Файл: Как писать концепцию.pdf

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 2600

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

3. 

Описание проблем и формирование концепции 

информационной системы 

3.1  Проблемы предметной области 

В  данном  разделе  приведены  результаты  проблемного  анализа 

предметной области. 

Анализ  осуществлен  с  точки  зрения  сотрудников  магазина, 

стремящихся решить ряд проблем по средствам внедрения информационной 

системы.  Под  проблемой  понимается  препятствие,  которое  стоит  на  пути 

достижения цели, либо требует дополнительных ресурсов для ее решения. 

Проблемный  анализ  предметной  области  осуществляется  на  основе 

диаграммы 

модели 

предметной 

области, 

разработанной 

на 

этапе 

концептуального моделирования предметной области. 

В  результате  проведения  проблемного  анализа  выявлены  следующие 

проблемы: 

1. 

Необоснованные  затраты  времени  кассира  на  ввод  номера 

чека и номера или номера товара. 

2. 

Затраты времени на устранения ошибок ввода номера товара в 

случае неправильного ввода. 

3.2  Концепция информационно системы 

Концепцию  ИС  иногда  называют  моделью  требований  или  моделью 

желаемого 

результата. 

Содержание 

концепции 

(модели 

желаемого 

результата),  используемого  в  процессе  проектирования  курсового  проекта, 

определяет  первую  модель  ИС  и  упрощенно  выполняет  функции 

технического задания и описания постановки задач.  

Концепция  ИС  содержит  набор  требований,  сгруппированный  как 

минимум в три подраздела:  


background image

 

 

1. 

Основные  понятия,  которые  должна  использовать  в  процессе 

функционирования ИС; 

2. 

Функциональные 

требования 

(или 

функциональные 

возможности),  которыми  должна  удовлетворять  (обладать)  ИС  для  того, 

чтобы успешно решать проблемы;  

Нефункциональные  требования,  которые  определяют  другие  аспекты 

построения  ИС  (режимы  работы,  среда  разработки,  типовую  архитектуру, 

используемые форматы данных и т.п. 

3.2.1 Основные понятия 

1. 

Магазин  –  организация,  осуществляющая  продажу  компьютерного 

оборудования. 

2. 

Склад – место временного хранения оборудования. 

3. 

Ассистент  –  сотрудник  магазина,  осуществляющий  работу  с 

клиентом, связанную с консультацией клиента. 

4. 

Клиент – человек, желающий приобрести оборудование. 

5. 

Кассир  –  сотрудник,  осуществляющий  прием  оплаты  клиентом 

товара. 

6. 

Каталог  –  перечень  оборудования  на  складе  магазина  с  описанием 

параметров. 

7. 

Гарантийный  талон  –  документ,  содержащий  перечень  обязательств 

со стороны магазина в работоспособности оборудования. 

8. 

Счет  на  оплату  –  документ,  содержащий  информацию  об 

оборудовании, сумму к оплате и требование к оплате в кассе банка. 

9. 

Чек – документ, выдаваемый клиенту после оплаты квитанции. 

3.2.2 Функциональные требования 

В 

данном 

разделе 

содержится 

перечень 

функциональных 

возможностей,  которыми  должна  обладать  ИС  для  успешного  решения 


background image

 

 

проблем,  выявленных  в  результате  проблемного  анализа  предметной 

области.  Кроме  основных  требований  в  данном  разделе  перечислены 

обеспечивающие  требования,  которые  относятся  к  функциональным 

возможностям администрирования, проверки данных. 

3.2.2.1 

Основные требования 

1. 

Формировать  электронное  требование  на  оплату  посредством 

считывания сканером штрих - кода с квитанции и последующего связывания 

его с записью из каталога оборудования; 

2. 

Формировать  кассовый  чек  покупки  на  основе  электронного 

требования на оплату. 

3.2.2.2 

Обеспечивающие требования 

1. 

