ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2019

Просмотров: 461

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание славянской азбуки связано с именами Кирилла и Мефодия - «равноапостольных» просветителей, греков по происхождению, крестивших Болгарию, а во второй половине IX в. создавших старославянские алфавиты на основе староболгарского языка - кириллицу и глаголицу. Сначала «солунские» братья, из Солуни (нынешние Салоники), создали глаголицу, с помощью которой переписали первые церковные книги для южных славян, и крестили Болгарию. Позже из смешения глаголицы с элементами греческого письма возникла более легкая и удобная кириллица. Кириллический алфавит в России дважды подвергался серьезным изменениям - при Петре Великом и после октября 1917 г. В настоящее время древняя кириллица сохранилась как язык православного богослужения - церковнославянский .

После крещения Руси получила небывалый стимул к развитию восточнославянская письменность. По выражению академика Д.С. Лихачева, «с христианством пришла письменность иного, высочайшего класса. Это была письменность с устроением, со знаками препинания, с разделением на слова, с определенной грамматикой» .

Настоящими носителями древнерусского просвещения становятся монастыри, где велось русское летописание и собирались богатейшие библиотеки рукописных книг. Киево-Печерский монастырь стал крупным центром древнерусской образованности, воспитывавшим уважение к книжности как к христианской добродетели. В основе школьного монастырского образования лежали принципы «энкиклиос педиа» (греч. «всеохватывающее обучение», отсюда слово «энциклопедия»), включавшие диалектику, риторику, грамматику и богословие.

Рукописные книги писались на пергамене - тончайшей телячьей коже специальной выделки. Древнейшей из книг, дошедшей до нас, является «Остромирово Евангелие», названное по имени его владельца - новгородского посадника Остромира. Она датируется серединой XI в. В домонгольской Руси бытовала в основном переводная литература византийских, античных и других иностранных авторов. Однако постепенно в XI-XII вв. стали появляться оригинальные сочинения древнерусских авторов: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Основными жанрами древнерусской литературы были агиография (жития святых) и другая литература религиозного содержания. Но создавались и выдающиеся светские произведения, среди которых знаменитое «Слово о полку Игореве».

После принятия христианства Владимир организовал на Руси первые школы. Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические сочинения. Хотя основная масса книг была переводная, есть предположение, что при Владимире была составлена и первая русская летопись, охватывающая в изложении события от времени Рюрика до начала XI в.


Книги были дороги, до народа не доходили, и он нашел выход отражению своим чаяниям и представлениям о политике Руси в устном народном творчестве, в былинах, появление которых многие ученые относят ко времени княжения Владимира. Это былины о борьбе Добрыни со змеем, об Алеше Поповиче и Тугарыне Змеевиче, о Соловье-разбойнике, целый цикл былин об Илье Муромце и т.д. В князе Владимире народ видел выдающегося политического деятеля, символ государственного единства Руси. Но положительно относясь к нему, былины не идеализируют его: подчеркивается разница между ним и богатырями. Князь - только центр, вокруг которого группируются богатыри. Именно они с их подвигами, силой, добротой, справедливостью - истинные ныразители идеалов народных масс.

С принятием христианства на Руси получило широкое распространение монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой стала Десятинная церковь в Киеве, возведенная греческими мастерами, По примеру Константинополя в XI-XII вв. были построены храмы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, соединившие византийский канон с местными условиями и требованиями киевского князя. Шедевром древнерусской архитектуры принято считать Золотые ворота в Киеве. Во Владимире, Суздале, Смоленске, Ростове были возведены Успенские соборы, отличавшиеся величественностью и изяществом формы. Не случайно впоследствии при строительстве Успенского собора Московского Кремля был взят за образец Владимирский Успенский собор.

Из Византии были заимствованы основы церковной архитектуры, сам тип крестово-купольного храма, повсеместно утвердившийся на Руси. Храм воспроизводил картину мира в соответствии со строгой иерархией как выражением божественного порядка. Древняя Русь восприняла византийскую систему сводчатых и купольных перекрытий, строительство зданий изысканной пространственной конфигурации и большой высоты. Однако чисто русским явлением, преобразившим облик византийского крестово-купольного храма, стало многоглавие куполов.

В различных областях использовались разные материалы для храмового зодчества: в Киеве, Смоленске и Чернигове - плинфа, т.е. плоский кирпич больших размеров, в Новгороде - известняк, во Владимире и Суздале - белый камень. Белокаменная резьба с растительным и животным орнаментом, украшавшая стены Успенского и Дмитриевского соборов, Золотые ворота во Владимире и другие древнерусские сооружения, уникальна и совершенна по исполнению.

