ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2019
Просмотров: 472
Скачиваний: 1
3. Литература илетописания. До нашего времени не сохранились памятники светскойлитературы Галицко-Волынской Руси, хотя их существование несомненно. К такимпроизведений некоторые исследователи относят «Повесть об ослеплении Василька».
Летописания вГалицко-Волынском княжестве имело свои особенности. Одни исследователисчитают, что оно было продолжением традиций киевских летописцев, другиеутверждают, что здесь существовала совершенно иная традиция: написание отдельных повестей,своеобразных светских житий князя, которые впоследствии были объединены в единое произведение.
Раннеголетописной достопримечательностью края является «Повесть об ослеплении Василька», написанная 1097неизвестным автором. В ней рассказывается о трагической судьбе теребовлянскогокнязя Василька Ростиславича, который ослепил волынский князь.
Самой яркойпамятником летописания Галицко-Волынского княжества является «Галицко-Волынскийлетопись ». Он был найден в 1809 г. выдающимся русским историком М.Карамзиным.
Особенностьюлетописи является то, что он сначала был литературным произведением без разделения на годы.Хронологию в нем проставили впоследствии переписчики, но с большими ошибками.Кроме художественной самобытности, он выделяется своим глубоким содержанием.Летописцы, которых, по мнению ученых, было не менее пяти, умело передают чертысвоего времени, детали неспокойного времени.
Летописьсостоит из двух основных, различных по объему и характеру частей: ЛетописцаДанила Галицкого (повествует о событиях 1205-1258 гг) и Волынской летописи(1258-1290 гг.) Летопись создан из отдельных повестей, которые были объединеныпозднейшими составителями. Центральной частью произведения жизнь князя ДаниилаГалицкого.
Летопись даетширокую картину событий и соседних земель: Венгрии, Польши, Литвы, других русскихкняжеств, Орды. Сведения летописи - почти единственный источник, который дает возможность восновном воспроизвести события в Мазовецком княжестве и Литве этого периода.
Волынская частьлетописи отмечается особенно высокими литературными достоинствами,эмоциональностью и лиризмом изложения. Здесь много внимания уделено развитию культурына землях Галичины и Волыни.
Идейно летописьбыл направлен против боярского своеволия и прославлял русскую оружие и Русскуюземлю.
Летопись такжеценным источником для изучения древнеукраинской языка, ведь он содержит многохарактерных для нее слов, оборотов, пословиц.
4. Архитектура. Наличиекаменных зданий является весомым свидетельством развития того или иного региона.Галицкие и Волынские города богаты каменные сооружения: храмы, княжескиедворцы, замки, укрепленные дворы бояр.
Сначалакаменными были только храмы и княжеские палаты.
Первые каменныехрамы в Галичине и Волыни появляются довольно рано - с конца IX - начала Хвека, что было обусловлено влиянием чешской архитектуры. Но, увы, подавляющеебольшинство храмов конца IX-XIII вв. навсегда потеряна.
В XII-XIII вв.сформировались Волынская и Галицкая архитектурные школы. На волынских строителейощутимое влияние оказало Киевская школа, а галицкие архитекторы использоваликак традиции Киевской Руси, так и достояние западноевропейских мастеров.
Среди сохранившихсявремя монументальных сооружений является Успенский собор во Владимире-Волынском. Он построенВ 1160 г. киевскими мастерами по приказу князя Мстислава Изяславича. Эташестистопный однокупольная здание имеет простой, но одновременно величественный вид.
Его современник -Успенский собор в Галиче, построенный Ярославом Осмомыслом (1157 г.), - сохранилсядо нашего времени лишь в виде руин. Это был четырехстопный однокупольный храм,окруженный галереями и украшен белокаменной резьбой. Он является яркимвыразителем галицкой архитектурной школы, которая много заимствовала из распространенногов Европе романского стиля.
В Галиче строилине из кирпича, а из местного камня, используя различные породы алебастра иизвестняка. На территории города археологи нашли около тридцати каменныхзданий. К особенностям галицкой архитектуры принадлежит также способоблицовка стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов,орлов, воинов, с растительными и геометрическими орнаментами.
На месте древнегоГалича (теперь здесь размещается село Крылос) до нашего времени сохранился храм Св.Пантелеймона (XII-XIII века), который также является ярким представителем галицкойархитектурной школы.
Об богатства иархитектурные особенности галицко-волынских храмов дает представление описание церквиИоанна Златоуста в Холме (XIII в.)
