связанных со структурными преобразованиями системы социального обеспечения и налоговой системы[13].
От степени взвешенности и обоснованности решений относительно становления показателей частицы бюджетных расходов соответственно к функциям государства в валовом внутреннем продукте и общей структуре расходной части бюджета зависит результативность достижения и выполнения приоритетных задач бюджетной политики на плановый год и среднесрочную перспективу. За последние десять лет значение показателя частицы расходов сводного бюджета в валовом внутреннем продукте выросло на 6,9 %, что прежде всего, было вызвано ростом бюджетных расходов на социальную защиту и социальное обеспечение, образование и охрану здоровья[14].