Из Византии пришли на Русь три основные вида изобразительного искусства: мозаика (красочный узор из кусочков смальты), фреска (роспись на стене, выполненная специальными красками по сырой штукатурке) и икона (от греч. эйкон - образ). Первыми живописцами были греческие мастера, создавшие наиболее почитаемую на Руси чудотворную икону Владимирской богоматери (ныне хранится в Третьяковской галерее), мозаичную Богоматерь Оранту (от греч. оранта - молящаяся), фрески Киевской Святой Софии и другие непревзойденные шедевры. Византийская легенда о заступничестве Богородицы в борьбе с иноверцами способствовала тому, что на Руси Богородица стала почитаться как защитница русского воинства. В специальных школах при монастырях по византийским образцам учились первые русские мастера-живописцы.


Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного цела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам.

Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.

В заключении следует отметить, что влияние православия на культуру Руси носило двойственный характер. Отрицательно он сказался на устном народном творчестве и культуре народных масс, пытавшихся исповедовать веру предков (особенно в сельских местностях), и положительно - на городскую культуру и культуру высших слоев общества, дав толчок развитию литературы, архитектуры, живописи, развив в этих направлениях уровень мастерства, достигнутый в языческий период.

2.Образование и искусство княжеской эпохи



Особый подъем образование получила за Ярослава Мудрого Он собрал огромную по тому времени библиотеку, привлекал в школах способных детей не только князей и духовенства, но и простых горожан.

Развитие науки происходило прежде всего под влиянием Византии, что, с одной стороны, открывало доступ к научным произведений греческих и римских ученых, а с другой - подавляло развитие собственной научной мысли и С переведенных книг черпали научные знания о природе, географии, философии Были в Руси-Украине и свои философы, а именно митрополит Клим Смолятич и волынский князь Владимир Василькович Знания г алузи математики сводились к простым четырех действий над числами, дробей и начисление процентов Сведения о медицине ограничивались практическими потребностями Первыми врачами были знахари и знахари согласия ом лекарственные знания значительно углубились Среди медиков украинского происхождения второй половины XI в упоминаются в летописях Демьян пресвитер и Агапит лечец, который умел делать хирургические операции операції.

Высокого уровня в Руси-Украине достигло летописания Оно базировалось на различных источниках: рассказах, народных преданиях, житиях святых, иностранных хрониках Первый известный ныне летопись написан во времена Ярослава Мудрого (1039) Исторические записи вели монах Печерского монастыря Никон Великий (около 1069-1073), игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр, волынский княжеский летописец Василий Монах-летописец Нестор около 1112 р упорядочил \"Повесть временных лет\", где говорилось, \"откуда пошла Русская земля, и кто в ней начал сначала княжить, и как Русская земля возникла\" Выдающимися памятниками того времени также Киевский и Галицко-Волынская летописи, \"Поучение Владимира Мономаха своим детям\", церковные произведения митрополита Илариона, \"Житие Феодосия Печерского\", \"Хождение\" Даниила Паломника в Иерусалим, \"Киево- Печерский патерик \"и иила Паломника в Єрусалим, "Києво-Печерський патерик" та ін.


Наряду с летописями и церковными произведениями значительное место занимала и переводная светская литература Среди ее образцов можно назвать \"Моление Даниила Заточника\", сборник политических жизненных советов и афоризмы ей, написанный в XII-XIII сXII—XIII ст.

В литературных произведениях того времени приобрело отражение и общественную жизнь Руси-Украины их авторы с болью рассказывали о княжеские распри и вражеские нападения, о горе, которого страна испытывала от врагов, ср суджувалы княжеские междоусобицы, изображали картину героической борьбы с иноземными захватчиками, призывали к объединению Значительное количество литературных памятников того времени погибла.

Большое распространение получила устное народное творчество - сказки, песни, былины, легенды, в которых народ отражал важнейшие события и явления, прославлял защитников Отечества от иностранных нападающих в Существенным многом благодаря устном народном творчестве образы прошлого дошли до наших днейв.