Документы рассказывают
Описание церквиИоанна Златоуста в Холме (за «Галицко-Волынская летопись»)
«Построил онцерковь святого Иоанна, красивую и нарядную. Здание ее была устроена так: четыресводы; в каждом углу - арка, стоявшая на четырех человеческих головах,вырезанных каким мастером. Три окна были украшены римским стеклом (витражами- Авт.), При входе в алтарь стояли два столба из целого камня, а над нимисводы и купол, украшенный золотыми звездами на лазури. Пол внутрибыла отлита из меди и чистого олова, и блистала она, как зеркало ... Узоры,разноцветные и золотые, сделанные умельцем Авдия ... Скульптурные украшения былиокрашены всеми цветами и золотом. Внешние фрески были чрезвычайнохорошие ... Иконы удивительные ... Он (Даниил - авт.) Украсил иконы, привез сКиев, драгоценными камнями и золотым бисером. Колокола он привез из Киева, адругие были отлиты здесь ... »
III Культура Украины Литовско-Польского периода
-
Исторические условия развития украинской культуры Литовско-Польского периода
Возрождение, украинский Ренессанс XV - XVII вв. - Важный этап развития философско-гуманистической мысли в Украине. Оживление философско-гуманистической мысли приходится на литовско-польскую эпоху в истории Украины. Возрождение пришло на землю Украины с севера Европы в форме Реформации.
В конце XV - XVII вв. в Западной Европе, на почве борьбы крестьянства и буржуазии, рождающейся против феодальных устоев и религиозных выступлений против католической церкви, возникает социально политическое движение - Реформация. Тогда же в Германии и где либо других странах Европы возникает протестантская церковь, а в Англии - англиканская. Из Западной Европы Реформация распространилась на Речь Посполитую, а оттуда и на Украину. Протестантское движение основными требованиями выдвигал: ограничение привилегий католического духовенства, установление простых и понятных церковных обрядов, контроль мирян за деятельностью церкви, отделения церкви от государства, ведения службы не на латинском, а на украинском языке. Ослабление духовного диктата католицизма на Украине дало толчок развитию науки и культуры, появлению светского образования. С XV в. благородное и мещанское юношество все чаще вступает в немецких, итальянских университетов, осваивая элементы гуманизма и Ренессанса. Украинский не только в одиночку, но и одновременно группами получали образование на чужбине - в Праге, Кракове, Вильно, Лейпциге, Амстердаме, Париже, Оксфорде, Кембридже, Риме, Падуе, Кенигсберге и других культурных и научных центрах. Только в XVI - XVIII вв. несколько десятков украинских получивших образование за рубежом. Но учились там не только представители религиозных движений. На Украину украинской привозили западноевропейские идеи, в том числе и философские библиотеки, рукописи, конспекты лекций западных философских школ. Выходцы из Украины не только изучали философию в других странах, но и становились там профессорами. Активно стал выезжать в страны Запада и торговый люд, а богачи считали своим долгом посещать крупные города Германии и Франции. Многие иностранных путешественников, военных, священников, учителей, а иногда и ученых, посещали Украину.
Тогда же растет интерес к социально-политической и гуманистической тематики. Это вызвано тем, что в 30-х годах XVI в. под давлением выступлений народных масс против литовских феодалов удалось возродить независимость Киевского удельного княжества, в которое вошли: Киевщина, Переяславщина, часть Чернигово-Сиверщины, Полесья, Житомирская и вся территория между Днепром и Днестром, к побережью Черного моря. Эта независимость продолжалась до 1471 и способствовала возникновению городов княжества. Центрами средневековой культуры Украины стали города Правобережья. В Киеве, Львове, Остроге и других городах создаются типографии. Активно переводятся некоторые светские произведения. В светских произведениях «Аристотелю врата» и других, говорится о могуществе человеческого разума. Человек может не только познавать окружающий мир, но и приспособить его к своим потребностям. Проявление такой тенденции: стремление к математических, астрономических и других естественнонаучных знаний, которые дают человеку власть над природой. Не угасает и интерес к античной философии. Появляются новые переводы сочинений Платона, Аристотеля, Демокрита, Эпикура. Распространяются и известны еще в период Киевской Руси сборки апокрифических трудов писателей Византии - «Пчела», «Пролог» и другие, а также оригинальные работы Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Феодосия Печерского, первых киевских митрополитов. Ренесанской явления в культуре Украины конца XV ??- начала XVII вв. имели ярко выраженный национальный характер. Объясняется это тем, что носители духовной культуры опирались на общие идеи, ставили целью возрождение античной культуры, использовали древние языки (латынь), ориентировались па создание единой международной «государства ученых».
Во второй половине XVI в. положение в Украине заметно изменилось. Захват Речью Посполитой (после подписания с Литвой Люблинской унии 1569 года) украинских земель привело к усилению социального, национального и религиозного гнета. Польские заправилы и католическая церковь активно вели полонизации и окатоличивания украинского народа (украинский стали называть «малополякамы», а Украина получила название «Малая Польша»), В Украине возникают иезуитские школы, которые отличались отличным подбором преподавателей и способностью воспитывать у молодежи безупречное подчинение римской католической церкви. Все это вызвало негативную реакцию украинской интеллигенции. Прогрессивные украинские деятели разворачивают упорную борьбу за сохранение, возрождение и утверждение украинской культуры, образования, за освобождение от влияния католицизма.