Обеспечивать  защиту  информации  от  несанкционированного 

доступа и изменения; 

2. 

Обеспечивать проверку правильности данных.  

3.2.3 Нефункциональные требования 

В данном разделе содержится перечень нефункциональных требований 

к  возможностям  ИС,  условиям  ее  функционирования,  ограничениям 

реализации, 

требованиям 

к 

производительности, 

расширяемости. 

Перечислим основные нефункциональные требования: 

1. 

С 

учетом 

возможности 

роста 

групп 

товаров 

должна 

присутствовать возможность расширения системы. 

2. 

Иметь  удобный  пользовательский  интерфейс,  обеспечивающий 

безопасность работы. 

3. 

Использовать современное аппаратное обеспечение. 

4. 

Поддерживать  большие  объемы  хранимых  данных  по  каталогу 

оборудования. 


background image

 

 

4. 

Концептуальная модель информационной системы 

При  решении  задач  курсового  проекта  будем  рассматривать 

программную  архитектуру  как  архитектуру  взаимодействия  классов, 

организованную  в  три  слоя  (представление,  предметная  область,  источник 

данных)  в  рамках  одного  приложения.  Основные  высказывания  о 

программной архитектуре заимствуются из описаний шаблонов архитектуры. 

Для  разработки  архитектуры  информационной  системы  выбран  шаблон 

трехслойной  архитектуры.  Представим  основные  высказывания  по  каждому 

слою архитектуры: 

1. 

Слой представления: предоставляет услуги отображения данных, 

обработки  событий  пользовательского  интерфейса  (щелчки  мыши,  нажатия 

клавиш). 

2. 

Слой  предметной  области:  выполняет  вычисления  на  основе 

вводимых и хранимых данных, проверку всех элементов данных и обработку 

команд, поступающих от слоя представления, а также передачу информации 

слою источника данных. 

3. 

Слой  источника  данных:  выполняет  обращения  к  базе  данных, 

обмен сообщениями, мониторинг транзакций. 

Результат  разработки  концептуальной  модели  информационной 

системы представлен на рисунке ниже: 

 

№ 

Наименование класса 

Назначение класса 

Слой представления 

1. 

E-UI-Manager 

Граничный 

класс, 

отвечающий 

за 

отображение  формы  каталога  оборудования, 

параметров  поиска  и  результатов  поиска  в 

каталоге. 

2. 

E-UI-Cashier 

Граничный 

класс, 

отвечающий 

за 

отображение  формы  требования,  атрибутов 


background image

 

 

покупки  оборудования  (номер  чека,  номер 

товара),  параметров  и  результатов  поиска 

требований оплаты 

3. 

Wtrixkod-UI-

Cashier 

Граничный  класс,  отвечающий  за  обработку 

сканирования штрих-кода квитанции 

4. 

Rules 

Класс хранения, содержащий данные бизнес-

правил 

5. 

ControllerAuto 

Управляющий 

класс, 

методы 

которого 

отвечают  за  управление  приложением  в 

целом 

Слой предметной области 

6. 

Serv_vizov 

Граничный 

класс, 

отвечающий 

за 

взаимодействие  с  классами  слоя  предметной 

области 

 

7. 

E-KvAuto 

Класс  хранения,  содержащий  ключевые 

данные 

об 

оборудовании 

в 

каталоге 

посредством квитанции 

8. 

E-Auto_Spec 

Класс хранения, содержащий характеристики 

оборудования  в  каталоге  (производитель, 

модель) 

9. 

E-Sotrudnik 

Класс 

хранения, 

содержащий 

данные 

сотрудников,  являющихся  пользователями 

информационной системы 

10. 

E-Rights 

Класс  хранения  прав  доступа  пользователей 

информационной системы 

11. 

E-TrebovanieOpl 

Класс 

хранения 

ключевых 

данных 

требования на оплату 

12. 

E-

Класс 

хранения, 

содержащий 

данные