Среди различных отраслей изобразительного искусства в Руси-Украине высокого уровня достигло искусство оформления рукописной книги Сохранилось немало памятников живописи, в частности иконы \"Борис и Глеб\", \"Свенска Богоматерь \"Славился ювелирное ремесло, керамическое, в частности изготовление декоративных плиток для оформления интерьеров сооружений, резьба на костях и т.д. Известно искусство киевских ювелиров-мастеров тонкой обработки драгоценных металлов В технике художественного ремесла широко применяли известные издавна гравировка, чеканка, инкрустация, тонкое металлическое литье, филигрань, чернь, скань, эмаль и иернь, скань, емаль та ін.

Развивалось музыкальное искусство Музыка записывалась нотными знаками Среди музыкальных инструментов были известны трубы, дудки, свирели, флейты, гусли, бубны и т.п. При княжеских дворцах создавались музыкальные ансамбли, а при церквях – хоры.

Киевская Русь славилась умелыми ремесленниками Было известно около 60 ремесленных профессий Важными отраслями ремесла были металлургия, литейное дело, обработка железа Имела место специализация кузнечного дела и хорошо развивались гончарство, стекольное производство, обработка дерева, портниха, шевство т.д. Изготавливали орудия труда, изделия для домашнего обихода, оружие, военную амуницию, драгоценные вещи Ваг Омега место занимало строительство кораблей - небольших судов с веслами и парусами, на которых могли поместиться до 100 оси00 осіб.

Древнерусские зодчие талантливо возводили сложные деревянные и каменные сооружения, поражали размерами, пропорциональностью и красотой внутреннего убранства Символами расцвета Киевской Руси стали Софийский соб бор, Золотые ворота, Успенский собор, Десятинная церковь в Киеве, великолепные храмы и дворцы в Чернигове, Переяславе, Галиче, многих других городах Известными культовыми сооружениями были ансамбли Михайловского Златоверхого собора, Выдубицкого монастыря Строения украшали резьбой по дереву и кости, настенной мозаикой, фресками, резными каменными деталями, иконамами.






3) Культура Галицко-Волынского княжества

1.   Особенностиразвития культуры Галицко-Волынского княжества. КультураГалицко-Волынского княжества является составной частью культуры Руси. При томона заметно отличается от культуры других земель, имея собственные самобытныечерты и оригинальность. Даже после монголо-татарского нашествия на протяжениивека Галицко-Волынская Русь не отставала в своем культурном развитииот соседних государств, а в ряде случаев стала родиной творческих достижений, чтообогатили всю тогдашнюю восточноевропейскую культуру.

КультураГалицко-Волынского княжества была открытой для влияний западной и восточнойкультур, но при этом не теряла своей восточнославянской специфики.

Большое влияние накультуру региона имела православная церковь, которая, несмотря на политические неурядицы,сохраняла основные культурные традиции.

КультураГалицко-Волынского княжества стала одной из составных частей формированияукраинской культуры.

Несмотря на точто черты культуры Галицкой и Волынской земель имеют различия, ихразвитие происходило одновременно, а процессы были одинаковыми. Это позволяет ученымрассматривать культуру Галицко-Волынского княжества как целостный феномен. 

2.   Образование. Для нуждгосударства и распространение и утверждение христианской веры требовались грамотные иобразованные люди. Образование в Галицких и Волынских землях продолжала традицииКиевской Руси. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрахсуществовали школы. К ним принимали мальчиков с семи лет. Пройдя курсобучения, они работали писарями в княжеской или епископской канцелярии,становились священниками или продолжали дело отцов. Распространенным было и обучениена дому, особенно для детей бояр, обитавших в загородных усадьбах.

В Галицкой и Волынскойземлях также существовали библиотеки при монастырях и княжеских палатах, где можнобыло углубить свои знания. Есть сведения о большой библиотеку князя ВладимираВасильковича. 

Найденные предметыдля письма, надписи на стенах церквей, бересте, вещах, оружия и орудиях труда(Метки) свидетельствуют, что среди ремесленников, купцов, бояр и дружинников былараспространена грамотность. Бронзовые и костяные писала для писания на восковыхтаблицах археологи нашли в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Берестье (Бресте)берестяные грамоты - в Звенигородке и Бресте. Сохранились и пергаментные грамотыкнязей.

О значительномраспространение образования, по крайней мере среди состоятельных слоев населения Галицко-Волынскогокняжества, косвенно свидетельствуют памятники древнерусской письменности XII-XIIIст. В одном летописи, кроме Галицко-Волынского, невозможно найти такойколичества упоминаний о писцов, княжеские канцелярии, архивы, грамоты, завещания,купчие и т.п.