-
Развитие образования и науки в Украине
Одной из форм борьбы украинского народа против колонизации и окатоличивания стали объединение прогрессивной интеллигенции - братства. Самое старое из них Львовское братство, созданное в 80-х годах XVI в. Затем братства возникают в Киеве (1615), Луцке (1617) и в городах: Острог, Галич, Винница, Могилев, Люблин и др.. Тогда украинские магнаты и практически все православные иерархии приняли унию - католицизм. Братства ставили целью защитить язык, культуру, веру, традиции украинского народа. Братства организовали и финансировали строительство православных церквей, школ и типографий. И если с начала деятельности братства провозгласили себя хранителями истинной сути христианства, стремились к античности и возрождения культурных памятников Киевской Руси, то позже стали на путь использования латинского и греко-славянской культуры. Это вызывалось необходимостью логического обоснования защиты мировоззренческих принципов украинского народа. Обуславливалась истинность православной догматики, ее сравнивали с принципами католической схоластики. Именно это и становится предметом рассмотрения и изучения в братствах и братских школах, которые стали оплотом против польской культурно-религиозной репрессии. Возникает в Украине и военно-политическая организация отпора политико - экономической агрессии Польши - украинское казачество. В 1618 году Запорожское казачество, возглавляемое гетманом Петром Сагайдачным, вступает в Киевское братство.
Возникновение книго печати старославянском языке имело большое значение для возрождения украинской культуры. Большая заслуга принадлежит Франциско Скорине - выдающемуся славянских просветителей. Франциск Скорина перевел с латыни и греческого на понятный для простолюдинов старославянский язык ряд богословских книг («Псалтырь», «Библия», «Апостол» и др.).. В начале 20-х годов XVI в. Франциск Скорина основал первую в великом княжестве Литовском типографию. И Франциск Скорина не только основатель книгопечатания, но и непревзойденный художник. Философские взгляды Франциска Скорины имели элементы нового рационалистического мышления, сочетались с религиозной схоластикой. Пафос естествоиспытателя сочетался с уважением Святого писания. Франциск Скорина утверждал, хотя непоследовательно, равенство человека перед законом, мечтал о всеобщем экономическое равенство, но не отрицал основ феодальных порядков. Высоко ценя и пропагандируя ученость и образование с гуманистических позиций, возлагал большие надежды на победу человека над злом.
Позже просвещение Франциска Скорины продолжил Иван Федоров, основатель книгопечатания в России и Украине.
Появление в Украине значительного количества высокообразованных людей, формирования книгодрукарськои базы создали предпосылки для осуществления следующего задания Ренессанса продвижения образования, науки и культуры в широкие слои простого люда. И эта задача стала успешно решаться во второй половине XVI в. Началось активное основания в городах новых народных школ. Только князь Константин Острожский основал несколько школ в Турове (1572), Владимир - Волынском (1577) и других городах. Это создало возможность ликвидации значительного разрыва в уровне образования между элитой украинского общества и простым народом. И эта задача была успешно решена украинской просветителями менее чем за сто лет. В подтверждение в 1653 году архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Макария в поездке в Москву, путешествуя Украины, отметил, что украинские «люди ученые, разбираются в науках и законах, хорошие знатоки риторики, логики и всякой философии». Вместе с созданием широкой сети народных школ перед просветителями Украине стояло еще одна важная задача - создание высшей школы Украины. Только высшая школа способна создать действительно широкие слои учителей, писателей, духовных пастырей, способных поднять украинскую культуру и сохранить украинский народ от ассимиляции.
-
Религия и искусство
Формирование и развитие украинской культуры в XIV-XVII вв происходил в эпоху Возрождения, которая представляла собой переходный этап от Средневековья к Новому времени Важнейшими чертами культуры Возрождения бу ули: а) индивидуализм и эмансипация личности от влияния церкви, б) светский характер мышления и общественного поведения человека в) секуляризация искусства Возрождения или Ренессанс (фр Renaissance - \"Возрождение\") представляла собой целую эпоху в развитии ряда стран Западной и Центральной Европы - в Италии XIV-XVI вв, в других странах - конец XV - начало 17 с- початок 17 ст.
Идеологической константой Возрождения был гуманизм На формировании культуры Возрождения оказали влияние и раннебуржуазных отношения, зародившиеся в итальянских городах-государствах Флоренции, Милане, Феррари и др. Молодая действенная и активная буржуазия начинает все больше заявлять о своих правах и добивается отмены освященной Церковью сословно-иерерхичнои государственной системми.
На основе процессов, которые инициировало Возрождения, зародилась и приобрела распространение Реформация - широкое религиозное и социально-политическое движение, направленное на реформирование христианского вероучения и церкви Непосредственным толчком к Реформации стали глубокие кризисные явления, охватившие католические ку церковь, а также изменение сознания и мироощущения людей под влиянием новых капиталистических отношений Результатом Реформации стало отпадение от Католической церкви большой разновидности христианства - протестантизма, составлял конгломерат различных течений и группировокнь.